Дидактические игры по изо деятельности. Дидактические игры по рисованию для детей старшей и подготовительной групп Скачать дидактические игры по рисованию

Главная / Люди

Дидактические игры и упражнения по рисованию для развития воображения.

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

«Радуга»

Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

«Черное и белое»

Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

«Разноцветное домино»

Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

«Веселые обезьянки»

Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников

"Волшебный круг" (цветовой круг»)

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

"Подводный мир"

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

"Придумай пейзаж"

В игре могут принимать участие от 3-6 детей. Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

« Подбери изображения к игрушке»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете . Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»

Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия : Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.

«На что похоже»

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«Собери узор»

Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«Превращалочка».

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«Камушки на берегу»

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«Веселый гном»

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картина на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«На что это похоже»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

«Чудесный лес»

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

«Перевертыши»

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.


Дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры на занятиях по изодеятельности в детском саду»

Матвеева Евгения Александровна, воспитатель МДОУ – детский сад №16 «Малышок», г. Серпухов, М.О.

Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию. Я предлагаю вашему вниманию примеры таких игр, которые я использую в своей работе.

1. Игра «Цветные корзинки»

Первая игра используется с самыми маленькими детьми и называется "Цветные корзинки".
Цель игры: игра направлена изучение цветов детьми 2,5-3,5 лет, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.
Ход игры: детям предлагается собрать в корзинки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в корзинку того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

2. Игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

3. Игра «Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

4. Игра «Волшебный пейзаж»

Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки.
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью. (подготовительная группа).


5

Игра «Собери пейзаж»

На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.


6.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

7. Игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.


Каждую из этих игр можно нарисовать самим или изготовить при помощи компьютера и цветного принтера.

Изобразительная деятельность, в том числе и нетрадиционные техники рисования в детском саду направлена на достижение целевых ориентиров: овладение основными видами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской, активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками, проявление любознательности (ФГОС II 4.6.)

При планировании совместной деятельности в работе с нетрадиционными материалами нужно обязательно учитывать возрастные особенности детей и индивидуальный подход.

Нетрадиционные способы изобразительной деятельности более доступны детям дошкольного возраста, чем традиционные. Они позволяют чувствовать раскованность, смелость, быть непосредственными, создают прекрасные условия для творческой деятельности.

Для детей 3-х лет более простым в освоении являются пальчиковая, ладонная трафаретная техники, печатание различными бросовыми материалами: цилиндриками, кубиками, крышками, поролоновыми тычками, ватными палочками, печатками из картофеля, моркови. Например, изображая осенний пейзаж – листья, ребята используют «тычки» ватными палочками, грибы печатками из картофеля, тучи – поролоновым тычком. Этой же техникой детям 3-х лет можно украсить платочки, рукавички для мамы, шляпку мухомора и т.д.

Я в своей работе использую карточки для изображения нетрадиционными способами. Карточки можно заламинировать и использовать неоднократно. Предлагаю вашему вниманию некоторые карточки:

Рисуем пальчиками «Землянички»

Рисуем пальчиками «Зёрнышки для цыплят»

Рисуем пальчиками «Укрась мухомор»

Рисуем ватными палочками «Пятнышки для божьей коровки»

Рисуем ватными палочками «Укрась сарафан Матрёшке»

Рисуем ватными палочками «Ниточки для шаров»

Рисуем ладошками «Осьминог»

Рисуем ладошками «Цветы»

Рисуем поролоновым тычком «Расчистим дорогу от снега»

Рисуем поролоновым тычком «Волны»

Рисуем штампом «Колёса для поезда»

Рисуем штампом «Окна домов»

Дидактические игры

«Подбери по цвету»

Цель: закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия цвета.

Игровой материал: коробка с цветными карандашами (не менее 12).

Ход работы. Педагог показывает детям один из цветов, просит его назвать и найти предмет такого же цвета в кабинете.

«Маленькие художники»

Цель: Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения.

Игровой материал: Набор картинок «Овощи и фрукты» и набор цветных кружков (можно использовать набор гуашевых красок в баночках не менее 12 цветов).

Ход работы. Педагог раздаёт детям картинки с овощами и предлагает подобрать цветной кружок (краску) к своему овощу или фрукту. Затем обвести пальчиком по контуру нарисованные овощи и фрукты, уточнить форму и назвать цвет.

«Золушкины игры».

Цель: Развитие мелкой моторики, совершенствование восприятия формы.

Игровой материал: Картинки с силуэтными изображениями грибов, пуговицы или фасоль.

Ход работы. Педагог предлагает выложить пуговицами по контуру гриба.

« С какого дерева листочек».

Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев. Совершенствование восприятия формы листьев.

Игровой материал: набор картинок «Деревья и листья».

Ход игры: Педагог показывает картинку с деревом. Дети называют его. Предлагается одному из детей выйти к столу и найти картинку с листиком от этого дерева. Подумать и сказать, на что по форме похож этот лист. В этом могут помочь и другие дети.

«Осенние листья».

Цель: Упражнять в выборе листьев по определённому цвету, совершенствование восприятия цвета и формы. Развитие умения сравнивать, быстро

реагировать на словесный сигнал.

Игровой материал: два набора картонных листьев деревьев разных цветов.

Ход работы. Один набор раздаётся детям, другой у педагога. Он показывает листок и говорит: «Раз, два, три такой листочек лети».

«Выложи из палочек ежа».

Цель: Развитие воображения, учить создавать схематичное изображение.

Игровой материал: наборы с счётными палочками по кол-ву детей.

Ход работы. Педагог предлагает детям подумать и выложить из счетных палочек изображение ежа.

«Тактильные дощечки».

Цель: развитие образного мышления, творческого воображения.

Игровой материал: дощечка №1 - кусочек пушистого натурального меха; дощечка №2 - кусочек искусственного меха; дощечка №З - ткань типа фланели или байки; дощечка №4- наждачная бумага.

Ход работы. Педагог предлагает закрыть глаза и представить, что дети попали в лес. В лесу стоит теремок, а в теремке живут… погладь дощечку и назови кого ты гладишь. Педагог может и сам предложить детям погладить зайчика, лисичку, ёжика и т.п..

«Аквариум».

Цель: Развитие зрительного внимания, совершенствование восприятия формы тела рыбки.

Игровой материал: картинка аквариум, силуэты: Золотая рыбка, меченосец, гуппи, улитка.

Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение рыбки.

Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать «кто поменялся местами?».

«Геометрическая мозаика. Зайчик».

Цель: Развитие воображения. Учить создавать схематичное изображение животного.

Игровой материал: Два набора геометрических фигур (овалы разного размера) для фланелеграфа.

Ход работы. Педагог предлагает одному из детей на фланелеграфе выложить фигурку сидящего зайчика. При необходимости привлекаются к помощи и другие дети. Из второго набора детям предлагается выложить фигурку зайчика, который «встал как столбик под сосной».

«Собери снежинку».

Цель: развитие умения анализировать, формирование сообразительности, сосредоточенности.

Игровой материал: разрезные картинки из 3-4 частей с изображением снежинок.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части картинки и составить картинку снежинки. Затрудняющимся детям предложить образец.

«Геометрическая мозаика. Цыплёнок».

Цель: Развитие воображения, умения создавать схематичное изображение. Формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: набор счётных палочек и геометрических фигур по одному на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает выложить из геометрических фигур и счётных палочек силуэт цыпленка.

«Собери семью».

Цель: развитие внимания, совершенствование восприятия формы и строения.

Игровой материал: Цветные изображения домашних птиц (куринная семья, утиная семья).

Ход работы. Педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением взрослых птиц, просит рассмотреть их, вспомнить названия, найти сходство и различия. Выясняет, знают ли дети, какие из этих птиц умеют плавать. Затем педагог показывает детям изображения цыпленка, цыплят, гусенка, гусят, раздаёт изображения детям и предлагает собрать семью.

«На кормушке»

Цель: Совершенствование восприятия формы, строения и внешнего вида птиц. Развития умения ориентироваться в пространстве.

Игровой материал: картинки с птицами, картинка с кормушкой.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть птиц, которые прилетели на кормушку. Назвать их отличительные особенности. Затем педагог предлагает назвать, где находятся птицы (над кормушкой, на кормушке, слева от кормушки и т.д.). Просит детей вспомнить, чем можно накормить птиц.

«Укрась рукавичку геометрическими фигурами».

Игровой материал: силуэтные изображения рукавичек на правую и левую руку, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить рукавички узором из геометрических фигур. (Можно предложить каждой паре детей украсить рукавички одинаковым узором.)

«Назови пальчики».

Цель: развитие моторики, закрепление названий пальцев руки.

Ход работы. Педагог читает стихотворение:

Мой мизинчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

Ну а этого встречал и конфеткой угощал.

Дети показывают пальчики, затем называют их.

«Выложи узор».

Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: силуэтные изображения предметов одежды, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить одежду для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре и по краям.

«Когда весело, когда грустно».

Цель: развитие умения определять настроение картинки по её цветовой гамме.

Игровой материал: иллюстрации из книг.

Ход работы. Педагог показывает иллюстрацию и предлагает детям определить, какое настроение она вызывает, объяснить свой выбор.

«Когда это бывает».

Цель: Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.

Ход работы. Педагог называет признак или показывает схематичную картину с признаком времени года и просит детей назвать когда это бывает.

«Разрезные картинки».

Цель: развитие умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности

Игровой материал: разрезные картинки из 5-6 частей с изображением овощей и фруктов.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части и составить картинку без образца.

«Куда плывёт рыбка».

Цель: Развитие зрительного внимания и ориентировки в пространстве.

Игровой материал: картинка аквариум, силуэты рыбок.

Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение, местонахождение рыбки.

Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать, что изменилось?

«Чьи детки».

Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев, их строении и отличительных особенностях. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: набор картинок: деревья, листья и плоды.

Ход игры: Педагог показывает картинки с деревьями и говорит, что каждое дерево имеет свои листья и плоды. Затем картинки с деревьями, листьями и плодами раздаются детям. Детям предлагается найти дерево. с которого упали «детки».

« Найди по силуэту»

Цель: развитие наглядного мышления, внимания, образной памяти. Игровой материал: бумажные фигурки сказочных героев.

Ход работы. Педагог с детьми рассматривает фигурки сказочных героев со всех сторон, объясняет, что такое силуэт(накладывает фигурку-шаблон на чистый лист бумаги и обводит её карандашом). Затем, переворачивает несколько фигурок обратной стороной и просит найти героев сказки.

«Рисовальный конструктор».

Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образы на основе схематического изображения.

Игровой материал: листы бумаги с контурным изображением геометрической фигуры, карандаши.

Ход работы. Педагог с детьми рассматривает нарисованные геометрические фигуры. Затем раздает детям по одной фигурке и предлагает дорисовать её, чтобы получилось изображение предмета.

«Оденем кукол на прогулку».

Цель: Упражнять в нахождении оттенков темнее или светлее заданного цвета.

Игровой материал: 4 пальто красного, зелёного, синего, коричневого цветов. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные более тёмных оттенков.

Ход работы. Педагог вызывает ребёнка и предлагает подобрать одежду кукле для прогулки: к красному пальто подобрать более светлые сапожки и более тёмную шапочку и т.д.. Можно вызвать сразу троих детей и предложить им подобрать более темные шапочки и сапожки, чем пальто.

«Составь узор на круге».

Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: бумажные круги, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить тарелочку для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре тарелочки и по краям.

«Цветные краски».

Цель: Формировать представление о холодных и тёплых цветах.

Игровой материал: иллюстрации времен года, бумажные цветные квадратики холодных и теплых цветов.

Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть зимние иллюстрации и обратить внимание на цвет красок, которыми пользовался художник. Предлагает детям подобрать цветные квадратики, которые соответствовали бы этим краскам. Уточняет понятие тёплые цвета, холодные цвета.



Художественно-эстетическое развитие. Дидактические игры по рисованию.

«Подбери по цвету»

Цель: закрепление и уточнение названий цветов. Включение элементов самоконтроля в процесс восприятия цвета.

Игровой материал: коробка с цветными карандашами (не менее 12).

Ход работы. Педагог показывает детям один из цветов, просит его назвать и найти предмет такого же цвета в кабинете.

«Маленькие художники»

Цель: Совершенствование цветовосприятия и цветоразличения.

Игровой материал: Набор картинок «Овощи и фрукты» и набор цветных кружков (можно использовать набор гуашевых красок в баночках не менее 12 цветов).

Ход работы. Педагог раздаёт детям картинки с овощами и предлагает подобрать цветной кружок (краску) к своему овощу или фрукту. Затем обвести пальчиком по контуру нарисованные овощи и фрукты, уточнить форму и назвать цвет.

«Золушкины игры».

Цель: Развитие мелкой моторики, совершенствование восприятия формы.

Игровой материал: Картинки с силуэтными изображениями грибов, пуговицы или фасоль.

Ход работы. Педагог предлагает выложить пуговицами по контуру гриба.

« С какого дерева листочек».

Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев. Совершенствование восприятия формы листьев.

Игровой материал: набор картинок «Деревья и листья».

Ход игры: Педагог показывает картинку с деревом. Дети называют его. Предлагается одному из детей выйти к столу и найти картинку с листиком от этого дерева. Подумать и сказать, на что по форме похож этот лист. В этом могут помочь и другие дети.

«Осенние листья».

Цель: Упражнять в выборе листьев по определённому цвету, совершенствование восприятия цвета и формы. Развитие умения сравнивать, быстро

реагировать на словесный сигнал.

Игровой материал: два набора картонных листьев деревьев разных цветов.

Ход работы. Один набор раздаётся детям, другой у педагога. Он показывает листок и говорит: «Раз, два, три такой листочек лети».

«Выложи из палочек ежа».

Цель: Развитие воображения, учить создавать схематичное изображение.

Игровой материал: наборы с счётными палочками по кол-ву детей.

Ход работы. Педагог предлагает детям подумать и выложить из счетных палочек изображение ежа.

«Тактильные дощечки».

Цель: развитие образного мышления, творческого воображения.

Игровой материал: дощечка №1 - кусочек пушистого натурального меха; дощечка №2 - кусочек искусственного меха; дощечка №З - ткань типа фланели или байки; дощечка №4- наждачная бумага.

Ход работы. Педагог предлагает закрыть глаза и представить, что дети попали в лес. В лесу стоит теремок, а в теремке живут… погладь дощечку и назови кого ты гладишь. Педагог может и сам предложить детям погладить зайчика, лисичку, ёжика и т.п..

«Аквариум».

Цель: Развитие зрительного внимания, совершенствование восприятия формы тела рыбки.

Игровой материал: картинка аквариум, силуэты: Золотая рыбка, меченосец, гуппи, улитка.

Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение рыбки.

Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать «кто поменялся местами?».

«Геометрическая мозаика. Зайчик».

Цель: Развитие воображения. Учить создавать схематичное изображение животного.

Игровой материал: Два набора геометрических фигур (овалы разного размера) для фланелеграфа.

Ход работы. Педагог предлагает одному из детей на фланелеграфе выложить фигурку сидящего зайчика. При необходимости привлекаются к помощи и другие дети. Из второго набора детям предлагается выложить фигурку зайчика, который «встал как столбик под сосной».

«Собери снежинку».

Цель: развитие умения анализировать, формирование сообразительности, сосредоточенности.

Игровой материал: разрезные картинки из 3-4 частей с изображением снежинок.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части картинки и составить картинку снежинки. Затрудняющимся детям предложить образец.

«Геометрическая мозаика. Цыплёнок».

Цель: Развитие воображения, умения создавать схематичное изображение. Формирование умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: набор счётных палочек и геометрических фигур по одному на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает выложить из геометрических фигур и счётных палочек силуэт цыпленка.

«Собери семью».

Цель: развитие внимания, совершенствование восприятия формы и строения.

Игровой материал: Цветные изображения домашних птиц (куринная семья, утиная семья).

Ход работы. Педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением взрослых птиц, просит рассмотреть их, вспомнить названия, найти сходство и различия. Выясняет, знают ли дети, какие из этих птиц умеют плавать. Затем педагог показывает детям изображения цыпленка, цыплят, гусенка, гусят, раздаёт изображения детям и предлагает собрать семью.

«На кормушке»

Цель: Совершенствование восприятия формы, строения и внешнего вида птиц. Развития умения ориентироваться в пространстве.

Игровой материал: картинки с птицами, картинка с кормушкой.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть птиц, которые прилетели на кормушку. Назвать их отличительные особенности. Затем педагог предлагает назвать, где находятся птицы (над кормушкой, на кормушке, слева от кормушки и т.д.). Просит детей вспомнить, чем можно накормить птиц.

«Укрась рукавичку геометрическими фигурами».

Игровой материал: силуэтные изображения рукавичек на правую и левую руку, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить рукавички узором из геометрических фигур. (Можно предложить каждой паре детей украсить рукавички одинаковым узором.)

«Назови пальчики».

Цель: развитие моторики, закрепление названий пальцев руки.

Ход работы. Педагог читает стихотворение:

Мой мизинчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

Ну а этого встречал и конфеткой угощал.

Дети показывают пальчики, затем называют их.

«Выложи узор».

Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: силуэтные изображения предметов одежды, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить одежду для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре и по краям.

«Когда весело, когда грустно».

Цель: развитие умения определять настроение картинки по её цветовой гамме.

Игровой материал: иллюстрации из книг.

Ход работы. Педагог показывает иллюстрацию и предлагает детям определить, какое настроение она вызывает, объяснить свой выбор.

«Когда это бывает».

Цель: Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.

Ход работы. Педагог называет признак или показывает схематичную картину с признаком времени года и просит детей назвать когда это бывает.

«Разрезные картинки».

Цель: развитие умения сравнивать, обобщать, правильно называть предмет; формирование сообразительности, сосредоточенности

Игровой материал: разрезные картинки из 5-6 частей с изображением овощей и фруктов.

Ход работы. Педагог предлагает рассмотреть части и составить картинку без образца.

«Куда плывёт рыбка».

Цель: Развитие зрительного внимания и ориентировки в пространстве.

Игровой материал: картинка аквариум, силуэты рыбок.

Ход работы. Рассмотреть картинку аквариума и рыбок. Уточнить форму тела, строение, местонахождение рыбки.

Затем педагог предлагает закрыть глаза и меняет местами обитателей аквариума. Дети должны назвать, что изменилось?

«Чьи детки».

Цель: Закрепление знаний о названиях деревьев, их строении и отличительных особенностях. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: набор картинок: деревья, листья и плоды.

Ход игры: Педагог показывает картинки с деревьями и говорит, что каждое дерево имеет свои листья и плоды. Затем картинки с деревьями, листьями и плодами раздаются детям. Детям предлагается найти дерево. с которого упали «детки».

« Найди по силуэту»

Цель: развитие наглядного мышления, внимания, образной памяти. Игровой материал: бумажные фигурки сказочных героев.

Ход работы. Педагог с детьми рассматривает фигурки сказочных героев со всех сторон, объясняет, что такое силуэт(накладывает фигурку-шаблон на чистый лист бумаги и обводит её карандашом). Затем, переворачивает несколько фигурок обратной стороной и просит найти героев сказки.

«Рисовальный конструктор».

Цель: развитие воображения, развитие умения создавать образы на основе схематического изображения.

Игровой материал: листы бумаги с контурным изображением геометрической фигуры, карандаши.

Ход работы. Педагог с детьми рассматривает нарисованные геометрические фигуры. Затем раздает детям по одной фигурке и предлагает дорисовать её, чтобы получилось изображение предмета.

«Оденем кукол на прогулку».

Цель: Упражнять в нахождении оттенков темнее или светлее заданного цвета.

Игровой материал: 4 пальто красного, зелёного, синего, коричневого цветов. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные более тёмных оттенков.

Ход работы. Педагог вызывает ребёнка и предлагает подобрать одежду кукле для прогулки: к красному пальто подобрать более светлые сапожки и более тёмную шапочку и т.д.. Можно вызвать сразу троих детей и предложить им подобрать более темные шапочки и сапожки, чем пальто.

«Составь узор на круге».

Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: бумажные круги, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход работы. Педагог предлагает украсить тарелочку для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре тарелочки и по краям.

«Цветные краски».

Цель: Формировать представление о холодных и тёплых цветах.

Игровой материал: иллюстрации времен года, бумажные цветные квадратики холодных и теплых цветов.

Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть зимние иллюстрации и обратить внимание на цвет красок, которыми пользовался художник. Предлагает детям подобрать цветные квадратики, которые соответствовали бы этим краскам. Уточняет понятие тёплые цвета, холодные цвета.


© 2024 crimeagril.ru -- Игровой клуб