"экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста". Познавательные игры к году экологии «Угадай, что в руке»

Главная / Ингредиенты

Познавательная экологическая игра «Знатоки природы»

(подготовительная группа).

Виды детской деятельности: коммуникация, познавательно – исследовательская, игровая, музыкально – художественная.

Интеграция образовательных областей: « Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физкультура».

Цели деятельности педагога : Уточнить и систематизировать знания детей о приспособленности растений и животных к среде обитания;

Учить детей работать в команде, развивать интерес друг к другу, доброжелательность;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты развития интегративных качеств : ребенок проявляет интерес и любознательность к познавательным заданиям, умеет работать в коллективе, бережнее относится к природе, у ребенка формируются навыки работы в команде.

Материалы и оборудование :

Конверты с заданиями, волчок;

Иллюстрации с различных видов деревьев с листьями и плодами;

Картина «Весна», макет луга;

Схемы: «Этапы развития насекомых», «Цепочки питания».

Ход занятия : Дети разделены на команды, сидят на стульях друг против друга.

Воспитатель : Ребята, мы с вами весь год старательно учились узнавать и любить природу. И надо сказать, что к концу года мы стали настоящими знатоками природы. Сегодня мы будем играть в игру «Знатоки природы». У нас 2 команды «Юные натуралисты » и «Юные экологи ». Перед вами конверты, в которых интересные вопросы. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Чья команда наберет больше жетонов, получит медаль «Юный знаток природы».

Конверт №1. Живая и неживая природа.

Задание для команды «Юный натуралист» (Из первого конверта).

1. Заревел вол на сто гор,

На тысячу городов (гром)

2. Зимой на земле лежал.

Летом в речку побежал? (снег)

3. Похож я с виду на горох,

Где я пройду – переполох (град)

Какая это природа: живая или неживая. Назовите предметы неживой природы на картине.

Задание для команды «Юные экологи».

1. Когда это бывает? Птицы улетают в теплые края?

2. Деревья наряжаются в желтый наряд, сбрасывают листья?

3. Движение сока у березы, клена?

Похолодание после оттепели приводит к замерзанию намокшего снега. Становится очень скользко.

Назвать на картине все предметы живой природы.

Конверт №2: Дидактическая игра

«Животные луга, леса, болота», 1 - ая команда

«Растения луга, леса, болота», 2 - аякоманда.

Воспитатель раздает карточки с изображением животных (растений), дети определяют, где живут животные, находят их дом.(иллюстрации с изображением луга. Леса и болота). Другая команда определяет, где растут растения (на лугу, в лесу, на болоте и т. д.).

Конверт №3. Животные, птицы, насекомые.

Задание: Назвать одним словом.

Задания для команды №1.

Лиса, волк, рысь, медведь.

Белка, заяц, бурундук, хомяк.

Олень, лось, козел.

Снегирь, синица, воробей ворона.

Продолжить ряд слов: иволга, кукушка…; комар, муха….; корова, лошадь….; попугай, хомяк…. .

Какие насекомые рождаются в воде? (стрекоза)

Задания для команды №2

Какое слово не вписывается в общий ряд?

Комар, оса, муха, волк, бабочка

Клест, дятел, сова, лебедь.

Петух, индюк, ворона, утка, гусь.

Аист, цапля, журавль, курица.

Жираф, зебра, верблюд, слон, белый медведь.

Почему говорят, что растения и животные связаны друг с другом? Составить цепочки питания.

Как рождаются насекомые?

Конверт №4. Мир растений.

1. Где растут эти растения? (макет луга). Покажите их.

2. Чем отличается елка от сосны? По каким признакам отличаются деревья и кустарники?

3. Д\игра «Чья это ветка»

Конверт №5. Эстафета «Собери цветок».

Цель: Вспомнить и применить в игре знания о строении растений.

Дети собирают цветок по отдельным частям (корень, стебель, лист, цветок, плод)

Конверт №6. Правила поведения в лесу.

1. Почему говорят: Лес – богатство и краса – береги свои леса.

Враг природы тот, кто лес не бережет.

2. Назвать растения Красной Книги.

Назвать животных Красной Книги.

3. Задание: Выбрать правила вежливости. (2 – 3 правила на каждую команду).

Подведение итогов: Итак, ребята, мы выяснили, что знаете вы уже много о растениях и животных. Почему мы должны оберегать природу? (ответы детей). Если мы будем оберегать природу, люди будут меньше болеть, окружающий мир будет чище.

Экологическая игра «Мир животных и растений»

Методическая разработка Чесноковой Ирины Сергеевны,

учителя начальных классов филиала МБОУ «СОШ №8 г. Петровска Саратовской области» в д. Абодим

Петровского района Саратовской области

Цели : Расширять интерес детей к животному и растительному миру, используя занимательные задания, активизировать познавательную деятельность детей через групповую форму работы, использовать элементы соревнования; воспитывать любовь и бережное отношение к животным и растениям.

Ход игры

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую всех собравшихся для участия в игре «Мир животных и растений». Сегодня вы не только покажите свои знания, но и узнаете много интересного. У нас играют три команды. Поприветствуем их! Представление жюри. За каждый правильный ответ команды будут получать 1 балл, неполный ответ оценивается в 0,5 балла. Но прежде чем начать, послушайте наши пожелания.

Кто победит, кто проиграет –

Нас эта тайна донимает.

Но мы желаем всем успеха,

Счастья, радости и смеха.

И пусть быстрее кипит борьба,

Сильнее соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

От болельщиков от всех

Такое пожелание:

Через труд придет победа,

Через труд и знания.

Тур 1 «РАЗМИНКА» 1 команда
    Трава от 99 болезней (зверобой) На следу каких хищных животных нет когтей (кошки, рыси) Слепыми или зрячими рождаются зайцы (зрячими) Кто может пить ногой (лягушка) Кто собирает яблоки спиной (еж) Какие птицы выводят птенцов три раза за лето (воробьи, овсянки) Пингвин – птица или нет (птица) Самое сладкое дерево наших лесов (липа) Разноцветные грибы (сыроежки) У кого каждый день растут зубы (у бобра, зайца)
2 команда 1. Какая ягода бывает черной, красной, белой (смородина) 2. Какая птица летает выше всех (орел) 3. Какая птица в нашей стране самая маленькая (королек) 4. Кто спит вниз головой (летучая мышь) 5. Чем стрекочет кузнечик (ногой в крыло) 6. Что случается с пчелой после того, как она ужалит (умирает) 7. Самая высокая трава (бамбук) 8. Название какого растения говорит, где оно живет (подорожник) 9. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги (заяц) 10. Чьи листья опадают осенью зелеными (ольхи)
3 команда 1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда (кукушка) 2. Какой цветок начинает лето (колокольчик) 3. Перед какой погодой птицы перестают петь (перед дождем) 4. Какая птица самая большая в мире (страус) 5. Когда еж не колется (когда только родился) 6. Какая птичка достает себе пищу подо льдом (оляпка) 7. Где у кузнечика ухо (на ноге) 8. Что теряет лось каждую зиму (рога) 9. Какая птица может летать хвостом вперед (колибри) 10. Сколько ног у паука (8)
Тур 2 «БУКВА УБЕЖАЛА»

Будем мы сейчас играть:

От слова букву отнимать.

Букву верно убери,

Звероимя запиши.


1 команда БРЫСЬ - (хищница) ЖАРА - (попугай) МРАК - (пресноводное животное) КЛЕЩ - (рыба) КОСА - (насекомое) БОК А - (змея) СНОВА - (птица) ЖАБРЫ - (земноводные)

2 команда
СКЛОН - (копытное животное) ШУТКА - (птица) ГОЛЕНЬ - (копытное животное) ЖАР КО - (попугай) ГНУС - (антилопа) ДЛАНЬ - (олень) СКИТ - (морское животное) ОКОШКИ - (домашние животное)
3 команда КОМАР - (морское животное) ПИСТОН - (змея) П ЛАНКА - (самка оленя) КОБУРА - (змея) НАРЫ - (верблюд) МОРЗ ЯНКА - (утка) МОЛ НИЯ - (птица) ТОПИК - (антилопа)
ТУР 3 «ЗВЕРОЗООЛОГИЯ» Игроки, посовещавшись, поднимают карточку с вариантом ответа.

Хитрое задание это:

Дан вопрос и три ответа.

Поразмысли – не спеши,

Верный ты ответ найди!

    Для чего дятел «барабанит» весной?
А) клюв чистит Б) кому-то что-то сообщает В) музыкой увлекается
1б-барабанной дробью дятел сообщает соперникам, что это его территория, этими же звуками он приглашает к себе самочку.
    Зачем слону слюни?
А) плеваться, как верблюд Б) для защиты от мух В) для охлаждения тела
2в-слон слюной не только смачивает пищу, но и охлаждает тело в жару, т.к. у него нет потовых желез.
    Зачем страус голову в песок прячет?
А) от страха Б) освобождается от насекомых В) пищу ищет
3б-опустив голову в горячий песок, страус ждет пока погибнут или сбегут с головы насекомые.
    Сколько перьев у птиц?
А) более тысячи Б) менее тысячи В) не пересчитать
4а-у голубя 2600 перьев, у кряковой утки- 12 тысяч, у лебедя – 25 тысяч, причем пятая их часть разместилась на голове и шее.
    Какая рыбка играет в баскетбол?
А) нет такой Б) аквариумная рыбка В) сказочная рыбка
5б-аквариумная рыбка «клюворыл-гнатонемус», если в аквариум бросить сухую горошину или поролоновый шарик, играет им, толкает мячик клювом, подбрасывает его вверх.
    Для чего дельфины плачут?
А) для защиты глаз Б) чтобы вызвать жалость В) для нервной разрядки
6а-слезы дельфина напоминают белок куриного яйца (такой же густой и прозрачный), поэтому они хорошо защищают его глаза от механических и химических повреждений.
    Что означает зевок гамадрила?
А) желание поспать Б) желание поесть В) желание подраться
7в- собакоподобная обезьяна гамадрил, когда хочет подраться или напугать соперника, начинает зевать, выставив на показ все зубы, десны, глотку и язык., кто быстрее устанет зевать – тот и проиграл.
Тур 4 «КТО БЫСТРЕЕ?» Этот конкурс для самых маленьких участников игры. Каждый участник получает одинаковые картинки с изображением животных и их ушей. Нужно как можно быстрее соединить линиями животное и его ухо.
Тур 5 «ВНИМАНИЕ! КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»
Вниманию команд представляются картинки с изображением животных, растений. Задача игроков назвать животного/растение и рассказать о нем. (на картинках: женьшень, морской черт, хамелеон)
Женьшень - ценнейшее лекарственное растение. Название его в переводе с китайского языка означает «человек-корень». И правда, корень женьшеня по форме напоминает человеческую фигуру.
Морской черт – это огромная рыба, длина ее тела достигает 2 м. Отличительным признаком морского черта является огромный разинутый рот. Морской черт не плавает в поисках пищи. У него на спине торчат несколько отростков, похожих на усы. На конце переднего «уса» имеется блестящая кожная кисточка. Этой кисточкой морской черт плавно поводит туда-сюда, тем самым заманивая ничего не подозревающую рыбу прямо в свой огромный рот.
Хамелеоны. Эти удивительные существа способны менять окраску своего тела, принимая различные оттенки зеленого, красного, желтого и черного цвета. Разозленный хамелеон становится белым. Глаза хамелеона могут двигаться независимо друг от друга. Длина языка хамелеона больше совокупной длины его головы и туловища. Длина тела средиземноморского хамелеона около 30 см, гигантский мадагаскарский хамелеон достигает метра в длину, а карликовый – 11 см.
Тур 6 «МАЛЕНЬКИЕ РАНЫ»
Каждая команда получает письмо с жалобой и называет автора письма.

1) Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А польза от меня людям большая. (ЖАБА)
    Каждую весну приходят в лес люди и режут острым ножом мою кору. Я так и трепещу от боли. Их ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней. (БЕРЕЗА) На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно. (ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ)
    Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А на долго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться от людей в заросли кустарника, влажные сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, как от лекарственных растений! (ЛАНДЫШ)
    Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая опылять их для продолжения рода. Но с тревогой я порхаю с сестрами, если на опушке леса появляются дети. Они стремятся поймать нас. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки и усики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию… (БАБОЧКА)
    Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки они так и норовят обломать их. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Все равно люди стараются их выкручивать, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали, как это больно!
Но еще хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора.(ЕЛЬ)
- Какие меры можем предпринять, чтобы не получать такие письма?
Тур 7 «БОЛЬШИЕ РАНЫ»
Участникам игры представлены картинки с изображением исчезнувших животных (странствующие голуби, дронт, морские коровы) - Вы когда-нибудь видели или слышали что-нибудь об этих животных? Как вы думаете, почему они попали в тур «большие раны»? - Правильно. Эти животные исчезли с лица земли. А как это произошло? Учащиеся рассказывают об этих животных. В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их назвали странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счета. С каждым годом редели голубиные стаи. Но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.
Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли.
Дронт был крупной нелетающей птицей. Эти птицы жили на небольшом острове недалеко от Африки. Когда там поселились люди, они уничтожили всех дронтов.
- Что делается во всем мире для спасения животных и растений?
Тур 8 «ЗВЕРОМЕТКИ»
Мы должны заботиться о братьях наших меньших. Мы ведь во многом похожи на них. Очень часто в русском языке, чтобы выразить положительную или отрицательную характеристику человека или предмета используют для сравнения названия животных. Каких? Узнайте и запишите.
1 команда Суетиться, хлопотать – Кружиться как____________ в колесе. Неглубоко, мелко – По колено___________________ . Проучить, пригрозить – Показать, где ___________________ зимуют. Стремиться выполнить сразу несколько разных дел – Гоняться за двумя ___________ . Заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле – Делить шкуру неубитого _________________________ .

2 команда Слегка, наскоро утолить голод – Заморить _______________________ . Недружно, в постоянной ссоре – Жить как ___________ с ___________ . Сам не пользуется чем-либо и другим не даст – Как ___________ на сене. Преувеличивать что-либо – Делать из_________________________ . Что случилось, как объяснить? – Какая ______________ укусила.

3 команда Ни к чему не придерешься - ______________________ носа не подточит. Тревожно, неспокойно – На душе скребут______________________ . Неискреннее сожаление – Лить __________________________ слезы. Приобретать нечто неизвестное – Покупать __________________ в мешке. Нет музыкального слуха - _______________ на ухо наступил.
Подведение итогов игры Жюри подводит итоги игры и награждает победителей грамотами.

И вот пришел прощанья час,

Игра закончилась у нас.

Мы все надеемся, что с ней

Вы стали немножечко умней.

Литература.

    Плешаков А. А. Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1994 г. Ю. К. Школьник. Животные. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010 г. Ю. К. Школьник. Подводный мир. Полная энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010 г. Начальная школа №41, 1999 г. Приложение к газете «Первое сентября» Начальная школа №21, 2003 г. Приложение к газете «Первое сентября»

Игровые занятия по экологии, содержанием которых являются игры-конкурсы

Игры-конкурсы, игры-состязания основаны на ярко проявляющейся особенности младшего школьника — желании постоянно сравнивать себя с другими, соперничать, которое заложено в детской природе.

Игры-конкурсы, как видно из названия, построены на соревновательности, состязательности в области познания природы и природных явлений. Они требуют от ребят проявления смекалки, разносторонних знаний в области природы. По своему характеру — это интеллектуальные состязания по различным направлениям в области экологического образования и воспитания: знания о природе, способы деятельности в природе, культура поведения в природе, охрана природы. В них всегда есть победители и проигравшие. Но выигрыш или проигрыш стимулируют познавательную активность ребенка, желание читать и узнавать новое, расширять круг чтения.

Успех игровых занятий, содержащих игры-конкурсы, зависит от:

Интересных и занимательных вопросов;

Четкой, простой, наглядной системы оценок и их фиксации;

Равных по силам команд;

Широкого кругозора ведущего;

Системы награждения победителей.

Не стоит забывать, что игровое занятие по экологии, содержанием которого являются игры-конкурсы или игры-состязания — это не урок, и поэтому во время их проведения возможны и шум, и смех, и активное передвижение детей. Надо учесть, что младшие школьники, как правило, не умеют работать в группах. Их надо учить совместной умственной работе; если этого не делать, то в познавательных конкурсах будут участвовать только эрудированные дети, а другим станет неинтересно, игра не даст воспитательного результата. Победителей в игре можно награждать и призами: книгами, игрушками, играми и т. д. Вполне подойдут и самодельные медали.

Игра-конкурс «Природа и мы»

Задачи: расширение знаний ребенка о природе и природных явлениях; формирование навыков коллективной работы.

I тур (Отборочный)

Проводится для всего класса. Кто первым ответит правильно на вопросы учителя, получает жетон. Три игрока становятся участниками 2-го, 3-го, 4-го туров. Вопросы для участников — одинаковые. Кто дал ответ точнее и правильнее, тот становится победителем.

1. Чьи это слова: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»? (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой.)

2. Какого из этих видов дождя не бывает? (Грибной, слепой, скорый.)

3. Кто из этих животных не живет в тайге? (Волк, жираф, лиса.)

4. Какие из этих птиц занесены в Красную книгу? (Утка-мандаринка, сокол, воробей.)

II Тур

1. Какой из этих грибов ядовитый? (Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник.)

2. Какое из этих растений является лекарственным? (Крапива, колокольчик, синий василек.)

3. Кого называют королем грызунов? (Суслик, бобер, хомяк.)

4. Все ли названные деревья лиственные? (Сосна, клен, береза).

III Тур

1. Кого называют глазастым охотником? (Варан, стрекоза, лягушка.)

2. Кого на свете больше всех? (Насекомые, растения, животные.)

3. Какого жука называют опасным преступником? (Майский жук, колорадский жук, жук-олень.)

4. Какая из бабочек появляется ранней весной первой? (Крапивница, переливница, адмирал.)

IV Тур

1. Какие из этих насекомых полезные? (Божья коровка, пчела, долгоносик.)

2. Какие из этих животных вымерли? (Птица моа, птица дроит, зебра, квагча.)

3. Какое из животных живет в пустыне? (Верблюд, тигр, волк.)

4. Назовите перелетных птиц. (Кукушка, ласточка, стриж.)

Вопросы для зрителей

Кит и дельфин — это рыбы? (Млекопитающие)

Какая рыба называется именем человека? (Карп)

Финал

Из слова «Природоведение» составьте за одну минуту как можно больше слов.

Подведение итогов.

Конкурс «Самые, самые, самые...»

В этом конкурсе необходимо ответить на вопросы и задать вопросы другим командам.

1. Самое большое в мире животное. (Синий кит. Вес до 150 тонн.)

2. Самое большое наземное животное. (Слон)

4. Самая крупная птица в мире. (Страус. Рост до 2,7 м. Яйцо страуса равно восьми куриным яйцам.)

6. Кто из птиц, живущих в наших лесах, самый лучший древолаз? (Поползень)

8. Самый быстрый зверь. (Гепард)

9. Самое «горластое.» из всех животных. (Крокодил)

10. Кто может самое долгое время в состоянии спячки обходиться без еды? (Ежик — до 236 суток.)

11. Кому принадлежит самая большая продолжительность жизни в животном мире? (Слоновой черепахе. Она живет 175 лет.)

12. Самое высокое животное. (Жираф. Он может достигать до 5,8 м.)

13. У кого самый длинный язык? (У муравьеда, до 60 см.)

Победителям конкурса вручаются медали «Лучшие знатоки природы».

Красноярский край МКОУ-СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный имени маршала Советского Союза Крылова Н.И.

Экологическая интеллектуальная игра «Все обо всем».

Цели и задачи:
развитие творческих способностей, логического мышления детей;
повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, стимула;
воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека; научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства; правильно вести себя на природе; оказывать посильную помощь в благоустройстве села; способствовать углублению знаний по химии, биологии, географии и экологии; воспитывать чувство коллективизма.

Участники:
2 ведущих;
Мальчик-турист;
Жюри (5 человек);
Две команды (по 6 человек).

Оборудование: Карточки с пословицами, мусорная корзина, бумага.

Первый ведущий. Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснять никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами.

Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

Второй ведущий. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы.

Первый ведущий. Сейчас мы предлагаем провести конкурсную экологическую игру, которая, как мы надеемся, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами.

Второй ведущий. Поприветствуем наше уважаемое жюри, команду 8 «Г» класса,
Команду 8 «В» класса. (команды представляются )

Первый ведущий. Первое задание участникам – разминочное.
За каждый правильный ответ вы получите одно очко.

Разминка:
1. Как в старину называли Уральские горы? (Каменный пояс).
2. Какую поваренную соль рекомендуется применять в пищу? (Йодированную).
3. Какие газы способствуют возникновению «кислотных дождей»? (Оксид фосфора (5); оксид азота (4); оксид серы (4)
4. С какого года начала издаваться Красная книга? (1963 год).
5. Самая высокая трава? (Бамбук)
6. Где у кузнечика находится ухо? (На ноге).
7. Какой слой защищает Землю от ультрафиолета? (озоновый)
8. Куда зайцу бежать удобнее в гору или с горы? (в гору).

Первый тур: «Интеллектуальный».

Второй ведущий. А теперь переходим к основным конкурсам. Начнём с интеллектуального. Команды должны быстро ответить на вопросы «да» или «нет». За каждый верный ответ – 1 очко.

Правда ли, что…

(Вопросы первой команде).
1.
… крокодилы могут взбираться на деревья? (Да).
2.
… маленькие огурцы содержат нитратов больше, чем большие? (Нет).
3.
… в нижних слоях атмосферы температура поднимается с ростом высоты? (Нет).
4.
… лишайники – индикаторы качества окружающей среды? (Да).
5.
… промышленность – главный виновник загрязнения воздуха? (Да).
6.
… бабочки живут всего один день? (Нет).
7.
… зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка? (Да).
8. . … контроль за загрязнением не улучшает качества воздуха?

Вопросы второй команде.
1. … если огурец сорван утром, в нём нитратов больше? (Нет).
2. … загрязнение воздуха в основном вызвано деятельностью человека, связанной со сжиганием горючих материалов? (Да).
3. … йод – антисептик – окислитель, который накапливается в морской капусте? (Да).

4. … ни одна человеческая смерть напрямую не связана с загрязнением воздуха? (Нет).
5. … орхидеи используют для приготовления мороженого? (Да).
6. … уменьшается содержание нитратов при квашении и солении? (Да).
7. … природные явления, например извержение вулканов или лесные пожары тоже могут приводить к серьёзному загрязнению? (Да).
8. … воздух невесом? (Нет).

Второй тур: экологический.

Первый ведущий: К нам пожаловал ещё один гость – ученик младшего класса. В воскресенье он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как он провёл выходной день в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по-вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку – 1 очко.

Выходит ученик и читает рассказ.

Рассказ ученика.

Весёлой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которых мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует). Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Всё равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет). Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землёй или залить водой). В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует). Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо). Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник).

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно).

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует). Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!

Команды называют ошибки, зарабатывают очки.

Третий тур: Мусоробол.

Второй ведущий. Мы переходим к спортивному конкурсу. Не секрет, что, гуляя, к примеру, по парку, мы часто оставляем после себя самые разнообразные кучи мусора, бумажки и т.д. Это бывает даже тогда, когда урны стоят рядом. Просто мы в них даже попасть не можем. Вот и проведём сейчас такой эксперимент. Вам необходимо точно в урну бросить скомканные листы бумаги. За каждое попадание – очко.

Идёт конкурс.

Четвертый тур: Интеллектуальный.

Первый ведущий: У вас на столе лежат карточки, это две пословицы о природе. Ваша задача собрать их за 1 минуту. Конкурс оценивается в 2 балла.
Время пошло.
Первая команда.
1. Новый год - к весне поворот.
2. Январь - году начало, зиме середина.

Вторая команда.
1. Зимой тулуп всякому люб.
2. Красна весна цветами, осень - снопами.
Второй ведущий.
Пришло время подведения итогов. Просим жюри посчитать баллы команд и определить победителя.
Первый ведущий: Просим жюри назвать победителя.
Говорим при всём народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы – человек.

Чтобы мирно мчались годы.

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

Замысел. «Ромашка» — форма организации игры на экологическую тему

Каждый лепесток «ромашки» содержит разнообразные задания, такие, как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмористические задачи и т. д.

Игра способствует повышению общего уровня экологической культуры детей, развитию творческих и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2 — 4-го классов.

Ведущий . Земля, земной шар — это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям... Над нами одна общая голубая крыша -— небо. У нас под ногами один общий пол — земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла — солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И установилось равновесие. Известно, что всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватит, и сохранятся на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, равновесие нарушится, и рассыплется вся цепочка. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди не всегда учитывали все звенья цепи: вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они грубо нарушали законы природы. И для того, чтобы сохранить ее, а заодно и самим уцелеть, надо изучать и соблюдать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» — «дом» и «логос» — «наука». Значит, можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок-сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены их номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами, и команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

Карточки — задания

1. Распределить слова в два столбика по принципу «живая — неживая природа»: солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

мальчик солнце

ягода небо

гриб вода

рыбка камни

заяц ливень

дерево почва

2. Изобразить животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

3. Отгадать загадки

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Окраской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая. (Ворона)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее... (сорока).

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом. (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей)

Кто без нот и без свирели

Кто же это? (Соловей)

Всех прилетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (грач).

Хоть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда. (Синичка)

4. Расшифровать криптограмму:

12, 3, 2, 3, 11, 15

9, 3, 1 — 10, 5, 6, 3

12, 8, 11, 5, 13, 1, 14, 8.

Ключевые слова:

1, 2, 3, 4, 5 — третий день недели. (Среда)

6, 7, 8, 9, 5 — учреждение, где ученики получают знания. (Школа)

10, 8, 11, 15 — нижние конечности человека. (Ноги)

12, 8, 13, 14, 5 — верхняя лиственная часть у картофеля, моркови, свеклы. (Ботва)

Ответ. Береги лес — наше богатство.

5. Из данных видов транспорта исключить лишнее слово и объяснить свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед, мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ. Велосипед, т.к. это экологически чистый вид транспорта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транспорта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6. Пофантазировать: что было бы, если...

Если вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?

Если бы не стало воды?

Если бы исчезли птицы?

7. Провести с одноклассниками аукцион лекарственных растений.

Ваша задача : выразительно прочитать стихи о лекарственных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, т.е. по окончании чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеждает тот, чей перечень окажется длиннее.

➢ Я — жень-шень — чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из жень-шеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь жень-шень обозначает

Чудо «корень-человек».

➢ На тропинке, на дорожке —

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник, —

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву,

День-другой пройдет — и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

➢ Липа — средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

➢ Есть герань, гвоздика, кашка -

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать:

Белый крошечный цветочек —

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар — успокоение.

➢ Семена мои целебны —

При гастритах пьют настой.

Корни — убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

➢ В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

➢ В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка —

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста —

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

8. Слева написаны времена года, справа — то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: соединить стрелками левый столбик с правым.

ЗИМА Набухают почки.

Листопад.

Прилетают грачи.

Бабье лето.

ВЕСНА Грибная пора.

Сбор клюквы.

Уборка зерновых.

ЛЕТО Птицы вьют гнезда.

Рождество.

ОСЕНЬ Ледоход

9. Отгадать загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу. (Глина)

На кухне у мамы

Помощник отличный,

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Природный газ)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Он черный и блестящий,

Друг наш настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

Без нее машина даже

Километра не пройдет,

Самолеты, вертолеты

Не отправятся в полет,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения. (Торф)

Она варилась долго в доменной печи,

Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда)

10. Какому животному принадлежит хвост?

— С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)

— С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)

— У нее хвост вместо руля. (Птица.)

—- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)

— У нее хвост — дополнительная рука. (Обезьяна.)

— Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)

— У нее хвост — мухобойка. (Корова, лошадь.)

— У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)

— В случае опасности быть пойманной за хвост, он отбрасывает его. (Ящерица.)

11. Расшифруйте словосочетание:

АГИНК ЯАНСАРК

Ответ. Красная книга.

12. Решить задачи из задачника Г. Остера.

➢ Ученики одной школы следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек? (672.)

➢ В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчиком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакомилась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по 2 котенка. Теперь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчиком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке мальчик? (25.)

13. Снег — один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. Они вразнобой должны быть написаны ниже.

➢ Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег называется... (пороша).

➢ Если снежинки слипаются на лету, мы говорим о них... (хлопья).

➢ Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются... (крупка).

➢ Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это... (поземка).

➢ Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это... (вьюга).

➢ На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разыграться настоящая снежная буря — ... (буран).

➢ Для старого, залежалого, черствого снега есть в русском языке хрустящее слово — ... (наст).

© 2024 crimeagril.ru -- Игровой клуб