Игра «Неиспорченный телефон» классный час на тему. Игра «Испорченный телефон История для тренинга испорченный телефон

Главная / Tes Lore

(разогревающая психотехника)

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

Цепочке лиц передается на ухо (чтобы остальные не слышали) слово или фраза. После того, как она пройдет по всему «проводу», интересно послушать результат и оценить разницу!

Игроки сидят на скамеечке, водящий произносит шепотом слово первому игроку, который по цепочке намеренно быстро передает его дальше. Вся соль заключается в том, что дойдет до последнего игрока. Далее очередь сдвигается и последний игрок становится первым - вОдой.

Все садятся в ряд, первый игрок загадывает слово или фразу и быстро шепотом передает ее следующему, и так далее. После прохождения слова по всей цепочке начинающий объявляет задуманное слово или фразу, а последний то, что до него дошло. Как говорят в Одессе, загаданное и дошедшее – это " две большие разницы".

Цель игры: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить на овладение способами активного слушания. Оборудование: магнитофон.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру «испорченный телефон». Задача участников - как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5-6 участников) выйдут за дверь и будут заходить по одному. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передает ее следующему участнику, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник - третьему и т.д. Запоминать информацию вы можете как хотите, допуская любые способы, кроме письменной записи». Пригласите желающих принять участие в игре пройти за дверь. Обратите внимание оставшихся на то, что они должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:

А) внимание участников; б) искажение информации.

Они также должны соблюдать максимально возможную тишину, не подсказывать и не мешать играющим. Поставьте в центре два стула, пригласите первого участника, сядьте и включите магнитофон. Информация: Я сообщу вам информацию. Ваша задача выслушать ее и подробно передать следующему участнику.

Вы готовы передать информацию? В случае положительного ответа пригласите следующего. Если у первого будут вопросы, проясните их. Повторять текст вторично нельзя. После передачи информации не забывайте спрашивать учащихся, готовы ли они передать ее следующему участнику.

После завершения игры обсудите следующие вопросы:

  • Какими способами запоминания пользовались участники?
  • Какая информация запоминалась лучше?
  • Какие искажения информации были допущены? С чем они связаны

Сначала по очереди высказываются игроки, затем наблюдатели.

  1. Не стесняйтесь задавать вопросы, проясняйте непонятное.
  2. При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника его или своими словами.
  3. Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали.
  4. Учитывайте, что в восприятии информации большую роль играет прошлый опыт каждого собеседника.
  5. Желательно подвести итог состоявшемуся разговору.

Мероприятие заканчивается подведением итогов: что нового мы узнали, какие выводы смогли сделать для себя.

«Испорченный телефон»

В нее играют не более 10- 12 человек. Если в группе больше участников, то можно привлечь их всех или часть оставить наблюдателями. Все участвующие в выходят за дверь.

Инструкция. Инструкция для тех, кто за дверью: «Сейчас вы будите передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому скажу я, он скажет второму, второй третьему и т. д. Ваша задача дать информацию следующему как можно ближе к тексту, сказать слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Можно делать все, что угодно, но записывать нельзя. Понятно?

Инструкция для тех, кто остался в комнате: «Сейчас сюда будуть по одному участники игры, первому я сообщу текст, которой передаст второму, второй - третьему и так далее. Ваша задача - фиксировать, кто и как точно будет передавать текст (можно разделить участников между наблюдателями, кому за кем наблюдать)».

Игру можно снимать на видео. Входит первый участник, и тренер говорит ему текст. Первого лучше не снимать, чтобы он от растерянности не потерял весь текст. Снимать можно в пол и записать только звук. За тем первый приглашает второго, затем второй зовет третьего и так далее

Анализ игры.

Первый вопрос, который тренер задает «Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?» Конечно, большинство скажут, что они говорили ли, чтобы сказать, и не пытались помочь партнеру понять и запомнить текст. Отсюда можно сделать первый вывод: когда вы говорите, необходимо все время обращать внимание на собеседника: слышит - не слышит, понимает - не понимает. И по выражению лица, и по удивленным глазам всегда видно, что человек не понимает, и тогда остановиться и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы.

Второй вопрос тренера: «Кто помнит инструкцию, которую получили участники игры за дверью?» Общими усилиями инструкция может быть воспроизведена. А далее можно задать такой вопрос: «А что значит делать можно все что угодно, записывать нельзя. Понятно?» Все слышали эту фразу, но большинство не обратили на нее внимания механически ответили: «Понятно», а остальные поняли как-то по-своему. А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т. д. Вывод: задавать вопрос: «Понятно?» не следует, на него у всех стандартный ответ: «Понятно», а понимания при этом может не быть вообще.

Дальше анализируем, кто и что потерял из информации и почему. В ходе анализа можно сказать, что, например, текст про Марфушу специально написан для этой игры и в нем много несоответствий, которые еще больше путают участников. Например, «Марфуша была примерной девочкой, работала на заводе». Эти предложения противоречат друг другу по восприятию, так как примерная девочка обычно представляется, как школьница младших классов и т. д. , а здесь она работает на заводе. Таким образом, можно рассмотреть закономерности при получении и передаче информации и сделать подробный анализ по листочку, прокомментировав каждый пункт.

Тренер раздает участникам листы с текстом (приложение 5), зачитывает по очереди пункты, спрашивает у группы, что они думают по этому пункту, а затем дает свой комментарий и рекомендации, как нужно говорить, чтобы люди могли лучше и услышать и запомнить.

Мини лекция....

«Слушатель пропускает информацию через личностный фильтр». Это значит, что любой человек, услышав информацию, сравнивает ее со своими представлениями, со своим жизненным опытом, с известными ему фактами. И передавая ее дальше, может что-то поменять, рассказать по-другому, потому что ему так понятнее, потому что это соответствует его жизненному опыту. Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает».

Это значит, что люди делят информацию на важную и неважную, при чем важную и неважную не для них, а в данном тексте. И неважную формацию забывают сказать, полагая, что другая является более важной Из-за этого текст начинает сокращаться от игрока к игроку. Обычно уже четвертый или пятый участник замечают, что приглашать следующего начинают все быстрее и быстрее.

«Непривычные слова заменяет напривычные». В данном тексте, например, используется слово «примерная». Это слово сейчас используется редко, и обычно в конце Марфуша становится хорошей, добропорядочной и так далее.

«Слушатель обрабатывает информацию сообразно своей логике." В данном тексте во многом отсутствует логика, а некоторые предложения противоречат друг другу. Обычно это приводит к тому, чтолюди начинают как-то связывать предложения. Например, «Марфуша», в деревне, затем поехала в город», «вышла замуж и стала работать заводе», или «и пошла в лес за грибами» и так далее.

«Слушатель запоминает необычные, «жареные», факты. Но «больное» слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное». В тексте два момента, которые привлекают внимание, это секс и НЛО. Эти слова за счет своей эмоциональной насыщенности вытесняют другую информацию и обычно в тексте к последнему участнику сохраняются только секс и НЛО, но в то же время часто слово «секс» заменяют чем-то другим, например, «занимались любовью», «жили хорошо и все у них было в порядке». НЛО иногда заменяют на инопланетян, а иногда теряют.

«То, что можно истолковать, слушатель истолкует».

На фоне только что проведенной игры обычно этот пункт можно даже никак не комментировать, поскольку на примере всех участников можно найти ему подтверждение.

«Говорить однозначно», «Использовать простые слова». Абсолютно понятные рекомендации - чем проще и однозначные информация, тем она лучше понимается и запоминается.

«Важное проговаривать несколько раз». Вполне понятная рекомендация, так как действительно лучше сказать несколько раз и рискнуть выглядеть попугаем, чем впоследствии пожалеть о том, что это не было не сделано.

«Структурировать сообщение, разбивать его на пункты». Очень полезная рекомендация: в любом сообщении должна быть внутренняя структура, должно быть понятно, как предложения связаны друг другом. Самый простой пример структуры - это пронумерованные предложения: первое, второе, третье и так далее. Очень сложно предложение, которое идет под номером. Например, если есть пер второе, четвертое, то сразу ясно, что было что-то третье.

«Контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию». Это значит, что во время разговора реакции можно заметить, когда человек не слышит или не понимает. Это сигнал того, что надо остановиться и повторить еще раз, задать вопрос или прокомментировать сказанное.

«Вам все понятно?» не спрашивать, так как все обычно отвечают: Надо задать вопрос на уточнение, например: «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь. Это понятная рекомендация, так как еще со школы у всех выработался рефлекс на вопросы: «Вам ясно?», «Вам понятно?», - автоматически отвечать «понятно», при этом не всегда понимая, о чем их спрашивал и.

«Если произошла помеха (вас перебили), то надо остановиться и вернуться назад, проговорить еще раз предыдущее предложение». Обычно, когда человека перебивают, то из-за переключения внимания обычно теряется последняя мысль, последнее предложение. Все могут вспомнить подобные ситуации, когда после помехи кто-то из собеседников говорит: «А о чем я говорил?» Поэтому для сохранения связи в сообщении лучше повторить последнее предложение и после этого продолжить свой рассказ.

«Необходимо учитывать темповые характеристики слушающего». Это объясняется легко: все люди говорят с разной скоростью и, что важно для нас, способны слушать тоже с той скоростью, с которой говорят. Если человек говорит быстро, то с ним надо говорить примерно с той же скоростью, а с медленно говорящим, соответственно, медленно. Почему так? Если мы говорим слишком медленно для человека, то его это раздражает, а если слишком быстро - то человек просто может не услышать какие-то слова.

«Можно создать позитивную или негативную мотивацию: "если все сделаете по инструкции, то...", "если не сделаете, то произойдет..."». Обычно начинают с позитивной мотивации. Например, если вы сделаете то-то и то-то, то вы получите такой-то результат. Если позитив- мотивация не помогает, используют негативную мотивацию. Например: «Если вы нарушите пункт третий договора, вы лишаетесь гарантийного обслуживания, денег и т, д.».

Можно использовать техники типа «забор» - специальные фразы: «Я специально обращаю ваше внимание», «Я хочу, чтобы вы это запомнили»

Основной смысл в том, что мы можем огородить важную информацию фразами, как забором, внутри которого информация должна сохраниться

Направление: «Педагогическое образование»,

Профиль «Дошкольное образование» и «Иностранный язык»

Преподаватель: Шелкунова Т.В.

Модуль 3. Профессиональное саморазвитие личности

Занятие 1. Развитие профессионального самосознания будущих педагогов

Цель: создание условия для развития профессионального самосознания будущих педагогов посредством формирования позитивной Я-концепции.

Задачи:

1) способствовать формированию личностной компетенции;

2) предоставить студентам возможность отрефлексировать свои особенности;

3) способствовать осознанию студентами необходимости совершенствования себя;

4) обучить студентов навыкам развития позитивного самоотношения.

Ход занятия:

Упражнение «Представление партнера»

Группа делится на пары (в пару объединяются наименее знакомые люди). В течение пяти минут каждый участник в беседе со своим партнером должен получить о нем как можно больше информации. В самопрезентации необходимо отра­зить следующие моменты: что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего и др.

Презентации происходят следующим образом: один из чле­нов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Задача говорящего - построить свою презентацию так, чтобы она длилась ров­но одну минуту. После представления сидящего любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Тот, кого презентуют не имеет право вмешиваться в процесс и что-либо пояснять, его задача - молчать и слушать.

Примеры вопросов выступающему:

· Какие качества ты наиболее ценишь в людях?

· Что ты считаешь самым отвратительным?

· Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь?

· Какого рода это влияние?

· Чего бы тебе хотелось добиться в жизни?

Обсуждение. Во время обсуждения итогов выполнения уп­ражнения уделяется внимание следующим аспектам:



· способности верно и сжато передать полученные о нем от партнера сведения;

· способности вчувствоваться в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.

Вопросы для обсуждения:

· Оцени успешность твоей презентации своего партнера.

· Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе?

· Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?

Упражнение «Сильные стороны»

Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сто­ронах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положи­тельных чертах характера. Важно отметить то, что является или может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких «но», «если» и т.д. Это упражнение направлено не только на саморас­крытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пресекать любую попытку самокритики, самоосуждения.

Другие члены группы не задают вопросов, не высказывают­ся - они остаются только слушателями. Через 3-4 минуты начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся все по очереди.

Данное упражнение предусматривает домашнее задание.

Упражнение «Отверженный»

Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 5-7 причин, по которым этого участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т.д.

В группе выбирается «секретарь», который фиксирует выс­казывания, причем без указания источника, поскольку мне­ние должно быть групповым. Затем приглашается выходив­ший, сначала он должен сам попробовать и назвать три-четы­ре причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол».

Вопросы для обсуждения:

· Какой из этих списков длиннее?

· Какой из них в большей степени определяет ваше отноше­ние к себе?

4. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что...»

Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Мне не нравится в себе...» Второй, выслушав, должен отреагировать на сказанное, начиная слова­ми: «Все равно ты молодец, потому что...» Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

· Что чувствовал человек, к которому была обращена под­держка?

1. Вам предлагается выполнить в качестве домашнего задания два упражнения, направленные на саморефлексию.

2. Выполните упражнение «Сколько во мне людей?» Внимательно прочтите следующую цитату Вильяма Джеймса: «Ког­да встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле». Ответьте на следующие вопросы.

Вопросы для саморефлексии:

· Как вы понимаете эту фразу?

· Как самосознание человека связано с отношениями с роди­телями, друзьями, коллегами по работе?

3. Выполните упражнение «Кто я?», честно и откровенно закончив следующие предложения:

1) Я горжусь собой, когда я...

2) Я симпатичный человек, потому что...

3) У меня есть такие два замечательных качества...

4) Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(а) в сво­ей жизни...

Вопросы для саморефлексии:

· Трудно ли было отвечать на эти вопросы? Почему?

· Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хо­рошо»?

4. Вспомните упражнение «Сильные стороны», выполненное на занятии. Про­ведите «инвентаризацию» своих сильных сторон.

5. Подберите пять упражнений для развития позитивной Я-концепции.

· для более глубокой саморефлексии задания для самостоятельной работы необходимо выполнить в тетради;

· подобранные упражнения для развития позитивной Я-концепции (задание №5) оформите на карточках.

Занятие 2. Развитие коммуникативной компетентности

Цель: создание условий для развития профессионального самосознания будущих педагогов посредством формирования коммуникативных навыков.

Задачи:

1) способствовать формированию коммуникативной компетентности у студентов через овладение навыками эффективного слушания;

2) продемонстрировать студентам возможности установления контакта в различных ситуациях общения;

3) отрабатывать навыки понимания себя и других людей;

4) создать условия для активизации процесса самопознания и самоактуализации будущих педагогов.

Ход занятия:

Упражнение «Лестница коммуникативного мастерства»

В начале занятия преподаватель предлагает провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Преподаватель рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) «лестницу коммуникативного мастерства». Задача студентов – найти свое место на этой лестнице и «встать» туда в соответствии со своими собственными представлениями.

Вопросы для обсуждения:

· Кто не смог выполнить задание? Почему?

Игра «Испорченный телефон»

Ведущий: Приходилось ли вам передавать какую – либо информацию через третьих лиц? И, наверное, бывало, что возникали ситуации искажения, изменения, неправильного понимания этой информации. Скажем, учительница говорит вовремя перемены подвернувшемуся под руку пятикласснику: «Сбегай – ка, дружок, на второй этаж в кабинет физики, передай Марье Петровне, что я сегодня ее после 6-го урока буду ждать в учительской». Мальчишка честно пытается выполнить порученное дело. Правда вместо 2-го этажа попадает на 3-ий, и не в кабинет физики, а в кабинет химии, и передает информацию не Марье Петровне, а Наталье Сергеевне. При этом ожидать ее просит не после 6-го, а после 5-го урока, и не в учительской, а у директора, и не сегодня, а завтра. И видит Бог, все это делается не со злым умыслом, а в силу странных метаморфоз памяти. Почему и как это происходит? Давайте попробуем смоделировать ситуацию, в которой определенная информация будет проходить через несколько ступеней, и понаблюдаем за тем, что будет происходить.

Ведущий предлагает группе разделиться на две команды. Члены одной команды на первом этапе игры становятся активными игроками, а члены второй – наблюдателями и экспертами.

Затем ведущий дает следующую инструкцию членам первой команды:

«Один из вас останется в этой комнате, а остальные будут ждать за дверью до того момента, когда я их приглашу. Тот, кто останется здесь, получит от меня небольшой текст, написанный на карточке и содержащий определенную информацию. Он потратит на изучение этого текста столько времени, сколько ему потребуется, чтобы максимально правильно запомнить содержащуюся в нем информацию. По истечении времени, данного на ознакомление текста, я заберу бумажку, с написанным текстом. После этого я приглашу одного из участников, оставшихся за дверью, и тот получит от первого игрока сведения, которые он почерпнул из карточки. У него будет возможность задать первому игроку не более 3-х уточняющих вопросов. Потом входит следующий игрок, и уже второй передает ему информацию. Таким образом, информация пройдет по цепочке до последнего игрока.

Задача наблюдателей - внимательно отслеживать все, что будет происходить, и фиксировать все искажения и изменения сведений на разных этапах игры.

Участники первой команды определяются с тем, кто из игроков будет первым, и покидают тренинговую комнату. Ведущий вручает оставшемуся карточку со следующим текстом:«Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников 7-го класса «Б» пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из 6-го «А» класса учителем физики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились не только деловые отношения».

Пока первый игрок изучает текст и пытается его запомнить (имеет смысл прочесть его вслух наблюдателям), ведущий готовит место в аудитории для будущих диалогов: ставит а центре комнаты по паре стульев друг напротив друга. Когда первый игрок сообщит о своей готовности, ведущий забирает у него свою карточку с текстом и приглашает в комнату одного из игроков, ожидающих за дверью. Таким образом осуществляется работа со всеми игроками. Все, кто уже передал информацию, присоединяются к наблюдателям. Последний из игроков, зашедших в аудиторию, озвучивает сведения, только что им полученные, для всей группы. После этого первым игроком вслух зачитывается текст с карточки – под дружный хохот участников. Можно уделить несколько минут на выплеск эмоций.

Примечание для ведущего . На первом этапе игры ведущий может вести себя достаточно мягко и уступчиво. Скажем, на почти неизбежно возникающую просьбу слушающего «А можно повторить еще раз?» ведущий может великодушно дать положительный ответ. Он практически ни чем не рискует в плане нужного окончательного эффекта: информация в конечном итоге будет неизбежно искажена. Начиная со второго этапа, следует быть более требовательным и настаивать на трех (и не более) уточняющих вопросах.

Вопросы для обсуждения :

· На каком этапе передачи информации, по вашему мнению, произошло наиболее сильное ее искажение? Почему?

· Что «выпало», забылось, прежде всего? Почему?

· Что сохранилось в памяти каждого из участников упражнения? Почему?

· Что предпринимали участники, чтобы лучше запомнить информацию?

· Что следовало бы предпринять, чтобы уменьшить искажение и забывание информации?

Игра «Карусель»

Члены группы встают по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Ведущий приводит пример ситуации. Время на установление контакта и проведение беседы (3-4 минуты). Затем ведущий дает сигнал, и участники группы сдвигаются к следующему участнику.

Примеры ситуаций:

· Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…

· Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…

· Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте…

· После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…

В данном упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.

Задача участников – легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Вопросы для обсуждения:

· Легко или трудно было выполнить задание?

· В чем были трудности?

Игра «Алфавит»

Для выполнения этого упражнения вначале нужны два добровольца, которым предстоит играть свои роли, но при этом строить диалог, соблюдая следующее правило – тот, кто начинает разговор, произносит фразу, первое слово которой начинается на букву «А», его собеседник отвечает фразой на букву «Б» и т.д. (алфавит написан на доске).

Например: дворник-прохожий

А кто это тут намусорил?

Боже мой, не думаете же, вы, что это я здесь семечки грыз?

Возможно...

Господи... что за подозрения...

Да-да, а кто это если не вы?

Если не я, что больше не кому?

Попробуйте разыграть роли таксиста и пассажира. (Далее можно вызвать другую пару или тройку человек, роли: продавец – покупатели, преподаватель – студенты и т.п.).

Отлично! Вы здорово импровизировали. Мы все по достоинству оценили вашу находчивость.

Вопросы для обсуждения:

· Ваш диалог мог бы иметь место в реальной жизни?

· Что вам показалось труднее всего?

Упражнение «Дай яблоко»

Давайте попробуем научиться правильно формулировать просьбу. Правильно – значит тактично, уважительно, терпеливо. Это будет нелегко, потому что ваш партнер будет всячески вам отказывать. Ваша цель – привести такие аргументы, чтобы он не имел возможности отказать. Но помните, в игре не должны применяться некорректные ходы и манипуляции: «Дай немедленно», «не дам и всё», «почему я должен...» и т.д. Главное – остаться «в коридоре» деловой этики отношений.

Приведу пример: Соревнуются двое участников, один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации.

-Дай мне, пожалуйста, яблоко.

- Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, - я не знаю, какое.

- Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.

- Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, - я не знаю какое из красных яблок. И т.д.

Разделитесь по двое. Номера первые просят вторых выполнить какое-либо действие по отношению к одному из стульев в данной аудитории. Затем номера вторые просят номеров первых выполнить какое-либо действие по отношению к одному из столов в данной аудитории.

Вопросы для обсуждения:

· Удалось ли вам достичь своей цели? Каким образом? Если нет, то почему?

· Что сложнее – отказывать или просить?

· Все смогли соблюдать главное правило до конца?

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполните упражнение «Телевизор». Для этого необходимо включить телевизионный канал, по которому демонстрируется телефильм или спектакль. Выключите звук, а изображение оставьте. Попробуйте определить, о чем говорят актеры, какие у них цели и мотивы, кто из них «атакует», а кто – защищается, кто – лидирует, а кто – подчиняется. Вглядитесь в лица говорящих, обратите внимание на их жесты и позы. Не включая звук, скажите вслух то, что говорит первый собеседник и что отвечает ему второй. Воспроизведите предполагаемый текст разговора. Через 5-7 минут включите звук. Ответьте на следующие вопросы.

Вопросы для саморефлексии:

· Правильно ли вы определили предмет беседы?

· Если вы ошиблись, то в чем и почему?

2. Выполните упражнение «Поставь себя на место другого». Для этого вспомните свой недавний конфликт с кем-либо. А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того человека, с которым вы разговаривали. Внутренне, про себя спросите у него, какие впечатления он получил от общения с вами? Подумайте, что бы мог о вас сказать ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у этого человека приятные воспоминания о себе.

Вопросы для саморефлексии:

· Какой была ваша позиция в общении с партнером первоначально?

· Что изменилось в вашей позиции по отношению к партнеру?

3. Подберите пять упражнений для развития коммуникативных навыков.

· после индивидуального выполнения упражнения «Телевизор» попробуйте выполнить его в паре с кем-нибудь. Сопоставив различные версии, выясните, какая из них оказалась ближе к тому, что говорилось на телеэкране, почему?

· подобранные упражнения для развития коммуникативных навыков (задание №3) оформите на карточках.

Участники делятся на группы по 3 или 4 человека.

Ведущий тренер: - Представьте себе, что вы решили принять участие в конкурсе на должность персонал – менеджера в крупной фирме. Отбор проводится в несколько этапов, на каждый из которых вместе собираются разные люди. Сейчас в каждой группе кто-то один (я позже скажу, кто именно) попробует установить контакт с каждым из остальных участников вашей малой группы. При этом, кто устанавливает контакт заинтересован в получении информации относительно отбора, а те, к кому он обращается, занимают примерно такую позицию: ситуация отбора для вас очень важна, и вы хотите успешно пройти, поэтому у вас есть серьезные причины, по которым вы не хотите отвлекаться от ваших размышлений по поводу предстоящего собеседования и даете это понять тому, кто к вам обращается. В то же время, пожалуйста, помните о том, что если поведение того человека, который к вам обратится, вызовет у вас желание вступить с ним в разговор, вы можете сделать это.

Тренер называет имена тех, кто в 1 группе должен на первом этапе работ сделать попытку установить контакт. Через 3-4 минуты тренер останавливает разыгрывание ситуации и предлагает, оставаясь в малых группах, обсудить полученный результат. После этого тренер меняет состав групп и называет имена тех, кто на втором этапе должен будет начать разговор. Таким образом, если работа проходит в тройках, то в тренинговой группе из двенадцати человек потребуется три этапа для того, чтобы каждый побывал в активной позиции.

Обсуждение: Обратите внимание на вербальные и невербальные аспекты, которые способствуют установлению контакта. Все участники становятся по кругу.

Упражнение «Неизвестные фигуры»

Ведущий тренер: - На счет «раз» каждый из участников начнет делать какое-либо движение. При этом все остаются на своих местах. Желательно выбирать такие движения, которые может делать каждый участник. На счет «два» надо прекратить делать то движение, которое вы делали на счет «раз», и начать выполнять то движение, которое на счет «раз» делал ваш сосед слева. Если все будут внимательны, то движение каждого, пройдя по кругу, вернется к своему «автору.

Процедура выполняется до тех пор, пока движение каждого участника не вернется к нему. Нередко уже при первых переходах движений кто-то из участников ошибается. В этом случае тренер побуждает группу к поиску момента искажения движения, после чего упражнение начинается сначала. По окончании упражнения, когда движение каждого завершит полный круг, тренер спрашивает участников о том, к кому вернулось его движение, есть ли изменения в его характере.

Обсуждение направляется на осознание причин искажений передаваемых движений и того, что могли бы предпринять участники, чтобы этого не происходило.

Эта процедура направлена на осознание участниками группы факторов, позволяющих без искажений принимать и передавать информацию в процессе сообщения.

Упражнение «Испорченный телефон»

Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке.

Ведущий тренер: - Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек можно, которых он заранее избрал для участия в процедуре) примут участие в процедуре (можно привлекать к процедуре всех участников группы, если есть время и не боитесь затянуть процедуру). Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников процедуры) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной, диктофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию? Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

- Сейчас сюда будут входить по одному участники игры, первому я сообщу текст, который он передаст второму, второй - третьему и так далее. Ваша задача - фиксировать, кто и как точно будет передавать текст (можно разделить участников между наблюдателями, кому за кем наблюдать.

Вариант текста 1 (обычный): - Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас. Он очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября.

Вариант текста 2: - Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила, как все, на демонстрации. Продукты - только из магазина. А секс только с мужем и только по пятницам. Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор все не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А секс когда попало и самым необычным образом.

Вариант текста 3 (диагностичный): - Жила-была молодая красивая девушка по имени Люба (Л ). Пришло время, и она влюбилась в красавца парня по имени Эдик (Э ). Она знала, что и он страстно любит её, но любовь эта была «любовью на расстоянии», т.к. они жили по разным берегам широкой и бурной реки, которую не переплыть, а моста не было. Страдая от разлуки с любимым, Люба пошла вдоль реки, ища возможность переправиться на тот берег. Она встретила лодочника Петра (П ) и рассказала ему о своей любви, о том, что она уже не в состоянии жить вдалеке от любимого и просила лодочника перевезти её на тот берег. Однако лодочник Петр сказал, что река широкая и бурная, и что он просто так перевозить её не будет – она должна заплатить за работу. У Любы не было денег, и она пошла вдоль берега, надеясь найти их у кого-нибудь. По дороге ей встретился прохожий Роман (Р ), которому она тоже рассказала про свою любовь и о том, что если она достанет денег заплатить лодочнику за перевоз, то она встретиться со своим любимым. Прохожий Роман сказал, что деньги у него есть, но он ничего ей не даст, так как это её проблема. В расстроенных чувствах она вернулась к лодочнику Петру, надеясь всё же уговорить его. Но лодочник просто так не соглашался её перевозить. Подумав, он согласился её перевезти, если Люба даст ему всю свою одежду. Любе очень не хотелось этого делать, но, представив, что скоро она увидит своего любимого Эдика, она пошла на эту жертву. Она отдала всю свою одежду лодочнику, он перевез ее на другой берег. Стыдясь своей наготы, Люба, прячась за кустами, стала пробираться к Эдику. Но, ее увидел молодой парень Семен (С ), о котором говорили, что будто бы он сексуальный маньяк. Увидев молодую, красивую, обнаженную девушку он возбудился, набросился на Любу и изнасиловал. Проходивший зарослями кустарника другой мужчина Олег (О ) увидел это всё и рассказал об изнасиловании всем, в том числе и Эдику. Когда Люба наконец-то пришла к Эдику, на нее смотрели холодные глаза. «Я всё знаю», - сказал Эдик. «Прости, но я не смогу после всего этого любить тебя». Люба пошла обратно. Жизнь потеряла для нее смысл. Она бросилась в реку и утопилась. Интерпретация текста в Приложении №3.

Обсуждение упражнения проводится с использованием видеозаписи.

Вопросы для обсуждения :

Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали?

Конечно, большинство скажут, что они говорили, чтобы сказать, и не пытались помочь партнеру понять и запомнить текст. Отсюда можно сделать первый вывод: когда вы говорите, необходимо все время обращать внимание на собеседника: слышит - не слышит, понимает - не понимает. По выражению лица, и по удивленным глазам, всегда видно, что человек не понимает, и тогда стоит остановиться и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы.

Ведущий: - Кто помнит инструкцию, которую получили участники игры за дверью? Общими усилиями инструкция может быть воспроизведена. А далее можно задать такой вопрос: «А что значит: делать можно все что угодно, записывать нельзя. Понятно?» Все слышали эту фразу, но большинство не обратили на нее внимания и механически ответили: «Понятно», а остальные поняли как-то по-своему. А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т.д. Вывод: задавать вопрос: «Понятно?» не следует, на него у всех стандартный ответ: «Понятно», а понимания при этом может не быть вообще.

Дальше анализируем, кто и что потерял из информации и почему. В ходе анализа можно сказать, что, например, текст про Марфушу специально написан для этой игры и в нем много несоответствий, которые еще больше путают участников. Например, «Марфуша была примерной девочкой, работала на заводе». Эти предложения противоречат друг другу по восприятию, так как примерная девочка обычно представляется как школьница младших классов и т. д., а здесь она работает на заводе. Таким образом, можно рассмотреть закономерности при получении и передаче информации и сделать подробный анализ по листочку, прокомментировав каждый пункт.

Тренер раздает участникам листы с текстом (приложение 4), зачитывает по очереди пункты, спрашивает у группы, что они думают по этому пункту, а затем дает свой комментарий и рекомендации, как нужно говорить, чтобы люди могли лучше и услышать и запомнить.

1. Слушатель пропускает информацию через личностный фильтр . Это значит, что любой человек, услышав информацию, сравнивает ее со своими представлениями, со своим жизненным опытом, с известными ему фактами. И передавая ее дальше, может что-то поменять, рассказать по-другому, потому что ему так понятнее, потому что это соответствует его жизненному опыту.

2. Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает из виду. Это значит, что люди делят информацию на важную и неважную, причем важную и неважную не для них, а в данном тексте. И неважную информацию забывают сказать, полагая, что другая является более важной. Из-за этого текст начинает сокращаться от игрока к игроку. Обычно уже четвертый или пятый участник замечают, что приглашать следующего начинают все быстрее и быстрее.

3. Непривычные слова заменяет на привычные . В данном тексте, например, используется слово «примерная». Это слово сейчас используется редко, и обычно в конце Марфуша становится хорошей, добропорядочной и так далее.

КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАТЬ?

Задачи

Мотивировать детей на развитие и тренировку своей памяти.
Познакомить с некоторыми способами эффективного запоминания и с преимуществами смыслового запоминания.
Развить рефлексию собственных переживаний.

Материалы

Рабочие тетради.

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

Психолог. Просмотрите «Дневник эмоций», который вы заполняли в течение недели.
Поднимите руку те, у кого чаще всего в течение недели было хорошее и очень хорошее настроение.
Расскажите, какие события повлияли на ваше настроение?
Поднимите руку те, у кого плохое и очень плохое настроение было в течение недели хотя бы три раза?
Опишите события, которые ухудшают нам настроение.
Скажите, когда мы вспоминаем свои эмоции, то какой вид памяти при этом работает?

2. Работа по теме

Упражнение «Пары слов»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для второго класса». М., Видное, 1998).
Психолог.
На прошлых занятиях вы запоминали десять не связанных по смыслу слов. Сейчас же вы будете запоминать пары слов, связанных по смыслу. Итак, я называю пары слов, а вы постарайтесь их запомнить.

Месяц-год; стакан-вода; яблоко-сад; школа-учебник; сумка-тяжесть; сон-кровать; дом-квартира; телевизор-фильм; собака-ошейник; волосы-расческа, вечер-ужин, молоко-корова.

А теперь я буду называть только первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе слово, связанное с ним по смыслу.
Психолог читает первое слово из каждой пары.
Проверим, правильно ли вы вспомнили слова.
Психолог читает второе слово из каждой пары, а дети подчеркивают то, что сумели запомнить правильно.
Подсчитайте, сколько слов вы правильно запомнили. Когда вам удалось запомнить больше слов - сегодня или на прошлом занятии? Сделайте вывод, какие слова лучше запоминаются - связанные по смыслу или не связанные?

Игра «Испорченный телефон»

Психолог . Сейчас вы по цепочке будете передавать друг друг шепотом ту фразу, которую я скажу. Постарайтесь представлять то, что вам говорят на ушко, тогда удастся запомнить сказанное. Передавать другому игроку нужно ту фразу, которую вы услышали, не прибавляя к ней ничего своего. В этой игре запрещается переспрашивать. Тот, кто нарушает это правило, выбывает из игры.
Психолог шепчет на ухо крайнему ученику какую-либо фразу и следит, чтобы игроки не нарушали правило.
Примерные фразы для передачи по «телефону» (рассчитаны на два занятия):

удивительный подарок; удачный день; глухая старушка; с утра на улице было морозно и солнечно; новогодняя елка сверкает огнями; братья строили из песка замок; девочка и два мальчика играли вечером во дворе; было холодно и сыро, поэтому Наташа надела теплую куртку и взяла свой новый красный зонтик.

Психолог . А теперь крайнее «звено» в нашей цепочке скажет, какая же фраза передавалась по «телефону».
Если фраза была искажена, то опрашиваются все «звенья» телефонной цепочки в обратном порядке и определяется место, где информация была искажена.

Упражнение «Запомни с помощью картинок»

Психолог . В следующем упражнении вы будете запоминать слова с помощью картинок.
(Здесь используются картинки из набора для запоминания, см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001.)
Я читаю слово, а каждый из вас молча подбирает к нему наиболее подходящую картинку. К каждому слову подбирается только одна картинка. Подобранные вами картинки помогут вспомнить все слова без запинки. Внимание! Запоминаем:

завтрак, одежка, музыка, стул, транспорт, зоопарк, ткань, ноги, сказка, путешествие.

Готово? А теперь с помощью картинок вспомните и запишите в рабочей тетради прочитанные мною слова. Проверим, насколько хорошо вам удалось запомнить.
Психолог читает слова, а дети подчеркивают те из них, которые им удалось запомнить.

Задание «Волшебные картинки»

(из методического пособия И.В. Вачкова, А.Х. Поповой «Программа «Психологическая азбука» для второго класса». М., Видное, 1998).
Психолог. Сейчас мы научимся запоминать слова, не связанные между собой по смыслу. Для этого можно использовать «волшебные картинки»: это такие картинки, которые вы можете мысленно представить. Итак, секрет состоит в следующем: чтобы запомнить какое-то слово, нужно представить наиболее подходящую для него картинку. А потом эти живые картинки связать друг с другом и составить из них «фильм». Как это делается, я сейчас покажу на примере.
Допустим, мне требуется запомнить в определенном порядке восемь слов: окно, луна, бутерброд, телефон, моряк, подушка, часы, полночь. Запомнить их я смогу с помощью «волшебных картинок». Я закрываю глаза и представляю какую-то картинку на каждое слово и из них составляю «фильм».
У меня получается следующий фильм.

Я вижу луну из окна. Сидя на диване, я жую бутерброд. Вдруг резко зазвонил телефон. Спрашивают какого-то моряка. Ответив на звонок, я кладу голову на подушку. Не могу заснуть и вижу часы, которые показывают полночь.

Теперь, восстанавливая в своей памяти этот фильм, я без труда могу вспомнить все восемь слов. А теперь вы сами попробуйте запомнить уже другие слова, представляя «волшебные картинки» и составляя из них «фильм».
Я медленно буду читать слова, а вы закройте глазки, чтобы легче было представлять картинки: стул, мальчик, шахматы, звонок, подарок, самолет, магазин, уроки, новости, удивление.
Готово? А теперь вы можете нарисовать свой фильм в рабочей тетради. Когда будут готовы рисунки, вы назовете мне слова, которые нужно было запомнить. Расскажите, как вы запоминали эти слова.

Игра «Фотограф»

(идея игры взята из книги Никольской И., Бардиер Г. «Уроки психологии в начальной школе». СПб., 1998)
Психолог.
Мы уже играли с вами в игру «Фотограф» (см. занятие 10, «Школьный психолог», № 12, 2001 г.). В этой игре участвуют трое: фотографируемый, фотограф и наблюдатель. Поэтому вам необходимо разбиться на тройки. Задача фотографа - запомнить, как выглядит фотографируемый (его настроение, цвет глаз и волос, состояние одежды, обуви и др.), то есть как бы сфотографировать человека. А потом фотограф отворачиваются от фотографируемого и выдает описание-фотографию человека, полагаясь на свою память. Наблюдатель проверяет, насколько точная получилась фотография. Скажите, почему у одних фотографов получаются точные описания-фотографии, а у других не совсем точные?

3. Подведение итогов

Психолог задает следующие вопросы.

    Каким образом лучше всего запоминать?

    Какая игра, какое упражнение больше всего понравились?

    Какое упражнение было самым трудным и почему?

4. Домашнее задание

Продолжить заполнение «Дневника эмоций».

ЗАНЯТИЕ 15

Я УМЕЮ ЗАПОМИНАТЬ!

Задачи

Продолжить знакомство детей со способами эффективного запоминания.
Разить мнемические способности детей.
Обобщить пройденный материал по теме «Память».

Материалы

Рабочие тетради, плакат «Правила запоминания» (см. приложение 1).

1. Организационный момент

Проверка домашнего задания

(проводится так же, как на занятии 14).

2. Работа по теме

Задание «Зашифрованные слова»

(в основу положена методика Л.С. Выготского «Пиктограмма», а фразы для запоминания взяты из следующих источников: Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития. М., 1997; Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику? М., 1997; Брагина Е.А. Работа психолога с младшими школьниками. Ульяновск, 1995).
Психолог
. Представь себе, что ты - опытный разведчик, которому нужно запомнить 10 фраз, составляющих секретный пароль. Чтобы никто не догадался о том, каков пароль, ты зашифруешь его, рисуя для каждой из 10 фраз наиболее подходящее для нее изображение. Рисунки следует помещать в специальных окошечках (см. приложение 2). В каждое окошечко - по одному рисунку, который поможет тебе лучше запомнить фразу. На каждый рисунок будет отводиться не очень много времени - 1-2 минуты, поэтому рисовать нужно быстро, не раздумывая, схематически. И еще: в окошечках нельзя писать ни слов, ни цифр. В конце урока каждый из вас будет вспоминать фразы пароля, расшифровывая свои рисунки. Все готовы? Тогда переходим к запоминанию и рисованию.

1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Тяжелая работа. 4. Строгая учительница. 5. Мальчик-трус. 6. Дружба. 7. Смелый поступок. 8. Болезнь. 9. Счастье. 10. Расставание. 11. Теплый ветер. 12. Богатство.

Вспоминать фразы пароля вы будете в конце урока.

Игра «Фотограф» или «Испорченный телефон» (описание см. в занятии 14)
Задание «Волшебные картинки»

Психолог. На предыдущем занятии мы учились с вами запоминать не связанные по смыслу слова с помощью «волшебных картинок». Проверим, сумеете ли вы запомнить информацию, если будете действовать втроем, в команде. Распределитесь на тройки.
Итак, я буду сейчас зачитывать слова, а вы их вместе с членами своей тройки - запоминать, представляя разные подходящие картинки, связывая их в единый «фильм». Потом посмотрим, какая из команд справилась с заданием лучше всех и у какой из команд получился самый интересный «фильм».
Слова для запоминания: соседка, беседа, продукты, суббота, экскурсия, художник, деревня, облака, желание, шоколадка.
Психолог читает эти слова не очень быстро: участники должны успеть посовещаться.
Готово? А теперь каждая команда на листочке напишет те слова, которые предлагались для запоминания.
Психолог собирает листочки.
Расскажите по очереди, какие «волшебные картинки» помогли вам запомнить слова.
Пока участники команд представляют свои «фильмы», психолог подсчитывает для каждой команды количество правильно воспроизведенных слов и определяет лучшую команду.
Как вы думаете, у какой из команд получился самый интересный и необычный «фильм»?
Психолог называет лучшую команду, полагаясь на мнения детей, которые отдают свои голоса той или иной команде.
Хотите узнать, какая из команд была самой успешной в запоминании слов?
Психолог называет команду, показавшую лучшие результаты в запоминании. Таким образом, отмеченными окажутся и те, кто проявил максимум фантазии, и те, кто хорошо все запомнил.

Беседа по теме «Правила запоминания»

Психолог . Вот уже несколько уроков мы учимся с вами запоминать. Чтобы это получалось, необходимо следовать некоторым правилам. Что же это за правила?
Психолог, используя плакат «Правила запоминания», знакомит детей на конкретных примерах со способами эффективного запоминания.

Рефлексия задания «Зашифрованные слова»

Психолог. Пришло время расшифровать рисунки. Запишите под «окошечками» зашифрованные слова, учитывая, что в некоторых случаях было зашифровано не одно, а два слова. А теперь оцените, как, по-вашему мнению, вы справились с расшифровкой. Пусть каждый напишет немного ниже фразу «самооценка задания». Теперь поставь кружочек, если ты думаешь, что справился с заданием отлично; квадратик - если считаешь, что справился хорошо; треугольник - если справился удовлетворительно и «-» - если не справился. Немного ниже пусть каждый напишет фразу «оценка учителя». Сейчас вы узнаете, какую оценку я вам поставлю. Но сначала отметьте «+» те фразы пароля, которые вы вспомнили абсолютно правильно. Я читаю фразы, а вы их отмечаете.
Психолог зачитывает фразы из задания «Зашифрованные слова».
Теперь посчитайте общее количество «+». Если их у тебя 10, 11 или 12, то ты получаешь в качестве оценки кружочек. Если их у тебя 8 или 9, то получаешь квадратик. Если у тебя набралось 6 или 7, то ты получаешь треугольник. Тот, кто набрал меньше 6 плюсов, получает «-».
А теперь сравните самооценку и оценку учителя и скажите, что у вас получилось. Поднимите руку те, у кого они совпадают. Это значит, что ваша самооценка адекватна, то есть соответствует вашим реальным успехам. Поднимите руку те, у кого самооценка меньше оценки учителя. Как вы думаете, что это означает? Правильно, ваша самооценка ниже реальных успехов. И наконец, поднимите руку те, у кого самооценка выше оценки учителя. И вы уже знаете, что это означает: ваша самооценка превышает ваши реальные успехи.
Психолог обязан эту рефлексивную процедуру провести максимально корректно, не обижая и не травмируя детей.

3. Подведение итогов

Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке.

Ведущий тренер: «Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек можно, которых он заранее избрал для участия в процедуре) примут участие в процедуре (можно привлекать к процедуре всех участников группы, если есть время и не боитесь затянуть процедуру). Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников процедуры) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Видеотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной, диктофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

Сейчас сюда будут входить по одному участники игры, первому я сообщу текст, который он передаст второму, второй - третьему и так далее. Ваша задача - фиксировать, кто и как точно будет передавать текст (можно разделить участников между наблюдателями, кому за кем наблюдать).

Вариант текста 1 (обычный): «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Вариант текста 2: «Марфуша была примерной девочкой. Работала на заводе. Ходила, как все, на демонстрации. Продукты - только из магазина. А секс только с мужем и только по пятницам. Но вот пошла она как-то в лес и встретила там НЛО. С тех пор все не как у людей. Работу забросила. Дома сплошные демонстрации. Продукты только с рынка. А секс когда попало и самым необычным образом».

Вариант текста 3 (диагностичный): Жила-была молодая красивая девушка по имени Люба (Л ). Пришло время и она влюбилась в красавца парня по имени Эдик (Э ). Она знала, что и он страстно любит её, но любовь эта была «любовью на расстоянии», т.к. они жили по разным берегам широкой и бурной реки, которую не переплыть, а моста не было. Страдая от разлуки с любимым, Люба пошла вдоль реки, ища возможность переправиться на тот берег. Она встретила лодочника Петра (П ) и рассказала ему о своей любви, о том, что она уже не в состоянии жить вдалеке от любимого и просила лодочника перевезти её на тот берег. Однако лодочник Петр сказал, что река широкая и бурная, и что он просто так перевозить её не будет – она должна заплатить за работу. У Любы не было денег, и она пошла вдоль берега, надеясь найти их у кого-нибудь. По дороге ей встретился прохожий Роман (Р ), которому она тоже рассказала про свою любовь и о том, что если она достанет денег заплатить лодочнику за перевоз, то она встретиться со своим любимым. Прохожий Роман сказал, что деньги у него есть, но он ничего ей не даст, так как это её проблема. В расстроенных чувствах она вернулась к лодочнику Петру, надеясь всё же уговорить его. Но лодочник просто так не соглашался её перевозить. Подумав, он согласился её перевезти, если Люба даст ему всю свою одежду. Любе очень не хотелось этого делать, но, представив, что скоро она увидит своего любимого Эдика, она пошла на эту жертву. Она отдала всю свою одежду лодочнику, он перевез ее на другой берег. Стыдясь своей наготы, Люба, прячась за кустами, стала пробираться к Эдику. Но, ее увидел молодой парень Семен (С ), о котором говорили, что будто бы он сексуальный маньяк. Увидев молодую, красивую, обнаженную девушку он возбудился, набросился на Любу и изнасиловал. Проходивший зарослями кустарника другой мужчина Олег (О ) увидел это всё и рассказал об изнасиловании всем, в том числе и Эдику. Когда Люба наконец-то пришла к Эдику, на нее смотрели холодные глаза. «Я всё знаю», - сказал Эдик. «Прости, но я не смогу после всего этого любить тебя». Люба пошла обратно. Жизнь потеряла для нее смысл. Она бросилась в реку и утопилась (интерпретацию текста смотри в Приложении 3.).

Обсуждение упражнения проводится с использованием видеозаписи.

Вопросы для обсуждения : Когда вы передавали информацию, вы говорили, чтобы сказать или чтобы вас услышали? (Конечно, большинство скажут, что они говорили, чтобы сказать, и не пытались помочь партнеру понять и запомнить текст. Отсюда можно сделать первый вывод: когда вы говорите, необходимо все время обращать внимание на собеседника: слышит - не слышит, понимает - не понимает. И по выражению лица, и по удивленным глазам всегда видно, что человек не понимает, и тогда стоит остановиться и что-то уточнить, пояснить, задать вопросы) . «Кто помнит инструкцию, которую получили участники игры за дверью? Общими усилиями инструкция может быть воспроизведена. А далее можно задать такой вопрос: «А что значит «делать можно все что угодно, записывать нельзя. Понятно?» « Все слышали эту фразу, но большинство не обратили на нее внимания и механически ответили: «Понятно», а остальные поняли как-то по-своему. А в действительности можно было переспрашивать, задавать вопросы, попросить повторить еще раз и т.д. Вывод: задавать вопрос: «Понятно?» не следует, на него у всех стандартный ответ: «Понятно», а понимания при этом может не быть вообще.

Дальше анализируем, кто и что потерял из информации и почему. В ходе анализа можно сказать, что, например, текст про Марфушу специально написан для этой игры и в нем много несоответствий, которые еще больше путают участников. Например, «Марфуша была примерной девочкой, работала на заводе». Эти предложения противоречат друг другу по восприятию, так как примерная девочка обычно представляется как школьница младших классов и т. д., а здесь она работает на заводе. Таким образом, можно рассмотреть закономерности при получении и передаче информации и сделать подробный анализ по листочку, прокомментировав каждый пункт.

Тренер раздает участникам листы с текстом (приложение 4), зачитывает по очереди пункты, спрашивает у группы, что они думают по этому пункту, а затем дает свой комментарий и рекомендации, как нужно говорить, чтобы люди могли лучше и услышать и запомнить.

«Слушатель пропускает информацию через личностный фильтр». Это значит, что любой человек, услышав информацию, сравнивает ее со своими представлениями, со своим жизненным опытом, с известными ему фактами. И передавая ее дальше, может что-то поменять, рассказать по-другому, потому что ему так понятнее, потому что это соответствует его жизненному опыту.

«Незначительные, с точки зрения получающего, моменты выпускает». Это значит, что люди делят информацию на важную и неважную, причем важную и неважную не для них, а в данном тексте. И неважную информацию забывают сказать, полагая, что другая является более важной. Из-за этого текст начинает сокращаться от игрока к игроку. Обычно уже четвертый или пятый участник замечают, что приглашать следующего начинают все быстрее и быстрее.

«Непривычные слова заменяет на привычные». В данном тексте, например, используется слово «примерная». Это слово сейчас используется редко, и обычно в конце Марфуша становится хорошей, добропорядочной и так далее.

«Слушатель обрабатывает информацию сообразно своей логике». В данном тексте во многом отсутствует логика, а некоторые предложения противоречат друг другу. Обычно это приводит к тому, что люди начинают как-то связывать предложения. Например, «Марфуша жила в деревне, затем поехала в город», «вышла замуж и стала работать на заводе», или «и пошла в лес за грибами» и так далее.

«Слушатель запоминает необычные, «жареные», факты. Но «больное» слово может доползти до конца, а может быть заменено на менее опасное и эмоционально выдержанное». В тексте два момента, которые привлекают внимание, это секс и НЛО. Эти слова за счет своей эмоциональной насыщенности вытесняют другую информацию, и обычно в тексте к последнему участнику сохраняются только секс и НЛО, но в то же время часто слово «секс» заменяют чем-то другим, например, «занимались любовью», «жили хорошо и все у них было в порядке». НЛО иногда заменяют на инопланетян, а иногда теряют.

«То, что можно истолковать, слушатель истолкует». На фоне только что проведенной игры обычно этот пункт можно даже никак не комментировать, поскольку на примере всех участников можно найти ему подтверждение.

«Говорить однозначно», «Использовать простые слова». Абсолютно понятные рекомендации - чем проще и однозначнее информация, тем она лучше понимается и запоминается.

«Важное проговаривать несколько раз». Вполне понятная рекомендация, так как действительно лучше сказать несколько раз и рискнуть выглядеть попугаем, чем впоследствии пожалеть о том, что это не было сделано.

«Структурировать сообщение, разбивать его на пункты». Очень полезная рекомендация: в любом сообщении должна быть внутренняя структура, должно быть понятно, как предложения связаны друг с другом. Самый простой пример структуры - это пронумерованные предложения: первое, второе, третье и так далее. Очень сложно потерять предложение, которое идет под номером. Например, если есть первое, второе, четвертое, то сразу ясно, что было что-то третье.

«Контролировать состояние слушающего и отслеживать, когда он не понимает информацию». Это значит, что во время разговора необходимо постоянно следить за выражением лица, за глазами собеседника и по его реакции можно заметить, когда человек не слышит или не понимает. Это сигнал того, что надо остановиться и повторить еще раз, задать вопрос или прокомментировать сказанное.

«Вам все понятно?» не спрашивать, так как все обычно отвечают: «Да». Надо задать вопрос на уточнение, например: «После нашего разговора что вы будете делать дальше?», «Что вы сделаете в первую очередь?» Это понятная рекомендация, так как еще со школы у всех выработался рефлекс на вопросы: «Вам ясно?», «Вам понятно?», - автоматически отвечать «понятно», при этом не всегда понимая, о чем их спрашивали.

«Если произошла помеха (вас перебили), то надо остановиться и вернуться назад, проговорить еще раз предыдущее предложение». Обычно, когда человека перебивают, то из-за переключения внимания обычно теряется последняя мысль, последнее предложение. Все могут вспомнить подобные ситуации, когда после помехи кто-то из собеседников говорит: «А о чем я говорил?» Поэтому для сохранения связи в сообщении лучше повторить последнее предложение и после этого продолжить свой рассказ.

«Необходимо учитывать темповые характеристики слушающего». Это объясняется легко: все люди говорят с разной скоростью и, что важно для нас, способны слушать тоже с той скоростью, с которой говорят. Если человек говорит быстро, то с ним надо говорить примерно с той же скоростью, а с медленно говорящим, соответственно, медленно. Почему так? Если мы говорим слишком медленно для человека, то его это раздражает, а если слишком быстро - то человек просто может не услышать какие-то слова.

«Можно создать позитивную или негативную мотивацию: «если все сделаете по инструкции, то...», «если не сделаете, то произойдет...»«. Обычно начинают с позитивной мотивации. Например, если вы сделаете то-то и то-то, то вы получите такой-то результат. Если позитивная мотивация не помогает, используют негативную мотивацию. Например: «Если вы нарушите пункт третий договора, вы лишаетесь гарантийного обслуживания, денег и т. д.».

«Можно использовать техники типа «забор» - специальные фразы: «Я специально обращаю ваше внимание», «Я хочу, чтобы вы это запомнили». Основной смысл в том, что мы можем огородить важную информацию определенными фразами, как забором, внутри которого информация должна сохраниться.

Автобус

Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел

Ведущий тренер: «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая – в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете, только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый ».

Этот фрагмент процедуры можно модифицировать следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.

На первом этапе процедуры тренер предлагает одной шеренге выступать в роли передающих информацию, а второй принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению процедуры. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

Вопросы для обсуждения : Какие впечатления возникли в процессе выполнения процедуры? Какие средства помогали устанавливать контакт? Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?

Расскажи историю

Участники объединяются в пары.

Ведущий тренер: «Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным - сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, коллизии, т.е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т.д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда – для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории. «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».

После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее в первый раз, т.е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

Завершаем день диагностической процедурой «Пожелания друга ».

Данная процедура позволяет каждому участнику понять, что пребывание в группе может быть наполнено для него особым смыслом, помогает прислушаться к своему внутреннему голосу и услышать его как бы со стороны.

Ведущий тренер: Я хочу, чтобы каждый из вас сейчас сосредоточил внимание на смысле и цели своего участия в этой группе. Закройте глаза... Пусть вам вспомнится какой-нибудь человек, который, как вам кажется, заинтересован в том, чтобы вы участвовали в работе нашей группы, и ожидает в этой связи от вас каких-то изменений. Это может быть просто ваш знакомый (например, по работе), а может быть и человек, с которым вас связывают личные, близкие отношения... (30 секунд.)

Теперь представьте себе, что этот человек говорит о том, чему, по его мнению, вам стоит здесь научиться. Сформулируйте для себя его пожелания и выберите из них два наиболее важных. (2 минуты.)

Теперь откройте глаза и запишите то, что вы выбрали. Затем по очереди прочитайте нам свои записи.

Вопросы для обсуждения : Насколько то, чего ждут от меня другие, совпадает с моими собственными желаниями? Кто из участников написал примерно то же, что и я? Насколько широк диапазон ожиданий в нашей группе? В какой мере ожидаемые результаты моего участия в группе соответствуют теме нашей работы?

Завершаем работу в группе шерингом (5 минут): Каждый участник говорит одним словом итоги дня (пример показывает ведущие). Дежурный составляет информационный листок и вывешивает его на СТЕНУ.

Задание на следующий день – написать эссе « Я студент».


День

Умение слушать

День начинается с шеринга . Продолжительность работы порядка часа. Это эмоциональные остатки, недоговоренности вчерашнего дня, рефлексия своего актуального состояния. Ориентируясь на ситуацию, мы задаем стимулирующие самораскрытие вопросы, также могут прозвучать следующие вопросы:

- Что нового вы узнали вчера о себе?

- Главные итоги вчерашнего дня для вас лично. Чему вы научились, что осознали.

- Что еще вы хотели бы реализовать в предстоящий день.

Выбор дежурного. Обсуждение на шеринге первых впечатлений об университете, домашнее задание – эссе «Я студент». Предлагается дискуссия по теме домашнего задания. Каждому 2-3 мин. – сформулировать главную мысль своего эссе.

Предлагаемые в третий день процедуры предполагают использование следующих приемов :

Безмолвное слушание, выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше.

Уточнение – обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того, чтобы более точно понять его (например, женщина говорит психологу: «В последнее время мой сын ужасно себя ведет». Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, как вы понимаете слова ужасно себя ведет»).

Пересказ – изложение своими словами того, что сказал собеседник, в начале беседы более полно, далее – выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным и др.

Как я слушаю

Ведущий тренер: «Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на свое дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что бы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу.

Сделайте это. А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе».

После того как группы сформировались, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты».

Вопросы для обсуждения : В какие моменты вы переставали слушать? Отвечая на него, участники группы обычно говорят следующее: «Отвлекся на спои мысли, когда стал сравнивать то, что рассказывает другой, со своим опытом», «В какой-то момент возникла ассоциация, и я стала думать об этом», «У меня возникло несогласие с тем, что я услышала, и в этот момент я отвлеклась», «В какой-то момент я стала думать о том, что буду говорить сама и перестала слушать» и т.д.

© 2024 crimeagril.ru -- Игровой клуб