Квест - игра по речевому развитию детей в старшей группе. Сценарий логопедического праздника в форме квест-игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в город Правильной речи Квест по развитию речи в доу

Главная / Достопримечательности

Янковская Марина Васильевна, учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №24 «Солнышко» посёлка Чульман Нерюнгринского района, РС(Я) посёлок Чульман.
В статье рассматриваются вопросы организации квест - игр, нацеленных на работу с детьми дошкольного возраста. В ходе организации работы по квест-технологии рассматриваются задачи образовательного, развивающего, воспитательного направления. Освящаются различные формы организации квест – игр. Этот вид работы у детей пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Дата публикации: 17.04.2018

СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«КВЕСТ- ИГРА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ».

В бесконечном потоке новых идей, задаёшься вопросом – как ввести новые формы работы, адаптировав их к дошкольному воспитанию, как современными играми организовать деятельность ребёнка, развивая его познавательную деятельность и заложить в его воспитание духовно – нравственную основу?

Одним из таких современных игровых форматов, позитивно воспринимаемых молодежью, является квест.

Квест- технология- актуальна в контексте требований ФГОС ДО, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО: квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми. Такие игры позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей (законных представителей), воспитанников и педагогов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

Я работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении. В целях развития заинтересованности, мотивирования и создания условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний у детей, тоже решила использовать в своей работе реальные квест - игры.

Что же такое квест - игры? Это игры , в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такие игры можно проводить как в помещении, так и на улице.

Возможно ли использование квестов в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи! Безусловно, да! В логопедической практике квест выступает в качестве приключенческой игры, в которой дошкольникам предлагается решение задач для продвижения в определенном сюжете. Однако, содержание задания, и условия организации игры необходимо выстроить в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями дошкольника. В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут. Следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся.

Традиционную форму проведения коррекционных занятий я частично заменила на логопедические квесты. Например, коррекционную работу по развитию связной речи можно организовать через проведение квеста, используя при этом на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т.д. Особенно актуальны квесты, как проведение итогового занятия по изученной лексической теме.

Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех. Общая цель является главным «внутренним мотиватором».

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

¾образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;

¾развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;

¾воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Квесты отличаются друг от друга:

¾по числу участников: о диночные и групповые;

¾по продолжительности: кратковременные и долговременные;

¾по содержанию: сюжетные и несюжетные,

¾по структуре сюжетов: линейные (основное содержание квеста построено по цепочке), штурмовые (каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино), кольцевые (ребенок отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь возвращается к начальной точке)

Формы организации квест - игр:

¾путешествие;

¾детектив;

¾журналистское расследование;

¾научное исследование.

Я в своей работе в основном использую квесты: по количеству участников как одиночные, так и групповые; по продолжительности –краткосрочные; по содержанию- сюжетные; по структуре сюжетов –линейные и кольцевые; по форме организации – путешествие.

Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

¾маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

¾«волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

¾ карта (схематическое изображение маршрута);

¾«волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

В начале своей работы над квест -играми я столкнулась с некоторыми трудностями. Они заключались в нехватке свободного пространства для передвижения. Поэтому мне пришлось разработать квест- игры на компьютере и проводить их с одним двумя детьми выполняя все задания в логопедическом кабинете. Но и эти трудности возможно преодолеть, рационально используя все помещения дошкольного учреждения.

Наблюдая за детьми и анализируя результат своей работы могу отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии помогли дошкольникам с нарушением речи справиться с застенчивостью, способствовали развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развили умение слушать и слышать другого, активизировали речевое общение.

Обучение с применением квестов в логопедической работе положительно сказывается на состоянии речи, что повышает всю эффективность медико-педагогического воздействия.

Список литературы:

1.Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М.. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140

4.Сокол І.М. Квест: метод читехнологія? // Комп"ютер у школі та сім"ї. – 2014. – № 2(114). – С. 28-32.

5. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1. - С. 146-149.

Области интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Педагогические технологии: проблемно-игровая, информационно-коммуникативная, теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).

Образовательные задачи. Содействовать развитию элементарной поисковой деятельности, умению выдвигать и формулировать предположения, делать выводы.

Обобщать знания о диких животных.

Способствовать развитию связной речи, формировать умение правильно строить распространенные предложения.

Продолжать формировать умение решать арифметические задачи и строить логические цепочки.

Содействовать развитию грамматического строя речи.

Развивающие задачи. Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению, умению следовать правилам (схеме) при выполнении действий.

Развивать творческое воображение, зрительное восприятие, произвольное внимание, память.

Развивать пространственное представление, умение ориентироваться по указанию воспитателя.

Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Способствовать развитию двигательной активности детей.

Воспитательные задачи. Воспитывать умение детей согласовывать свои действия, договариваться и объединять усилия для решения общих задач.

Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачуи выполнять её.

Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

Материал: Воссозданная в групповом помещении картина леса с елками и животными; карточки с цифрами от1 до 6 (на обратной стороне задания); конверт с картой-схемой; инструкция; пазлы и фотография «Зоологический музей»; картина с тенями животных; магнитная доска; фланелеграф.

Раздаточный материал: карточки с изображениями диких животных; карточки с изображениями жилищ животных; массажные мячи; карточки с изображением следов животных.

Форы организации детей: к оллективная, индивидуальная, работа подгруппами.

Длительность: 30-35 минут.

Ритуал приветствия.

Воспитатель. Все собрались? Все здоровы? Дети, вы играть готовы? Ну тогда не ленитесь! И в кружочек становитесь! Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу! Возьмите друг друга за ручки. Скажем вместе: «Здравствуйте!»

Дети здороваются.

Воспитатель. Ребята, сегодня утром около дверей в группу я обнаружила письмо. Вы можете прочитать, что на нем написано. Давайте посмотрим, что внутри (вскрывает письмо, достает карту схему и прикрепляет к доске ). Как вы думаете что это?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, здесь спрятано изображение, составленное из пазлов, откуда пришло для нас приглашение.

Дети . А где же пазлы?

Воспитатель. Здесь письмо: « Предлагаем вам собрать это изображение из пазлов, которые спрятаны в разных местах нашего зала. Чтобы их найти, надо выполнить задания. Выполненные задания подскажут вам, где искать каждый пазл ».

Дети. Мы соберем изображение и узнаем, куда нас пригласили!

Воспитатель. Как вы думаете, откуда нам надо начать выполнять задания и куда идти?

Дети. Надо начать с цифры «Один».

Карточка № 1

Воспитатель. Вот первое задание. Здесь карточка зверей (берет их в руку веером ). Вытягивайте каждый по одной, а затем подберите вашему животному жилище (показывает карточки с изображением жилищ животных ) и ответьте на вопросы.

  1. Чей дом, как называется?

ü Дом волка – волчье логово.

ü Дом лисы – лисья нора.

ü Дом медведя – медвежья берлога.

ü Дом белки – беличье дупло.

  1. Что лишнее и почему? (Дупло, конура, хлев, конюшня. )

Воспитатель. Вы правильно ответили. Помните, о чем говорилось в нашей инструкции?

Дети. Выполненные задания подскажут нам, где искать пазл.

Воспитатель. Какое последнее слово вы отгадали?

Дети. Дупло (находят дупло, находят первый пазл и прикрепляют на карту-схему ).

Карточка № 2

Воспитатель. Какое же будет следующее задание? Давайте посмотрим карточку с номером 2. Здесь мы будем решать необычные задачки. Слушайте внимательно!

На поляне у дубка

Медведь увидел два грибка.

Вдруг нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

сколько он нашел грибов?

(Дети сразу отвечают, решив задачу в уме. )

Воспитатель. Молодцы! Теперь внимательно слушайте следующую задачу.

На песке три медвежонка

Играли в прятки у бочонка.

Один – в бочонок еле влез.

А сколько убежала в лес?

Дети. Два медвежонка.

Воспитатель. Решение задач может подсказать, где искать нам пазл? (Если дети сомневаются, задается следующий вопрос. ) Про кого мы решали задачи?

Дети. Про медведей!

(Дети находят медведя, а под ним пазл. Прикрепляют пазл на место ).

Дети. Пойдем к цифре три.

Карточка № 3

Воспитатель. Ребята, а в этом задании нужно найти чьей тени не хватает, тогда мы узнаем куда нам двигаться дальше. (Дана карта с изображением животных и их теней, дети находят животного чьей тени нет ).

Дети выполняют задание.

Дети. Кабан.

Воспитатель. Правильно. Где будем искать следующий пазл?

Дети находят кабана, под ним пазл, прикрепляют его на место.

Карточка № 4

Воспитатель. Какое будет следующее задание, как вы думаете?

(Дети находят карточку с цифрой пять рядом с массажным мячом на стульчике, рядом – корзина с мячами. )

Воспитатель. Для чего нам мячи?

Ответы детей.

Предлагаю вам взять мячи и поиграть.

(Дети берут каждый по мячу и начинает под слова педагога перекладывать мяч из руки в руку. )

Мы нашли колючий шарик,

Нам его не удержать.

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать.

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож?

Прыгнул шарик на дорожку –

Оказалось – это еж!

(Дети находят ежа, под ним – пазл, прикрепляют его на место.)

Карточка № 5

Воспитатель. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте.

Опишу я вам животных,

Что в лесу увидала,

Только вы, друзья, проверьте,

Чтоб я их не обидела.

Шуба бурая – у волка,

Шуба зайчика – в иголках,

Шуба пестрая лисы –

Удивительной красы.

Шуба ежа – белая,

У медведя – серая.

Шуба рыжая у белки.

Воспитатель. Ну как, правильно все?

Дети. Нет, все неправильно. Только про белку правильно. (Дети находят белку, у нее пазл, прикрепляют его на место. )

Карточка № 6

Дети самостоятельно находят следующее задание.

Игра «Следопыты»

Взять по одной карточке с изображением следа животного, а затем подобрать из предложенных картинок ту, которая подходит к данному следу.

Воспитатель. Маша, скажи, чей след у тебя?

Ребенок. У меня медвежий след.

Воспитатель спрашивает каждого ребенка и выслушивает ответы.

Воспитатель. Догадайтесь где мы найдем последний пазл?

Дети идут по следам и находят пазл, прикрепляют его на место.

Воспитатель. Что же у нас получилось? Куда нас пригласили?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно в Зоологический музей. О ком были сегодня наши задания?

Дети. О животных.

Воспитатель. А в Зоологическом музее мы сможем их увидеть. (Воспитатель дарит детям макет Зоологического музея ). Нас ждет увлекательное путешествие в мир диких животных. Давайте скажем нашим гостям до свидания.

Ирина Василенко
Сценарий логопедического праздника в форме квест-игры в подготовительной к школе группе «Путешествие в город Правильной речи»

Логопедический праздник в форме квест - игры в подготовительной к школе группе

«Путешествие в город Правильной речи»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: Закреплять знания, полученные на логопедических занятиях, демонстрация детьми результатов, достигнутых по всем компонентам устной речи. Закреплять чёткое произношение ранее изученных звуков. Совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, выполнять поставленную задачу, развивать диалогическую речь.

Создавать оптимальные условия, позволяющие дошкольникам реализовать свои творческие способности. Использовать имеющие знания в игре, в общении.

Развивающие: Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность. Развивать общую моторику и общие речевые навыки (голос, выразительность речи). Развивать навыки самоконтроля за речью.

Воспитательные: Развивать познавательный интерес. Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в командных играх. Создать у детей эмоционально-позитивный настрой. Воспитывать способность к самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.

Оборудование:

Ноутбук, интерактивная доска.

Бейджики для капитанов команд.

Табличка «жюри», бланк для выставления балов.

Мешочек с шариками под номерами 1 и 2 для розыгрыша очередности.

Карточки со словами, с вопросами и с чистоговорками.

Конверты с карточками, на которых напечатаны буквы П и Б.

Тучки с предложениями.

Герб города, медали победителям, удостоверения выпускников.

Ход:

I.Организационный момент:

Логопед:

Дорогие дети, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас праздник. Ребята на логопедических занятиях обучались красивой и правильной речи. Учебный год приближается к завершению, пора подвести итоги нашей работы.

Ребята, посмотрите сегодня, почтальон принёс в детский сад письмо, оно от королевы волшебного города Правильной речи. У них пропал герб города, она просит нас, его найти. Мы с вами отправимся в путешествие, чтобы помочь королеве и её жителям найти герб города.

В этот город попасть не просто, дорога дальняя. На вашем пути встретятся острова и много преград.

Сегодня наше путешествие будет в форме – игры. Мы с вами разделимся на 2 команды. Оценивать работу команд будет жюри.

Мы приветствуем так же наших болельщиков, наших мам, которые вместе с вами старались и учили звуки.

Дети делятся на 2 команды (вытаскивают из коробочки фишки 2-х цветов). Дети дают название своей команде.

На слайдах по очереди появляются картинки с изображением островов .

II.Остров «Угадай - ка» (Разминка)

Каждой команде за минуту нужно как можно больше дать правильных ответов на вопросы.

ВОПРОСЫ для команды № 1

1. Образовательное учреждение, куда поступают после окончания детского сада (Школа).

2. Место, где приготавливают и продают лекарство (Аптека).

3. Для снеговика катают снежный … (Ком).

4. Бывает манная, рисовая, гречневая … (Каша).

5. Детёныш овцы (Ягнёнок).

6. Помещение для стоянки автомобиля (Гараж).

7. Лиственное дерево с белой корой (Береза).

8. Ломтик хлеба с колбасой и маслом (Бутерброд).

9. Зимой берут коньки и идут на … (Каток).

10. Зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль).

11. Что нам помогает говорить (Язык).

ВОПРОСЫ для команды № 2

1. Гремящая игрушка для маленького ребенка (Погремушка).

2. Место, где растут грибы, ягоды (Лес).

3. Орган зрения (Глаз).

4. Человек, который охраняет, сторожит что-либо. (Сторож).

5. Речная рыба с длинными усами (Сом).

6. На них катаются зимой с горки (Санки).

7. Суп со свеклой и другими овощами (Борщ).

8. Скошенная и высушенная трава (Сено).

9. Из снега намело большой … (Сугроб).

10. Весенние месяцы (Март, апрель, май).

11. Стекло, отражающее предметы и используемое на логопедических занятиях … (Зеркало).

III.Остров «Заблудившихся звуков»

Дети в командах по очереди исправляют, выясняя, в каком слове звук заблудился.

1команда: Сладко спит в берлоге… миСка (миШка).

На столе с салатом… миШка (миСка).

2 команда: В поле землю я… паСу (паШу).

На лугах коров… паШу (паСу).

1. С другом мы играли в… Чашки (Шашки).

Пили чай из белой… Шашки (Чашки).

2. Вылезла из норки… Шишка (Мышка).

На неё упала… Мышка (Шишка).

Логопед: Все внимательными были! Словам звуки возвратили!

IV.Остров «Рифмы»

Логопед: Перед нами остров Рифмы. Здесь жители не договаривают конец предложений, но они говорят так складно, что можно подобрать рифму. Каждая команда приготовила для своего противника свои задания.

(Участники по очереди произносят свои фразы другой команде)

1. Ла-ла-ла – муха денежку… (нашла)

2. Су-су-су – я боюсь … (осу)

3. Чу-чу-чу – свет потух, возьми (свечу)

4. Ро-ро-ро – у Мальвины друг (Пьеро)

5. Щи-щи-щи – в дождь наденем мы (плащи)

6. Лу-лу-лу – стоит сумка на (полу)

7. Сы-сы-сы – у папы длинные … (усы)

8. Чи-чи-чи – прилетели к нам … (грачи)

9. Ру-ру-ру – скачет с сумкой … (кенгуру)

10. Жу-жу-жу – волк не страшен лишь (ежу)

V. Физкультминутка: «Дружные ребята»

Эта весёлая игра приучает детей к чёткому соблюдению ритма.

Все дети хором повторяют:

Тра-та -та, тра-та -та.

Тра-та,та-та-та, тра-та -та!

Тра-та -та, тра-та -та.

Тра-та,та-та-та, тра-та -та!

(Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст и в нужный момент (никто знака не подаёт) должны воскликнуть хором последнее «тра-та-та!»)

VI.Музыкальная пауза.

Частушки в исполнение детей.

1. Мимо двери логопеда

Я с волнением прохожу:

То, как гуси, мы шипим,

То, как тигры, мы рычим.

2. Не понять нам нашу Дашу:

Ведь во рту у Даши каша.

Но не гречка, и не плов –

Эта каша – то из слов!

3. Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку.

Не ногами, не руками,

А своими языками.

4. Я решила в воскресенье

Все заданья повторить,

Даже наша кошка Мурка

Научилась говорить.

5. Вот закончились муки,

Мне поставили все звуки.

На больничном побывал,

Половину растерял.

6. Все науки одолеем,

Все у нас получится,

Потому что наши мамы

С нами вместе учатся!

7. Мы за лето отдохнем,

Сил поднаберемся,

А в начале сентября

В школе соберемся!

VII.Остров «Живых, зашифрованных слов»

У детей одной команды в руках карточка с буквой, они встают в ряд так, чтобы получилось зашифрованное слово.

Участники другой команды переставляют детей местами так, чтобы из букв зашифрованного слова получились новые правильные слова.

Много с буквами хлопот.

Уж такой они народ…

Но, когда с умом толково

Их построить в чёткий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят!

Слова: Команда № 1: ШсАуРп Команда № 2: ШАР, СУП

Команда № 2: кМоАтК Команда № 1: МАК, КОТ

VII.Остров «Пяти ответов» (Соревнуются капитаны команд)

Логопед: Наше путешествие продолжается. Мы все добрались до Острова «Пяти ответов … на один звук».

Капитаны команд получают конверт в нём карточка с буквой

(П или Б, на которую и должны быть ответы на вопросы.

Капитаны отвечают по очереди.

- Буква П в начале слова:

1. Имя девочки (Поля).

2. Прием пищи между обедом и ужином (Полдник).

3. Один из родителей (Папа).

4. Детеныш птицы (Птенец).

5. Учебная вещь (Портфель).

- Буква Б в начале слова:

1. Имя мальчика (Боря).

2. Желтый фрукт (Банан).

3. Насекомое (Бабочка).

4. Нездоровый человек (Больной).

5. Домашнее животное (Баран).

VIII. Остров «Неправильных предложений»

Логопед: Посмотрите-ка, друзья, тут опять у нас беда!

Команды по очереди снимают тучки, логопед читает предложение, дети его исправляют.

Ветер сильный набежал,

Предложения сломал,

На тучки их развесил,

Словечкам там не весело.

1 команда:

Ёлка прыгнула на белку (Белка прыгнула на ёлку).

Стул укатился под клубок (Клубок укатился под стул).

2 команда:

Лошадь лаяла на собаку (Собака лаяла на лошадь).

Новое платье испачкало Милу (Мила испачкала новое платье).

Ребята, посмотрите, что это за большой камень лежит на нашем пути, давайте дружно его отодвинем.

Дети находят под камнем герб города Правильной речи .

X. Итог: город Правильной речи.

На слайде появляется город Правильной речи.

Логопед: Ну, вот наше путешествие подошло к концу, мы добрались до города Правильной речи.

Нас встречает королева волшебного города, она рада, что вы дружно и правильно выполнили все задания, и нашли герб города.

У каждого города есть свой герб, давайте прочтём, что написано на гербе города Правильной речи.

Дети все дружно, хором, читают:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим!

Логопед: Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, королева города Правильной речи вручает детям заслуженные удостоверения выпускников логопункта.

Затем жюри объявляет итоги соревнования и предварительный результат всей игры.

Вручение медалей победителям соревнования (медали получают все дети, но у каждой команды своя медаль).

Гнеушева Людмила Алексеевна
Гнеушева Татьяна Викторовна
Проскурина Светлана Ивановна


Воспитатель, Детский сад № 29 "Искорка", Республика Бурятия г. Улан-Удэ
Учитель-логопед, Детский сад № 29 "Искорка", Республика Бурятия г. Улан-Удэ

Гнеушева Л.А., Гнеушева Т.В., Проскурина С.И. Сценарий развлечения в старшей логопедической и подготовительной группах "Экологический квест - Путешествие в сказочный лес" // Совушка. 2017. N4(10)..10.2019).

Заказ № 43853

В современной жизни, мы часто слышим о таком развлечение, как квест? Квест - это игра на местности. Квесты (англ. Quest - поиск) игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение.

Использование его в старшей логопедической и подготовительной группах обусловлено возрастными особенностями детей. Велика потребность детей в движениях и во время квеста им приходится постоянно передвигаться с места на место. Дети считают себя очень большими и самостоятельными и очень важно поощрять любые проявления: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение, а квест предусматривает самостоятельный поиск заданий и их самостоятельное выполнение. Дети испытывают интерес к сотрудничеству со сверстниками в познавательной деятельности, к работе в команде.

Квест предполагает работу детей в двух командах, но при этом совсем не предусматривает соревнования между командами. Обе команды стремятся к выполнению одного общего дела. Деление на команды необходимо для повышения эффективности выполнения задания (скорость выполнения всех заданий). Команда проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение (в представленной работе задача собрать пазлы). Данная работа выполняется в виде квеста на местности (на участке) по теме экология, цель которой собрать пазлы с участием различных героев, выполнив при этом задание. Такой вид работы развивает у детей ловкость, смекалку, память и чувство помощи товарищам. А так же помогает сплотить коллектив и поднять эмоциональное настроение.

В ходе экоквеста детям приходится общаться с членами команды и здесь они должны продемонстрировать свое знание правил этикета, умение выстраивать общение. Начинается игра с постановки цели (необходимо найти сундук, дети встречаются с героями, которые предлагают игры):

Цель: продолжить экологическое образование детей.

Задачи:

Повторить правила поведения в лесу;

Развивать чувство ответственности за природу, чувство дружбы и взаимопомощь;

Воспитывать экологическую культуру детей.

Совушка: - Здравствуйте, дети, здравствуйте уважаемые взрослые. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике.

Эту истину знаю от роду,

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою.

Ребята, мы сегодня здесь собрались на квест игре. Игра у нас будет не обыкновенная, а игра - путешествие по сказочному лесу. Но сначала нам надо повторить правила поведения. Я буду вам говорить, как дети себя ведут в лесу, а вы, если правильно будете громко кричать: «Да», но если не правильно, то вы кричите: «Нет»!

Совушка: - Ребята, на каждое задание вы будете получать часть пазла, который мы с вами в конце игры вместе соберём и узнаем что это:

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать?

3. Девочки цветочки рвали,

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой?

5. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно?

(за ответы командам выдается пазл №1)

Молодцы, а что это там за шум?

(вбегает Лесовичок и баба Яга)

Лесовичок: Помогите! Помогите!

Совушка: Что случилось, Лесовичок?

Лесовичок: -Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая грязная поляна, что же здесь произошло?

Баба Яга:

В лесу беда случилась,

Вокруг всё изменилось:

Птицы не поют,

Цветы не цветут,

Ветер не шумит,

Речка не журчит….

Лесовичок:

Люди мусор раскидали,

За собою не убрали,

Все цветы завяли,

Бабочки пропали…

Совушка: - Ребята, давайте уберём мусор на полянках, и тогда снова полянках будет чистой.

Проводится игра-соревнование «Кто больше соберёт мусор?»

На полу разбросан «мусор»: бумага, газета, пакетики, палочки и др. Дети делятся на 2 команды, и каждая команда по сигналу ведущего собирает в свою корзинку «мусор» (выдается пазл №2).

Баба Яга: - Спасибо вам, ребята. А теперь отдохните и посмотрите, какие, чистые полянки у нас. Давайте поиграем. Сейчас встанем по порядку, дружно делать все зарядку.

А теперь всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко,

И отправились в дорожку.

(наклониться вперед и покачать руками и шаги по кругу)

Лесовичок: - Ой, ой, ой, к нам пришел волшебник злой. Он руками замахал, всех детей заколдовал. Дети руки вверх подняли и деревьями все стали.

Тогда для начала вам нужно отгадать загадки:

1. Белоствольные красавицы

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

(Березы)

2. Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем!

(Дуб)

3. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

4. Все в покое, замер ветер

И деревья все молчат.

Нет, не все еще - у этих

Листья тихо шелестят.

(Осины)

5. Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

(Рябина)

6. Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками.

(Сосна)

Отгадали все загадки (за задание выдается пазл №3).

Совушка: - Молодцы! Но это еще не все, у меня для вас еще одна игра, называется она «Четвертый лишний» (дети называют лишний предмет):

Дикие и домашние животные (волк, лиса, заяц, собака)

Яблоко, груша, слива, капуста.

Утро, обед, вечер, сентябрь.

Декабрь, сентябрь, октябрь, ноябрь.

(за задание выдается пазл №4).

Баба Яга: Игра «Так - не так»

Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Лесовичок все делает наоборот, чтобы запутать детей):

Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

Теплая погода зимой (ТОПАЮТ)

Дождь прошел - остались лужи (ХЛОПАЮТ)

Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

Ночь пройдет - настанет день (ХЛОПАЮТ)

Залаяли птицы, запели собаки (ТОПАЮТ)

За зимой весна придет (ХЛОПАЮТ)

Весной дождик часто бывает, землю поливает (ХЛОПАЮТ)

Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Лесовичок: - Какие молодцы, вот вам пазл №5.

Совушка:- Экологическая игра «Что растет в лесу?» с подготовительной группой (картинки - деревья, грибы, ягоды, растения). «Кто живет в лесу?» старшая логопедическая группа. Дети выкладывают на мольберт картинки с предметами.

В конце задания выдаются пазл №6.

Совушка: - Вот и подходит к концу наше путешествие по лесу, вы хорошо постарались, помогли лесным жителям, а сейчас давайте повторим правила поведения в лесу. Дети повторяют поведения в лесу:

В лесу порядок такой:

Посидел - убери за собой!

Муравейники не трогай,

Проходи своей дорогой!

Ты деревья не ломай,

И цветы зря не срывай!

Нельзя в лесу шуметь, кричать,

Зверей из леса забирать!

Костёр надумал разводить,

Ты не забудь всё потушить,

Тут до беды не далеко,

Тушить пожары нелегко!

Лесовичок: - Молодцы, знаете правила поведения в лесу, только не забывать их выполнять!

И тогда для вас награда -

Птицы, звери - все вам рады!

Бабочки порхают,

Цветочки расцветают,

Спеют ягоды для вас,

Приходите, в добрый час!

Совушка: - Ребята, давайте посмотрим, что мы собрали.

Дети рассматривают картинки, где изображен сундук, который нужно найти, дети узнают местность в детском саду и идут на поиски сундука, открывают, а там мелки.

Цель: закреплять знания детей по лексической теме «Транспорт».

Задачи:

Расширять и закреплять словарь по теме «Транспорт»;
-продолжать учить разгадывать загадки;
- развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
- закреплять умение составлять рассказ - описание, развивать связную речь;
- воспитывать чувство взаимопомощи.

Предварительная работа:

Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением транспорта; рисование, аппликации по теме «Транспорт»; загадки; чтение К.П. Нефедова «Откуда взялся автомобиль», В.Клименко «Санки», «Самокат», «Колина мечта», «Происшествие с игрушками», Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»; знакомство с правилами дорожного движения; заучивание стихотворений; экскурсии по улицам города и наблюдение за транспортом.

Методы и приёмы:

Вопросы, рассказы детей, игра - путешествие, дидактические игры, пальчиковые упражнения, прослушивание песни “Голубой вагон”, разгадывание загадок.

Словарная работа: гараж, аэропорт, иллюминатор, ангар, трап, речной порт, кок, якорь.

Оборудование:

Иллюстрации деталей грузовой машин, грамзапись «Голубой вагон», картинки с разнообразным транспортом и загадки о них; машина - грузовик (игрушка), стенд с иллюстрациями разного транспорта, магниты, угощения.

Воспитатель: «Дети, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в страну Маленьких человечков. Как вы думаете, на чем можно путешествовать?»

Дети: «На машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т.д.»

Воспитатель: « А мы с вами поедем…. Нет, попробуйте сами отгадать.

Загадка
«Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились,
И помчались в путь - далек, лишь оставили дымок!» (Поезд)

Правильно. Это поезд. Он уже давно нас ждет, но в вагон сядет лишь тот, кто назовет виды любого наземного транспорта.

Дети называют транспорт и становятся друг за другом (паровозик) и отправляются в путь под звуки песни «Голубой вагон».

Воспитатель: «Вот мы с вами и приехали в «Цветочный город» к Винтику и Шпунтику - жителям страны маленьких человечков. Они разобрали машину, а собрать ее не могут. Все детали растеряли. Давайте им поможем. Смотрите, что я нашла, на что это похоже?» (Воспитатель показывает картинку с изображением колеса.)

Дети: «Колесо…»

Воспитатель: «Тут написано задание, если мы его выполним, можем забрать его».

Задание 1. Отгадай загадку и найди отгадку на картинке, расположенную на стенде.

Что за чудо - великан?
Тянет руку к облакам,
Занимается трудом:
Помогает строить дом.
(Подъёмный кран)
- Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… (Автомобиль)
- Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
- Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Прогулялся валко, шатко -
Ровной сделалась площадка.
(Бульдозер)
- Есть на свете чудная лопата -
На колёсах, крива и горбата.
Но копать начинает она -
Сто лопат заменяет одна. (Экскаватор)
- Под водою дом плывет,
Смелый в нем народ живет.
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом.
(Подводная лодка)
- Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром.
(Самолет)
- Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не удивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звезд.
(Ракета)
- Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш российский … (Вертолет)

Воспитатель: «Вагончики, подцепляйтесь, едем дальше. Следующая остановка «У доктора Пилюлькина». (Кабинет медсестры, которая исполняет роль доктора Пилюлькина.)

Воспитатель: «Доктор Пилюлькин, вы нигде не видели запчасти от машины?»

Доктор Пилюлькин: «Видел, но отдать ее вам могу только в том случае, если вы выполните задание».

Задание 2. «Узнай по описанию специальный транспорт».

Пилюлькин: «Эта машина белого цвета, на нем нарисован красный крест. Он спешит к больному».

Дети: «Скорая помощь».

Воспитатель: «Доктор Пилюлькин, а наши дети то же умеют загадывать такие загадки!»

  1. Эта машина красного цвета, есть рукава, брандспойт, когда едет на вызов набирает в цистерну воду.
  2. Эта машина работает на стройке, у нее есть ковш. Она умеет рыть котлован».

Воспитатель: «Спасибо, доктор Пилюлькин! Нам пора спешить, нас ждут дела. Вагончики цепляйтесь, едем дальше».

Остановка «Знайка» (методический кабинет). Дети садятся на стулья.

Физминутка

Ехали, мы ехали - Дети «рулят»
Лес проехали, - Дети вытягивают обе руки вперёд
К речке подъехали - Дети делают волнообразные движения руками
Мост переехали Дети - разводят руки в стороны
К горке подъехали - Дети вытягивают обе руки вперёд
На горку заехали - Дети поднимают руки вверх
С горки съехали - Руки вниз
Дальше поехали - Дети «рулят»
Дерево объехали - Дети делают волнообразные движения руками
К дому приехали - Дети руками изображают крышу…
И в гараж заехали - Дети вытягивают обе руки вперёд
Ворота закрыли. - Руки в замок

Задание 3. «Объясни словечко»

Воспитатель: «Дети, вы не замечаете что-то необычное то, что нам нужно? (На видном месте расположен листок с недостающей деталью.) «Здесь опять задание: «Объясни словечко».

Гараж - Шофер - Аэропорт - Иллюминатор - Ангар - Трап - Речной порт - Кок - Якорь

Воспитатель: «Отдохнули? Пора и в путь. Вагончики цепляйтесь - поехали».

(Возвращение в группу)

Воспитатель: «Мы приехали на станцию «Берёзкино». А вот и еще одна деталь, она тоже с заданием».

Задание 4. «Назови ласково».

Машина - машинка, дорога - дорожка, самолет - самолетик, пароход - пароходик, вертолет - вертолётик, лодка - лодочка.

Дети выкладывают на мольберте машину из деталей.

Воспитатель: «Вот наша машина готова. А маленькие человечки мне по секрету сказали, что если сказать волшебные слова:

Шина - машина!

Руль - поворот!

Биб -биб - стоп!

То с ней произойдет чудо. Давайте поколдуем».

(Заменяем игрушечной машинкой с конфетами)

Воспитатель: «Ребята, вам понравилось наше путешествие? А какая из станций понравилась вам больше всего? Я вам предлагаю подумать, куда бы вы хотели отправиться в следующий раз». Ответы детей.

© 2024 crimeagril.ru -- Игровой клуб