Картотека подвижных игр народов севера. Игры народов севера Игры с бросками

Главная / Достопримечательности

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

Стихотворение про игру в мяч на перемене (написала Ветрякова Светлана специально для сайт)

Чтобы весело играть
Нужно мячик накачать.
А мальчишки и девчонки
По мячу ударят звонко.

Настоящие спортсмены
Побегут на перемену.
Будут прыгать и скакать
И друг друга догонять.

Мы надуем мячик ловко
Нужно лишь иметь сноровку.
Посильнее нажимай,
Побыстрее убегай!

Игры разные с мячом
Обязательно начнем.
И в «Лягушку», и в «Собачку»,
В «Ручеек», и в «Быстрый мячик».

Добежал до поворота,
Закатился за ворота.
Перепрыгнул через двор,
Убежал через забор.

Быстро кружится, летает!
Кто его теперь поймает?
Поскорее догоняй
И соседу передай.

Разноцветный яркий мячик
Без запинки резво скачет.
Хватит бегать, веселиться,
Нужно нам идти учиться!

Мы огромный мяч надули,
Поиграли, отдохнули.
Нам пора вернуться в класс,
Там занятия у нас.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве. Передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Дети изображают рога оленей, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен. «Олени» убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют.

«Каюр и собаки». На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них - собаки, третий - каюр.

Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура до другого.

Варианты усложнений. Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура.

Можно предложить играющим преодолевать различные препятствия…

Ловля оленей

Играющие делятся на две группы. Одни - олени, другие - пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной кругом площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры . Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее количество игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Белый шаман

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на одно колено и ритмично бьёт в бубен. Затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад №29 «Сказка»

Подвижные игры народов Севера
дидактические игры, стихи, загадки

Подготовила:
Инструктор по физической культуре

Ковдор
2016 г

1. «Гонки на оленьих упряжках» Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение взаимодействовать в мини- коллективе.
Оборудование:
- «Упряжка для оленя»- обруч с колокольчиком
- «Хорей»- длинная палка с круглым наконечником (1 м 10 см)
- «снежные сугробы» - конусы
Методика проведения:
Игра проводится в форме эстафеты, играющие делятся на 2 команды, команды делятся на пары, где один ребенок изображает «оленя», другой – «пастуха-оленевода».
По сигналу первые упряжки бегут, объезжая «сугробы», передают эстафету следующей «оленьей упряжке».
Выигрывает команда, которая раньше закончит гонки.

2. «Гонки на лыжах»
Цель: упражнять в передвижениях на лыжах, умении быстро реагировать на изменения внешних условий.
Оборудование:
- лыжи на обычных креплениях
- флажки – ориентиры
Методика проведения:
Игра проводится по принципу эстафеты. Участвуют 2 команды.
По сигналу первые участники надевают лыжи, добегают до флажка, возвращаются, предают лыжи следующему участнику.
Выигрывает команда, быстрее преодолевшая дистанцию.

3. «Перетягивание на палках» Цель: Умение взаимодействовать в парах, развивать координацию, ловкость, силу.
Оборудование:
- деревянная палка
Методика проведения:
Двое играющих сидя на полу, упираются ступнями ног друг другу, берутся за палку 2 руками.
По сигналу пытаются перетянуть друг друга на свою сторону.
Побеждает тот, кто сделает это первым.
(Участники должны быть равными по силе).

4. «Борцы силачи»
Цель: Развивать ловкость, координацию, умение взаимодействовать в парах.
Оборудование:
- круг, начерченный на полу
Методика проведения:
Двое детей встают в круг, руки сцеплены за спиной, стараются вытолкнуть друг друга из круга (усложнение: стоять на 1 ноге)
Побеждает тот, кто останется в круге (или встанет на 2 ноги).

5. «Саамский футбол» Цель:
- Умение взаимодействовать в мини - коллективе,
- развивать ловкость, координацию движений,
- развивать меткость и глазомер.
Оборудование:
- «саамский мяч»
- ворота
- специальная одежда (юбки)
Методика проведения:
Участвуют 2 команды, целью которых является большее количество забитых голов в ворота соперника.

6. «Хейро»
Цель:
- умение взаимодействовать в коллективе
- способствовать развитию координации, ловкости, быстроты
Методика проведения:


Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назад, и на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Правила игры: Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три - в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

7. Льдинки, ветер и мороз .
Цель: - развивать ловкость, умение взаимодействовать в парах и мини-коллективе,
- умение применять разновидности бега, прыжков, ходьбы в соответствии с сигналом.

Методика проведения:

Играющие встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают звенят:

«Дзинъ, дзинь...»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг - большую льдинку.
На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры:
Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движе­ния: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

8.«Полярная сова и евражки».
Цель : Воспитывать выдержку, терпение, умение быстро реагировать на сигнал.
Методика проведения :
Полярная сова(1 ребенок) находится в углу площадки, остальные дети – евражки.
Под тихие ритмичные удары бубна дети – евражки бегают по площадке, на громкий удар в бубен дети – евражки останавливаются и стоят «столбиком» не шевелясь. Полярная сова облетает и смотрит, кто пошевелится или стоит не «столбиком»,уводит к себе. После 3-4 повторений отметить детей, показавших хорошую выдержку и терпение.
Правила игры: Дети должны быстро реагировать на смену ударов; громкие удары в бубен не должны длиться долго.

9. «Важенка и оленята »
Цель:
Выполнение движений в соответствии с текстом, умение быстро реагировать на сигнал. Упражнять в ходьбе и беге не мешая друг другу.

Методика проведения : На площадке нарисовано несколько кругов, в каждом из которых находится важенка и 2 оленят. Волк сидит за сопкой (на другом краю площадки).
На слова ведущего : « Бродит в тундре важенка, с нею – оленята, объясняет каждому все, что непонятно, топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставления мамины.»
Выполняются ходьба и бег по площадке в соответствии с текстом; по сигналу « волк идет» - оленята и важенка убегают в свои домики – круги.
Правила игры : волк может ловить только после слов « волк идет», ловит на площадке, нельзя ловить тех, кто уже встал в свой круг. Пойманных оленей волк отводит к себе за сопку.


10. «Охота на куропаток»

Цель : Упражнять в беге не наталкиваясь, в метании в движущую цель.

Методика проведения:

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки (тундры), где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется. Игру можно проводить на природе.


Правила игры:

Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

11. «Рыбаки»
Цель : Упражнять в выполнении движений по показу. Развивать внимательность.

Методика проведения:
Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры : Тот, кто повторит движение неправильно, временно выбывает из игры.

12. «Рыбаки и рыбки»
Цель
: Упражнять в беге с увертыванием; развивать ловкость, быстроту реакции;
Методика проведения :
На полу лежит шнур в форме круга, это – сеть. В центре круга стоят 3 детей, это – рыбаки. Остальные играющие находятся за кругом, это – рыбки. По сигналу рыбки бегают по всей площадке, переодически забегая в круг. Дети - рыбаки стараются запятнать того, кто забежал в круг – сеть.
Правила игры : Бегать по всему залу не мешая друг другу, обязательно забегать в круг – сеть. Рыбаки могут ловить рыбок только в сети (кругу). Кто больше поймал рыбы, то лучший рыбак.

13. «Отбивка оленей»
Цель: Упражнять в метании в цель. Развивать ловкость, быстроту реакции.
Методика проведения :
Играющие находятся в заранее очерченном большом кругу, это – олени. Трое (или по желанию) детей находятся за кругом, это – пастухи. По сигналу «Раз, два, три, отбивку начни!» - пастухи по очереди бросают мяч в оленя. Тот, в кого попадает мяч, считается пойманным («отбитым от стада») оленем. Каждый пастух «отбивает 5-6 раз. Подсчитывается количество «отбитых» оленей у каждого пастуха.
Правила игры : Бросать мяч только в ноги и только по сигналу в движущуюся цель.

14. «Бег в снегоступах »
Цель : Упражнять в беге с нестрандартным оборудованием.
Развивать ловкость, быстроту, умение взаимодействовать в коллективе.
Методика проведения :
Играющие делятся на 2 равные команды. Строятся в колонны за линией старта. У каждой команды оп паре снегоступов.
По сигналу ведущего первые игроки в каждой команде надевают снегоступы и бегут в них до линии финиша, обозначенного флажком, возвращаются и передают снегоступы следующему участнику.
Выигрывает команда, первой закончившая соревнование.
Правила игры : Проводятся по принципу эстафеты. Передавать снегоступы только за линией старта. Огибать линию финиша, не уронив флажок.
Выигрывает команда, первой и без замечаний закончившая эстафету.

15.«Оленьи упряжки »
Цель : Упражнять в беге с преодолением препятствий, умении быстро реагировать на сигнал; взаимодействовать в парах.
Методика проведения :
Играющие стоят парами вдоль одной из сторон площадки или зала. Один из них – олень, второй – каюр.
По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до проти­воположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!», каждый игрок – каюр ловит свою пару.

Правила игры : Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

16. « На новое стойбище»

Цель: Упражнять в беге парами; Умение быстро реагировать на сигнал. Развивать внимание.
Методика проведения:
Играющие стоят парами: один – олень, второй – каюр. Упряжки стоят друг за другом.
По сигналу ведущего «Оленеводы переезжают на новое стойбище», упряжки бегут на другую сторону площадки, огибая препятствия. Во время движения каюры издают характерный для оленеводов - тундровиков звук «кхх, кхх». По сигналу ведущего упряжки останавливаются на привал. Каюры отпускают своих оленей, которые бегают врассыпную. По сигналу «Упряжки» все должны построиться в прежней последовательности.
Правила игры : Выполнять движения только по сигналу. Упряжки не должны обгонять друг друга. После привала последовательность передвижения сохраняется.

17. «Волк и олени»
Цель : Упражнять в беге с уворачиванием, в быстром реагировании на сигнал.
Методика проведения:
Из числа играющих выбирается волк, остальные дети – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка, на противоположном конце «пасутся олени».
По сигналу ведущего «волк», волк просыпается, выходит из своего логова и широким шагом начинает обходит вокруг стада, постепенно круг, где находятся олени, сужается. По сигналу «рычание волка», олени разбегаются в разные стороны. Волк старается поймать оленей (коснуться рукой до игрока). Пойманного оленя волк отводит к себе.
Правила игры: действовать по сигналу. Пойманный олень уходит в логово волка.

18. «Ловкий оленевод»
Цель: упражнять в метании в цель.
Методика проведения:
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3-4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выиг­равшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.
Правила игры: бросать мяч только с условленного расстояния.


Дидактические игры
«Прочитай узор пальцами»
Цель: 1.Закрепить знания детей о саамском узоре, используемом в вышивке бисером.
2. Учить узнавать на ощупь элементы геометрического узора, вышитого на полосе (перевязь, упряжь, пояс), узор из полукругов, треугольников, ломанных и волнистых линий.
Материал: образцы узоров, вышитых на драпе, сукне красного цвета (на одном образце – узор из одинаковых элементов), коробка из картона, с боков округлые отверстия для рук.
Внутри коробки – образцы вышивки. Ребенок на ощупь берет один, «читает» пальцами, называет; достает образец, убеждается в правильности.

«Узнай по вкусу»
Цель: 1. Закрепить знания детей о северных ягодах.
2. «Учить различать по вкусу и запаху ягоды: брусника , черника, морошка, клюква.
3. Дать представления о питательной ценности этих ягод, их использовании в питании.
Материал:
Поднос, керамические непрозрачные вазы с ягодами, чайные ложки по количеству детей.

«Ветвистые рога»
Цель: 1. Закрепить знания детей об особенностях оленьих рогов.
2.Развивать внимание, усидчивость.
3. Совершенствовать навыки счета.
Материал: Фланелеграф, силуэты оленьих рогов(2-4 шт.)рога с разным количеством веток-отростков обозначены цифрами.
Дети считают количество отростков на рогах с места. Кто быстрее назовет самые ветвистые рога. Победивший подходит к фланелеграфу и проверяет правильность ответа.

Загадки:

1. Хоть верь, хоть не верь
Пробегал по тундре зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста (Олень).

2. Мха копытцами касаясь,
Ходит в тундре тот красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (олень).

3. Утоляет холод мхами,
Хоть укрыла их пурга.
Как лопатою, копытом
Разгребает он снега (олень).

4. Белый, хрустящий
В тундре растет,
Олень его любит
Мимо не пройдет (ягель).

5. Эта птица на ночлег
с головой нырнула в снег (куропатка).

6.Избушка новая, для всех столовая,
Зовет обедать, крошек отведать (кормушка).

7. Растет на болоте Аленка
в оранжевой рубашонке.
Кто не пройдет,
всяк поклон отдает (морошка).

8. Вот этот случай очень редкий-
на голове растут 2 ветки (оленьи рога).

9. В тундре зимой без нее ни на шаг,
С места рванет – только ветер в ушах (оленья упряжка).

10.Что такое - отгадай:
ни автобус, ни трамвай…
В них оленей запрягут,
те по тундре побегут (нарты).

11. Им оленей погоняют,
Чтоб бежали побыстрей.
Эта палка – погонялка
Называется… (хорей).

13.Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с Севера – сюда (снегирь).

14.Под кустом на каждой ветке
сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
руки вымажет и рот (черника).

15.Бусы красные висят,
из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Звери, птицы и дети (брусника).

16.Вдоль лесных дорожек,
много белых ножек.
В шляпках разноцветных
издали приметных.
Собирай, не мешкай,
это …(сыроежки).

17. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух (одуванчик).

18.Осенью горька, в мороз сладка, что за ягода (рябина).

19. Растут на опушке рыжие подружки
а зовут их….(волнушки).

20. Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка,
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка).

21. Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга.

22. Толстый в складку богатырь,

В ластах и безуший.

Любит он со дна морского

Ракушек покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте-ка ребятки,

Что за богатырь такой?

23. Что за хищник за такой,

С шерстью бело-голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода.

24. Носит серенький жилет,

Но у крыльев – чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат: «Кар-кар-кар».

25. Корешки морошки гложем,

Мох грызём, в конце концов.

Но без тундры жить не можем,

Хоть пугаемся песцов.

(Лемминги)

26. Ночью ухает: «Ух-ух!

Съем любого, кто лопух.

Догоню, когтями – цап!

Утащу и съем в снегах.

У меня желты глаза,

Перья тонки, белы,

Клюв короткий и кривой –

Я охотник смелый».

(Полярная сова)

27. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Всё равно он будет мой.

28. Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке.

Даже кошки не боится,

Собирает крошки.

А потом на ветку – прыг!

И чирикнет «Чик-чирик».

Саамские пословицы и поговорки

В сухую сеть рыба не попадет.
Оленя выбирают не по рогам.
Себя не хвали, пусть люди похвалят.
Человек живет не только силой, но и умом.
Когда сердце полно тоски, то и радость не помогает.
Когда рыбак потерял надежду, все потеряно.
Без работы ничего не придет.
Работу можно оценить только после ее завершения.
Тот не знает, как труд тяжел, кто никогда не трудился.
Рыбак не знает, сто он поймает.
Долгий сон ведет к нужде.
Тому, кто молчит, и воды не подадут.
По лицу не видно, что он за человек.
Доброе слово рот не дерет.
Лентяй считает каждый свой шаг.
Хвастливое слово – гнилое слово.
Что другим желаешь – то к тебе вернется.
У тебя заячье сердце.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Время покажет следы виноватого.
Ходящий руки в карманах (о бездельнике).
Маленький ребенок - у матери на коленях, большой – в материнском сердце.

Хорошо подняться утром рано,
Видеть голубую высоту,
Видеть сопки, площади и краны,
И суда на отдыхе в порту.
Видеть город юный и красивый,
По широким улицам шагать,
Свежий ветер с Кольского залива
Полной грудью весело вздыхать.
Радоваться ласковому лету
И рябинке каждой на пути
Словно в море солнечного света
По нарядным улицам пройти.
Молодых и старых – всех прохожих
Светлыми улыбками даря.
Здравствуй, день счастливый
День погожий,
С добрым утром, Родина моя! И. Коробов

Мчат олени все быстрее!
Ветерок в рогах свистит,
И на кончике хорея
Солнце, кажется, висит.
И в его лучах смеется
От копыт летящий снег.
Говорят саамы: Солнце – самый добрый человек!

Прекрасен наш любимый край
С его зелеными лесами,
С громадой диких скал седых,
Покрытых вечными снегами,
С озерами лазурных вод,
С цепочкой рек бурливых,
С прохладой горных ручейков,
Кипучих, говорливых. В. Матвеев

«Полярная береза» Т. Курьянова
Худенькая, чуть повыше метра,
В легонькое платьице одета.
Но не клонит головы под ветром
И стоит, ни на кого не сетуя.
Над березкой грозно виснут скалы,
Без конца и края сопки голые.
Много бед березка испытала,
Но глядишь – по-прежнему веселая.

Худенькая, чуть повыше метра,
В легонькое платьице одета.
Но не клонит головы под ветром,
Ласкою земли родной согрета.

Чум стоит в лесу густом,
Этот чум – лопарский дом.
Храбрый северный народ
В этом домике живет.
К чуму подойдем гурьбой
И с дороги отдохнем.
Там сейчас уютно, жарко,
И встречает нас лопарка. Г. Володькина

Вот он северный олень
Белый словно снег.
Пусть сугробы до колен,
Легок его бег.
Я сожму в руке хорей,
Только брошу взгляд,
Только лихо крикну: «Эй!»
Все скорее и скорей
Нарты полетят. О. Воронова

«Олень» В. Викторова
Вот олень – красавец стройный,
Благородный и спокойный.
У него рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры!
Может он летать как птица.
только пыль за ним клубится!
Не страшны ему ни скалы,
Ни ущелья, ни завалы;
Перескочит он овраг,
Если сзади хищный враг!

Север –это звон упряжек,
И под снегом мерзлый мох.
На далеком белом Севере
Даже ночь бывает днем.
Север – это край, где пляшет
Над ярангами дымок.
Север – это крик гусиный,
Это вьюга, это лед. М. Пляцковский

«Северное сияние» Л. Корчагина
Ну и мастер, вот хитер!
Выткал в небесах шатер,
Выткал золотом шатер,
Словно фосфором натер!
Бахрома – до самых скал!
И шатер засверкал,
И огнями заиграл…
Вот так мастер! Молодец!
Сотворил такое чудо…
Кто он? Где он? И откуда?
Как до неба он достал?
Как оттуда не упал?
Как он там не простудился?
Кто на славу потрудился?
Сделал мастер свой шатер
Для красавиц звезд – сестер.
«Северное сияние» Ю. Шесталов
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Ой, горит большой костер
Выше леса, выше гор!
Он горит, а снег не тает
Он блестит - не согревает.
Мерзнут горы и леса,
Коченеют небеса….
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Не живет ли в вышине
Великан могучий?
не печет ли на огне
Хлеб себе за тучей?
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба.
это – свет, холодный свет
Северного неба.

Чум, как маленький вулкан:

Дым струится к облакам.

Приземлился вертолёт,

Обступил его народ.

В день, когда он прилетает,

У людей забот хватает:

Этот почту принимает

И товары заодно,

Тот на землю выгружает

Долгожданное кино.

Ночь полярная настала,

В небе солнышка не стало.

Сколько ламп не ставь в окно,

А на улице темно.

День без солнца хмурится.

Всё темней на улице.

Лезет в окошко чёрная кошка.

Нет, не кошка и не кот –

Ночь полярная идёт.

Ночь полярная полгода.

Ночью – зимняя погода.

Мы работаем, живём,

Мы полгода солнца ждём.

Кран подъёмный, ты высокий,

Ты на цыпочки привстань.

Постарайся, из-за сопки

Солнце-солнышко достань!

Как посмотришь – загляденье!

В санки впряжены олени.

Горделива их осанка,

Поступь каждого легка,

И сидят ребята в санках –

По четыре седока

В Заполярье в январе

Снег и стужа на дворе.

В Мурманске и в Ваеге

Дети носят валенки.

В валенках Алёшка

Ходит по дорожке.

Кто расхаживал по снегу?

Догадайся-ка последу!

Каждый снежный чей-то след

Затаил в себе секрет.

Скоро ветры запоют,

Туч примчится стайка.

Создаёт в дупле уют

Белочка – хозяйка.

Вот она ушанку сшила,

Серым мехом опушила,

Примеряла боты

Собственной работы.

Славно в белкином жилище,

В нём порядок, тишина.

Пусть холодный ветер свищет,

Белке вьюга не страшна.

Используемая литература:

1. «Праздники и развлечения с детьми на Севере» сборник сценариев, Мурманск, 2002 г.
2. Физкультурные занятия в ДОУ с учетом особенностей Заполярья», практическое пособие, Мурманск, 2001 г.
3. «Милее сердцу края нет» , методическое пособие для воспитателей ДОУ. Национально – региональный компонент Государственного образовательного стандарта, Мурманск, 2004 г.
4. Сайт интернет – ресурса: http://www. ph4.ru/xgeo_saamiflag. php

Надежда Полячкова
Подвижные игры народов Севера

Воспитание всесторонне развитой личности было и остаётся первостепенной задачей для нас, работников дошкольных учреждений и общества в целом. А гармонизация развития личности требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки . На физическое развитие и двигательную подготовленность людей существенное влияние оказывают менталитет, национальные особенности, бытовые привычки и уклад жизни.

2012 год в республике Саха - Якутия объявлен годом единения и дружбы народов , проживающих на территории нашей республики. В рамках проведения республиканского сетевого проекта «Семь народов – семь алмазов » в нашем детском саду было проведено тематическое развлечение для старших и подготовительных групп «Подвижные игры народов Севера » . В его основу положен сюжет – путешествие, а основной акцент сделан на ознакомление детей с названиями, правилами и содержанием игр народов Севера . Представляем вашему вниманию конспект.

Цель : знакомить с играми народов Севера .

Задачи :

Образовательные : закреплять навыки бега, прыжков, технику метания мяча в цель

Развивающие : развивать ловкость, быстроту, внимание, прыгучесть, чувство ритма

Воспитательные : воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, коллективизма.

Инвентарь : Эмблемы народов Севера , путевые листы (последовательность прохождения станций, высокая стойка с фигуркой рыбки, платочек, нарты (маленькие саночки, выполненные из тальника) 4шт., коврик из конского волоса (диаметр 1м, плоскостная фигурка оленя, 15 мячей малого диаметра, флажки, большой бубен, фоновая музыка.

Место проведения : Весь третий этаж детского сада : спортивный зал, зал хореографии, тренажёрный зал, театральная зона, «зелёная» зона.

Ход развлечения:

Ведущий : Дорогие ребята! Хотите узнать больше о нашей республике, какие народы проживают рядом с нами, в какие игры они играют ? Тогда мы отправляемся в путешествие. Мы поедем на оленьих упряжках, а ваши воспитатели будут вашими проводниками. Вы будете переезжать с места на место, и узнаете много новых и интересных игр. А когда услышите длинный свисток – значит вам пора двигаться на следующее место. Сейчас я раздам путевые листы, где будет указано, в какой в какой последовательности вам надо передвигаться. Ну что, готовы в путь?

Дети : Да!

Ведущий : Ну что, тогда вперёд! Наши упряжки отправляются по разным станциям. Счастливого пути, ребята!

Раздаётся протяжный свисток, и упряжки (парами, друг за другом) трогаются. Стоянка на каждой станции 5 мин, на каждой станции – руководитель, который проводит игру с каждой группой детей.

1. Эвенкийское кочевье

Эвенкийская подвижная игра «Ловля хариуса»

Верёвку с привязанной к ней, вырезанной из дерева фигуркой рыбы (длина её – 15-20 см, ширина 2см) подвешен к высокой стойке . Участники состязаний, прыгая поочерёдно, должны в прыжке задеть ногой рыбу. Первоначальная высота 1м. Игрок, не задевший рыбу, выбывает из соревнований. Участники, доставшие рыбу ногой, продолжают состязание на большей высоте. Побеждает тот, кто сможет достать рыбу на наибольшей высоте.

2. Эвенкское кочевье

Эвенкская подвижная игра «Ловля оленей»

Играющие делятся на две группы : пастухи и олени. Пастухи берутся за руки и встают полукругом к оленям. Олени бегают по отведённой площадке. По сигналу «Лови» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг. Круг замыкается тогда, когда поймано большое число оленей, вырываться из круга нельзя. Затем играющие меняются ролями.

3. Русская деревня

Русская хороводная игра «Гори, гори ясно»

Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга водящий. Дети идут по кругу, проговаривая слова : «Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят. Раз, два, три, беги!» Водящий с платочком в руке в это время движется внутри круга навстречу хороводу. На слово «беги!» , опускает руку с платком между двух играющих. Они должны побежать в разные стороны по кругу, кто первый добежит, выхватив платок у ведущего, становится вместо него.

4. Юкагирское кочевье

Юкагирская игра «Нарты-сани»

Эстафета. Дети делятся на две команды. Игроки по очереди должны добежать до нарт, перепрыгнуть через них двумя ногами и вернуться на линию старта. (Расстояние между нартами 1м, количество по 2 на команду.)

5. Якутская деревня

Якутская подвижная игра «Не наступи в смолу» .

Играющие встают в круг, держась за руки. В центре круга положен коврик из конского волоса круглой формы. По сигналу игроки, не отпуская рук, начинают выталкивать рядом стоящих таким образом, чтобы они наступили на коврик («смола» ). Наступивший на коврик выбывает из игры , побеждает тот, кто остаётся последним.

6. Чукотское кочевье

Чукотская игра «Меткий оленевод» .

На площадке ставится фигура оленя. На расстоянии 3-4 м от него располагаются оленеводы (шеренгой, лицом к оленю.) Сначала девочки, потом – мальчики. Поочерёдно они бросают в оленя мяч. За каждый удачный выстрел (попадание) оленевод получает по флажку. Выигрывает тот , у которого больше попаданий.

7. Долганское кочевье

Долганская народная игра «Белый шаман» . Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В его центре располагается «белый шаман» (водящий) . Он встаёт на колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт бубен. Получивший его должен повторить ритм, который отбил белый шаман, если игрок смог повторить ритм, отбивает свой ритм и игра продолжается, если игрок неправильно повторит ритм, он выходит из игры .

Раздаётся протяжный свисток и все упряжки возвращаются в спортивный зал.

Ведущий : Ну вот и подошло к концу наше путешествие. О каких играх народов Севера вы узнали ? Вам понравились новые игры ? И нам понравилось заниматься с вами. Вы были активными, ловкими, быстрыми и внимательными. Молодцы! Всем спасибо!

Такое развлечение можно провести в виде тематического занятия для одной группы. Проводится в спортивном зале, передвижения от станции до станции по кругу, меняются эмблемы и инвентарь.

Литература :

Иванов В. Х., Традиционные игры и состязания народов Арктики . Якутская часть серии., Якутск, 1997г.

Глазырина Л. Д., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста, М., 1999г.

Кенеман А. В., Детские народные подвижные игры , М., 1995г.

Практическое пособие

для воспитателей и инструкторов

по физической культуре

Подвижные игры

народов Крайнего Севера

Подготовила Крутовская

Татьяна Васильевна

воспитатель МБДОУ «Детский сад «66 «Радость»

город Норильск

ИГРЫ С МЕТАНИЕМ:

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

«ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИР)

«ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ»

ИГРЫ С БЕГОМ:

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

«СОКОЛ И ЛИСА»

«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

«ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!»

«СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

«ЯСТРЕБ И УТКИ»

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»

ОЛЕНИ И ПАСТУХИ

«БЕГ В СНЕГОСТУПАХ»

«ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА»

«НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ»

ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ:

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

«БОРЬБА НА ПАЛКЕ»

«НАНАЙСКАЯ БОРЬБА»

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ:

«БЕЛЫЙ ШАМАН» (РИТМ)

«РЫБАКИ»

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ:

«ЗАЙЦЫ И ВОЛКИ»

«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ»

«ТРОЙНОЙ ПРЫЖОК»

ИГРЫ С БРОСКАМИ:

«УСПЕЙ ПОЙМАТЬ!»

«ОТБИВКА ОЛЕНЕЙ»

«СЮЛЫ – ЛЕДЯНЫЕ ПАЛОЧКИ»

ИГРЫ СЮЖЕТНЫЕ:

«ОХОТА НА КИТОВ»

«ОХОТА НА ОЛЕНЕЙ»

«ОХОТНИКИ И ВОЛКИ»

ИГРЫ С МЕТАНИЕМ

«ЛОВКИЙ ОЛЕНЕВОД»

Цель : развивать ловкость, упражнять в метании.

В стороне площадки ставится фигура оленя на расстоянии 3-4 м. проводится линия. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю. В порядке очередности бросают мяч правой рукой.

Правила игры: За каждый удачный бросок даётся флажок. У кого больше флажков, тот считается выигравшим.

«ОХОТА НА ВОЛКА» (ТИР)

Цель: охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры: Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

«ОХОТНИКИ И ЗАЙЦЫ»

Цель: учит детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд мягко, на носочках, метко бросать мяч. Закрепляет знание о труде северян – охотников.

На одной стороне площадки очерчивается круг для охотника, на другой стороне – кружочками – места для зайцев (в каждом кружке по два зайца). Охотник обходит площадку, как бы высматривая заячьи следы, затем возвращается к себе. По сигналу воспитателя «Выбежали на полянку зайцы» дети выходят из своих домиков-кружков и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперёд.

По сигналу «Охотник!» зайцы останавливаются, поворачивается к охотнику спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мяч. Тот заяц, в которого попал мяч, считается подстреленным, и охотник уводит его к себе.

Правила игры: После 3-х повторений игры проводится подсчёт подстреленных зайцев, затем выбирается новый охотник.

ИГРЫ С БЕГОМ

«ПОЛЯРНАЯ СОВА И ЕВРАЖКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель:

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие – евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражки и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры: Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

«ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно. Переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры: Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

ВАРИАНТ . Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «собачьи упряжки». Этот вариант характерен для береговых чукчей.

«СОКОЛ И ЛИСА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Выбираются сокол и лиса, остальные дети – соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Правила игры: Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.

«ЯСТРЕБ И УТКИ»

эвенкийская и якутская игра

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Все дети размещаются на озере (площадке). Выбираются один ястреб. По команде воспитателя «Ястреб летит!» все утки дети улетают (убегают) и прячутся в укрытие.

Правила игры: До кого ястреб дотронется, тот считается пойманным. После двух – трех раз проводится подсчет пойманных уток.

«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Игроки стоят в пяти-семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных концах зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры: Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

«ЗДРАВСТВУЙ, ДОГОНИ!»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Игроки стоят лицом друг к другу в середине площадки, по краям ее обозначают дома. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря:

Здравствуй!

Ребенок-охотник отвечает:

Здравствуй!

Гость говорит:

И бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к друг в гости.

Правила игры: Здороваться можно только правой рукой. Говорить «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по–разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т.д.

«СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т.д. (Дети отвечают.)

Вы смелые ребята?

Смелые! Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором).

Раз, два, три (пауза).

Кто смелый?

Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры: Бежать следует только после слова «бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

«ЛЬДИНКИ, ВЕТЕР И МОРОЗ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают звенят:

«Дзинь, дзинь…»

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал» Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры: Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«ЛОВЛЯ ОЛЕНЕЙ»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель: упражнять в метании, развивать ловкость.

На площадке ставится муляж оленя. На расстоянии 1,5-2 м. чертится линия. Оленеводы располагаются по кругу. По команде накидывается на оленя верёвочная петля. Можно накидывать петлю по одному, по два, по три человека. Кто набросил петлю, тот поймал оленя.

Играющие делятся на две группы. Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры: Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

«ОЛЕНИ И ПАСТУХИ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Все игроки – олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих – пастухи – стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры: Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.

«БЕГ В СНЕГОСТУПАХ»

(старшая группа)

Цель: развивать ловкость, упражнять в метании.

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры: Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

«КАЮР И СОБАКИ»

(старшая, подготовительная группы)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.

«ВАЖЕНКИ И ОЛЕНЯТА»

(старшая группа)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставленья мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры: Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

«НА НОВОЕ СТОЙБИЩЕ»

(подготовительная к школе группа)

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Играющие становятся парами. В паре один – олень, другой – каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит:

– Оленеводы переезжают на новые стойбища. После этих слов все бегут к краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов – тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности.

Правила игры: Начинать движение надо по сигналу. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

ИГРЫ НА ЛОВКОСТЬ И СИЛУ

«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель : воспитывать ловкость, смелость, силу.

Вся группа делится на два звена. Чертится линия, по середине каната завязывается узел, который на пол на черту. По команде воспитателя «Тяни!» обе команды начинают тянуть канат в свою сторону. Кто перетянет, тот и выиграл.

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры. Как на празднике оленеводов.

Правила игры: Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

«БОРЬБА НА ПАЛКЕ»

традиционная игра ненецких рыбаков

(средняя, старшая, подготовительная группы)

Цель : развивать выдержку, силу, ловкость.

На площадке чертится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу и, держась за палку двумя руками, упираясь ступнями ног о ступни ног другого. По команде начинают тянуть палку.

Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.

Правила игры: Начинать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положение ступней ног.

«НАНАЙСКАЯ БОРЬБА»

(старшая, подготовительная группы)

© 2024 crimeagril.ru -- Игровой клуб