Литературная игра в летнем лагере. Сценарий. Сценарий праздника — игры «По волшебному лабиринту сказок Литературный квест в сельской библиотеке сценарий
МБОУ «СОШ №20»
Интеллектуальная игра
ЛАБИРИНТ
Интеллектуальная игра
"Лабиринт"
Правила игры
Вопросы задаются по определенным темам каждому из игроков, согласно полученному при жеребьевке, номеру. За правильный ответ - жетон. Если игрок не может ответить на заданный вопрос, право ответа переходит к поднявшему руку игроку.
В раунде «Черный ящик» отвечает игрок, первым поднявший руку.
Победителем становится игрок, набравший за игру большее количество жетонов.
ВОПРОСЫ
Вопросы по истории
Что может быть солнечным, Юлианским, Григорианским? (Календарь, 1582).
Они родились в античные времена, потом были забыты. Теперь они проходят каждые четыре года, причем только зимой и летом? (Олимпийские игры).
Масленица. Что прославляет этот праздник? Почему пекут блины? (Блины - символ солнца).
Древнегреческий герой, совершивший 12 подвигов? (Геракл).
Богиня красоты в Древней Греции (Афродита).
С кем сражался Персей? (С медузой Горгоной).
В средние века существовала феодальная лестница. Кто был выше по рангу герцоги или бароны? (Герцоги).
Основатели славянской грамоты в IХ веке? (Кирилл и Мефодий).
Великий путешественник ХIII века, венецианский купец, долго живший в Китае и написавший об этом крае книгу, долгое время служившую руководством для составления географических карт. (Марко Поло).
Итальянский мыслитель, ученый, сожженный на костре за свои убеждения. (Дж. Бруно).
Самый главный бог в римской мифологии? (Юпитер).
Самая распространенная обувь ХVIII века в России? (Лапти).
Главный бог древних греков? (Зевс).
Фантастическое сказание о богах у древних греков? (Миф)
Гроб, в который клали мумию? (Египет) (Саркофаг)
Легкая двухколесная повозка, запряженная лошадьми? (Колесница)
Знаки – рисунки? (Египет) (Иероглифы)
Правила, по которым должны жить христиане? (Заповеди)
Большое и сильное государство? (Держава)
Просьба к богу? (Молитва)
Управление государством в Афинах, «власть демоса», то есть народа? (Демократия)
Участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач, в древней Греции? (Атлет)
Преобразования в древней Греции? (Реформа)
Налог с торговли в древней Греции? (Пошлина)
Вопросы по естествознанию
Место среди пустыни с пышной растительностью. (Оазис)
Австралия - это континент. Сколько на этом континенте стран? (Австралия).
Из какого растения делают халву? (Подсолнечник).
Самая маленькая птица? (Колибри).
Самое глубокое озеро? (Байкал, 1620 м).
Самый распространенный напиток, утоляющий жажду? (Вода)
Самое страшное по разрушительной силе природное явление? (Землетрясение).
Самый сильный ветер. (Ураган).
Птица с самым большим клювом? (Пеликан).
Самая большая пустыня? (Сахара).
Самый большой континент? (Евразия)
Самая большая птица? (Страус)
Самое высокое дерево? (Эвкалипт)
Самая длинная змея? (Анаконда)
Самая большая страна? (Россия)
Самый крупный орех? (Кокос)
Самый большой океан? (Тихий)
Линия, проходящая по середине Земли? (Экватор)
Главный город страны? (Столица)
Тихий морской ветер? (Бриз)
На каком языке говорят большее количество людей? (Китайский)
Самое низкорослое племя на земле? (пигмей 140 см.).
Самая близкая к Земле звезда? (Солнце).
Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу. (Сорока)
Она не боится потерять хвост, потому что обязательно вырастет новый. (Ящерица)
Вопросы по искусству
Художник, рисующий сцены сражений. (Баталист).
Что объединяет эти понятия: Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица? (Балеты).
Дощечка у художника для смешивания красок. (Палитра).
Что объединяет поэта Некрасова и художника Репина? (Бурлаки).
Что обозначает слово "рояль"? (Королевский).
Композиторы, сами сочиняющие музыку, слова песен и сами исполняющие их под гитару? (Барды).
Список играемых театром пьес в данном сезоне? (Репертуар).
Искусство составления букетов и композиций, пришедшее к нам из Японии? (Икебана).
Знаменитая икона Рублева? ("Троица").
Самый известный мультипликатор (Дисней).
Самый большой клавишный инструмент? (Орган).
Великий ученый, поэт, основатель Московского университета. (Ломоносов).
Он родился 15 октября 1814 года. Погиб, как и Пушкин, на дуэли. Одновременно с выстрелом противника раздался раскат грома. (М.Ю.Лермонтов).
Моряк из Йорка, проживший 28 лет в одиночестве у берегов Америки, близ устья реки Ориноко. (Робинзон Крузо).
Откуда эти слова: "Ты все пела, это дело, так поди же попляши"? (И.Крылов "Стрекоза и муравей").
Самое часто встречающееся имя в произведениях Кира Булычева. (Алиса).
Самый известный псевдоним Аркадия Голикова. (Гайдар).
Самая известная книга в мире. (Библия).
Самый известный литературный герой писателя Н.Носова. (Незнайка).
Сказка о пользе коллективного труда. (Репка).
Соседка, боровшаяся за братскую любовь в сказке. (Герда).
Русская народная сказка, в которой главный герой является хлебобулочным изделием. (Колобок)
Не только часть руки, но и инструмент художника. (Кисть)
Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства.(Талант)
Вопросы на сообразительность
Что общего у слов "характер" и "орешек"? (Крепкий).
2 отца и 2 сына съели за завтраком 3 яйца, причем каждому досталось по целому яйцу. Как это случилось? (Дед-отец-сын).
Сколько раз нужно распилить палку, чтобы из одной получить пять. (4 раза)
Под каким кустом сидит заяц во время дождя. (Под мокрым)
Первое жилище человека? (Пещера).
Отрезок времени в СТО лет? (Век).
6 ног, 2 головы, а хвост один (Всадник на коне).
Что больше дюйм или сантиметр.(Дюйм)
За какое время можно поставить три укола, если перерыв между уколами 30 мин. (1 час)
Назовите пять дней, не называя чисел и дней недели (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской)
Что идет, не двигаясь с места? (Время)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)
Когда он нужен - его выбрасывают, а когда он не нужен - поднимают. (Якорь)
Что вверх корнем растет? (Сосулька)
Какое наибольшее число можно записать при помощи трех цифр? (999)
Что можно приготовить, но что невозможно съесть? (Уроки)
В каком месяце бывает 28 дней? (В каждом)
Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые стоят)
Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, а остальные уже не натощак)
Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины. Дальше он уже выбегает)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Вас семь человек. В корзине лежит семь яблок. Как разделить яблоки поровну и чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Тот, кто раздает, оставит для себя яблоко в корзине)
У этого животного две правые ноги и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (Четыре)
У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки)
Черный ящик
Что сырым не едят, а вареным выбрасывают? (Лавровый лист)
В воде родится,
а воды боится. (Соль)
Без ног приходит,
без языка рассказывает. (Письмо)
Подведение итогов игры
Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх. У нас в городе квесты активно проводит департамент молодежи и спорта.
Мы же стали применять это понятие к своим мероприятиям лишь с этого года, когда поняли, что схема построения библиотечных игр, так полюбившихся нам и нашим читателям, вполне отвечает названию «квест». Но по сути у нас всё началось раньше, в 2009 году.
Основные правила/условия квеста:
Есть определенный сюжет игры
Есть задания/препятствия
Есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные(спортивные) задания и интеллектуальные.
Конечно, мы несколько варьируем, изменяем правила под себя. Акцент на интеллектуальные задания, поиск – по книгам. Впрочем, активные моменты тоже вставляем, особенно для малышей. Но это чаще выражается в импровизированной театрализации, танцевальных па и т.п.
Работа организуется так:
Сначала идет обсуждение идей в отделах, представители от каждого отдела (завы) собираются в инициативную группу, приносят разные предложения, обсуждают их и выносят общее решение.
Потом в каждом отделе на местах идет разработка-додумывание заданий, оформления и про. в соответствии с общей темой. Занят каждый пятачок библиотеки, холлы/ч.з/абонементы.....
В этот раз приглашали соц.партнеров (представителей учреждений культуры). Это удобный и интересных ход.
В основе всех наших квестов лежат интерактивные выставки-инсталляции, с которыми мы работаем. В начале игры всем участникам раздаются путевые листки (или «дорожные грамоты», или «карта сокровищ», или «зачетка по околовсяческим наукам»… в зависимости от темы игры). В конце путешествия всегда ждет какой-то сюрприз-награда (фотостудия, где можно сфоткаться в костюмах, поход в библиотечный подвал, грамоты, возможность взять домой книжку из ч/з…).
Да, и еще у нас игры не командные. Дело в том, что все наши библиоквесты проходят на неорганизованных читателях. Но в принципе, если договориться с классами, можно провести и командную игру (вот, кстати, на 1 сентября уже есть заявка повторить пиратские библиосумерки на параллель 5-х классов).
Библиотечный квест, как мне кажется, может иметь несколько вариантов связки сюжета всей игры:
Конкретный герой книги,
Конкретная книга,
Сквозная тема, по которой подбираются задания.
У нас прошло уже несколько библиоквестов:
- «Наш Пушкин» (2009)
- «По планетам с Маленьким принцем» (2010)
- «Вселенная школьных наук» (2011»)
- «Пиратские библиосумерки» (2012)
Несколько слов об одной из игр.
В рамках празднования 200-летнего юбилея А.С.Пушкина, имя которого носит наша библиотека, мы решили в один из дней НДК устроить тематическую игру-путешествие. В каждом отделе были разработаны и оформлены игровые выставки-инсталляции. Дети, знакомясь с ними, открывали для себя творчество Пушкина и пушкинскую эпоху с разных углов зрения:
Через музыку
Через театрализацию и творческие мастерские
Через ролевые игры и проведение аналогий с жизнью и мировой литературой.
Все задания старались сделать нестандартными, чтобы задевало за живое детей и подростков, вызывало их интерес. Так называемое «проникновение в эпоху», попытка найти точки соприкосновения 19 и 21 веков. Сейчас уже многие проводят подобные встречи, а тогда мы попробовали это впервые, у себя, по крайней мере.
Игра начиналась в холле, где всем присутствующим объяснялись условия игры-путешествия, выдавались «подорожные грамоты путешественника». В этой «грамоте» ставились баллы за выполненные задания. Кроме того, здесь же мы предлагали детям высказать свое мнение об игре (рефлексия, которую мы потом проанализировали и с большой радостью обнаружили огромное количество восторженных откликов и ТРЕБОВАНИЙ делать такие игры как можно чаще).
У каждой выставки сначала давалась интересная информация о пушкинской эпохе: -основные занятия барышень 19 века,
Кто и почему стрелялся на дуэли,
По каким правилам писали письма в 19 веке,
О чем разговаривали в девичьих комнатах пушкинских времен,
Кто в позапрошлом веке мог организовать у себя дома салон ….
Потом шли практические игровые задания (2-3 варианта для каждой площадки, с учетом разных возрастов и разной усидчивости читателей). Ребятам предлагалось отгадать, например:
Что обозначает то или иное движение веером в руках дамы,
Вспомнить героев Пушкина, которые в кого-то переодевались,
Вызвать соперника на дуэль, составив письмо в стиле пушкинского времени,
Переписать пером в «Альбом девушки 19 века» какое-нибудь пушкинское стихотворение, -примерить сарафан барышни-крестьянки или костюм пушкинского героя и т д. и т.п.
Примерная занятость на каждой площадке (информация+задание) – 15–20 минут. Впрочем, если кто-то хотел остаться и сделать несколько заданий, мы не прогоняли J
Тем, кто выполнил задание, Смотритель площадки ставил свою печать в «дорожной грамоте» и отправлял дальше.
Был предусмотрен
сюрприз-презент для тех, кто прошел все станции – они могли сфотографироваться
на память в костюме барышни или кавалера 19 века. Дети остались очень довольны
таким подарком и потом в течение месяца бегали в библиотеку, чтобы скинуть себе
фотки на флешки/диски.
Примеры библиоквестов (материал взят из блога Библиопазлы):
БИБЛИО КВЕСТЫ.
Эту форму активно используют и в интернет-играх, и в уличных играх.Основные правила/условия квеста:
- есть определенный сюжет игры
- есть задания/препятствия
- есть какая-то цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия.
Обычно квесты – это командные игры-соревнования. И обычно в традиционном квесте перемежаются активные (спортивные) задания и интеллектуальные.
галина мурзаева
Сценарий праздника - игры «По волшебному лабиринту сказок»
1. вед :
Ребята! Сегодня мы с вами
не просто поговорим о любимых сказках . Сегодня мы с вами попадем в волшебную страну . А зачем мы туда пойдем, я сейчас вам расскажу. Со мной такая история сегодня приключилась. Прихожу я в группу, как обычно, решила проверить книжки на полках. Смотрю, а из книжек герои пропали, вместо картинок белые листы, посмотрите (демонстрация книг) . Я в недоумении, куда любимые герои книжек делись, как дети теперь будут сказки читать ? И тут почтальон приносит мне письмо. Да не простое, а волшебное , из королевства сказок . Я сейчас вам его прочитаю (читает текст письма) .:
Текст письма : Дорогие читатели, мальчики и девочки. Беда приключилась в нашем королевстве! Злая , похитила героев сказок сказки переделать сказки , освободите сказочных жителей ! Правитель сказочной страны - …
Ну что, поможем нашим сказочным героям ? А кто в сказках борется со злом ? (дети отвечают)
Правильно, вот и нам сегодня поможет добрый волшебник . Сила злой колдуньи так велика, что ему не справиться с ней, он просит нашей помощи. Злая ведьма заточила наших любимых героев в подвале замка, что бы освободить их и вернуть в книжки, нужно пройти по лабиринту , в котором расставлены опасные ловушки и сложные задания. Добрый волшебник прислал нам схему этого лабиринта и еще написал подсказку :
(вывешивается схема)
Но мы не можем просто так отправиться в сказку , нам нужно стать сказочными героями . Давайте разделимся на две команды : команду гномов и эльфов. Сделаем мы это с помощью жеребьевки. (проходит жеребьевка)
А теперь выберите в команде капитана.
Ну что ж, отправляемся в волшебное путешествие по лабиринту !
Радуга :
первый цвет на радуге – красный, идем по красному туннелю, а вот и первое задание.
Первый конкурс : Отгадай сказку .
1. Весь я круглый как клубок : 9. Шляпа с круглыми полями
С права - бок, и слева – бок, И улыбка налицо,
Сверху – бок, и снизу – бок, И с лукавыми глазами
А зовусь я (колобок) . Добродушное лицо.
2. Невелик собою дом, Постарайся-ка, узнай-ка,
Но зато вместителен. Как зовут его? (Незнайка)
Уместиться можно в нем 10. Добрый доктор говорит
Самым разным жителям. Побеждаем мы бронхит
Не висит на нем замок. Корь, простуду и ангину,
Этот домик (теремок) . Дифтерит и скарлатину,
3. Чтоб себе не создавать И конечно, с Бармалеем
В жизни лишних сложностей, Тоже справиться сумеем.
Двери дома открывать (Айболит)
Нужно с осторожностью.
Так нам правила велят,
Подпись : (семеро козлят) (Волк и семеро козлят)
4. Ведра в дом идут с водой
Едет печь сама собой…
Что за чудо, в самом деле?
Это сказка о (Емеле) (По щучьему веленью)
5. Брат решил воды напиться,
Не узнать теперь его.
Эти рожки и копытца
Отрастил он для чего?
Отвечает братец мне
Мэ- э – э! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
6. Чтобы вырвать этот овощ
Не хватило деду сил.
Но пришли к нему на помощь
Все, кого он попросил. (Репка)
7. У брата с сестрою
Несчастье большое,
Но им не откажут в подмоге
Волшебная печка
Молочная речка
И яблонька в трудной дороге. (Гуси – лебеди)
8. Это всем вокруг известно
Я – мальчишка деревянный,
Я у папы Карло рос,
И туда, где интересно,
Непременно, постоянно
Я сую свой длинный нос! (Буратино)
Подсчет результатов.
Второй конкурс : чей это предмет, из какой сказки .
1. Он удалец, он молодец, но оказался плохой стрелец.
Чьи же лук и стрела, что в болото завела?
(Иван- царевич, ск. «Царевна лягушка» )
2. Был у нее цветочек маленький,
Красивый, аленький.
(Настя, ск. «Аленький цветочек» )
3. У нее в именье лишь разноцветные каменья.
(Хозяйка медной горы, ск. Бажова)
4. Хорошая избушка стояла на опушке,
Позарилась соседка и выгнала жильца.
(Заяц, ск. «Заячья избушка» )
5. Есть у него иголка, да много ли в ней толку?
Она не для шитья, для долгого житья.
(Кощей бессмертный)
6. Я не печка, но пламенем пышу,
Шестью глазами вижу, шестью ушами слышу.
(Змей Горыныч)
7. Носит шпоры на ногах, носит косу на плечах.
(Петушок)
8. Шла красавица по лесу, нашла лапоть, хотела его выгодно обменять,
да хвоста лишилась.
(Лиса Патрикеевна)
9. Есть у него конек, скакал он на огонек,
Огонек оказался пером, таким, что хозяин пожалел потом,
Зачем его поднял и с собою взял?
(Иван-дурак, ск. «Конек- горбунок» )
10. Я метлой своей не мету по углам,
На метле летаю по небесам.
(Баба- Яга)
Подведение итогов.
Третий конкурс : Сказочные загадки
Назовите сказку , писателя, героиню, где главная героиня - девочка, с которой происходила волшебная история .
Ответы :
1) Красная шапочка
2) Золушка
3) Подарки феи
4) Спящая красавица (Ш. Перро)
5) Горшок каши
6) Госпожа метелица
7) Беляночка и розочка (Бр. Гримм)
8) Дюймовочка
9) Дикие Лебеди (Элиза)
10) Русалочка
11) Снежная королева (Герда) (Андерсен)
12) Алиса в старне чудес (Керолл)
13) Волшебник изумрудного города (Долли)
14) Пеппи длинный чулок (Линдгрен)
Подведение итогов.
Четвертый конкурс – музыкальный. Дети встают в круг и танцуют танец маленьких утят.
Пятый конкурс : Викторина по сказкам Пушкина .
(схема игрового поля)
Отгадывают по очереди, незнание ответа- переход хода.
Вопросы :
1) Кому приказала царица сгубить молодую царевну в ск. О мертв. Царевне и 7 богатырях? (чернавка)
2) Чем отравилась молодая царевна? (яблоко)
3) Вставьте слово : Ветер по морю гуляет и … подгоняет. (кораблик)
4) Имя царя, правившего в сказке о золотом Петушке . (Дадон)
5) Злой, сварливый персонаж из сказки о Рыбаке и Рыбке . (старуха)
6) Исполнитель песни «Во саду ли в огороде» . (белка)
7) Место встречи попа с Балдой. (базар)
8) Что старик закидывал в море? (невод)
9) В какую птицу была превращена царевна, помогающая князи Гвидону в ск. О царе Салтане? (лебедь)
10) Воевода, дядька 33 богатырей. (черномор)
11) Профессия старика из сказки о золотой рыбке . (рыбак)
12) Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина)
13) Возле чего сидела царица, ожидая своего царя в ск. О мертв. Царевне и 7 богатырях? (окно)
14) Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок А . С. Пушкина? (Балда)
15) Кличка собаки из ск. О мертв. Царевне и 7 богатырях. (соколко)
16) Имя жениха молодой царевны из ск. О мертв. Царевне и 7 богатырях.
(Елисей)
17) С кем разговаривала о своей красоте царица в ск. О мертв. Царевне и 7 богатырях? (зеркало)
18) Название острова, мимо которого проплывали корабли в царство славного Салтана. (буян) .
Подведение итогов.
Шестой конкурс : Чей портрет?
1. Правду молвить, молодица.
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива, (Царица, Пушн А. С.
Своенравна и ревнива. ск. О мертв. Царевне и 7 бог-х.)
2. Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва, (Молодая царевна из ск. О мертв. Царевне
Нраву кроткого такого. И 7 бог-х. Пушкин А. С.)
3. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама то величава,
Выступает буд-то пава,
А как речь то говорит, (Царевна лебедь, Пушкн А. С., скака О
Словно реченька журчит. Царе Салтане и сыне его. князе Гвидоне)
4. «Руки кривые, на руках ногти, ноги лошадиные, спереди и сзади горбы верблюжьи, весь лохматый то верху до низу, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глазато свиные. (чудище из ск. Аленьктй цветочек
Аксаков.)
5. «Одна из них побольше начала расти, расти, пока не превратилась в женщину, запутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, и все же живая. Глаза ее сияли как звезды, но вних не было ни теплоты, ни покоя.»
(Снежная Королева, Г. Х. Андерсен)
6. «Неужели это он? Глаза у него стали маленькими, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будтои совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти не мог ей повернуть, а ростом он был такой же меленький как и семь лет назад.» (Карлик-нос, В. Гауф)
7. «Носил он яркую голубую шлапу, желтые, канареечные. Брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски. Нарядившись таким попугаем, он по целым дням слонялся по городу. Сочинял разные небылицы и всем рассказывл .» (Незнайка, Н. Носов.)
8. «Самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста. На плечах- голубой шарф. А на груди-блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, а вторую ножку она подняла так высоко.» (Балерина, ск. Стойкий оловянный солдатик,
Г. Х. Андерсен)
9. «Ее заставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме : она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты. Вечером, окончив работу. Она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой».
(Золушка, Ш. Перро.)
Подведение итогов.
Седьмой конкурс : продолжи стихотворение. Читаются строки из сказок К . И. Чуковского.
Приложение 1
Волшебное Письмо .
Дорогие читатели, мальчики и девочки!
Беда приключилась в нашем королевстве! Злая волшебница отняла обманом волшебную силу у всех добрых волшебников , похитила героев сказок , заперла в своем замке. Хочет сказки переделать ! Помогите, пожалуйста, спасите сказки , освободите сказочных жителей !
Правитель сказочной страны - …
Я добрый волшебник , злая ведьма лишила меня сил, помогите освободить сказочных героев . Путь из темницы лежит через лабиринт , полный коварных ловушек и сложных заданий. Высылаю вам его схему.
Чтоб не сбиться вам с пути, нужно по радуге идти.
Удачи вам, ребята!
Протокол соревнований.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «ЛАБИРИНТ»
I . ВСТУПЛЕНИЕ
Ведущая . Сегодняшняя наша встреча посвящена творчеству А. С. Пушкина, выдающегося русского поэта, писателя, чьи произведения нашли свое достойное место в сокровищнице мировой литературы. Для каждого из нас А. С. Пушкин стал по-своему дорог и близок, благодаря тем произведениям, которые мы хорошо знаем. Пушкинский светлый гений, подобно солнцу, осветил многое и для своих современников, и для нас, далеких потомков. С его творчеством навсегда связываются представления о разуме, свете, молодости, счастье...
Все ли мы знаем о жизни, творчестве Пушкина? До конца ли мы поняли все богатство его произведений? Нет - и, очевидно, этого никогда не произойдет. Пушкин принадлежит к таким явлениям, которые до конца непознаваемы.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, в какой же степени мы знаем творчество А.С. Пушкина, и оценить наши знания.
II . ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
Ведущая : В нашей литературно-интеллектуальной игре «Лабиринт» принимают участие команды школ... (Читается список, ребята выходят на сцену под музыку.)
III . ПРАВИЛА ИГРЫ
Ведущая. Коротко напомню правила игры.
I тур игры состоит из 5 вопросов: два из них посвящены жизни и творчеству поэта, три вопроса -прозаическим произведениям А.С. Пушкина, объединенным общим названием «Повести Белкина» («Метель» и «Выстрел»).
На сцену приглашаются команды, которые по жеребьевке имеют первый и второй номера. Затем З и 4, 5 и 6, 7 и 8, 9 и 10. Из 10 команд выйдет 5 команд, победивших в этой игре.
Подводятся итоги игры 1 тура.
Во II туре участвуют 5 команд - победителей. Четыре команды играют попарно, а пятая играет с командой, набравшей самое большое количество баллов в I туре игры.
По окончании игры подводятся итоги, определяются призовые места. И те игроки, которые лучше всех играли, то есть ответили на большое количество вопросов, попадают в число участников игры «Фаворит», принцип которой состоит в том, что приглашается на сцену игрок, который набрал самое большое количество баллов, он определяет сам соперника и остается в игре до тех пор, пока не сможет ответить на поставленный вопрос.
Игрок, победивший в этой игре, вызывает следующего соперника, и так проходит вся игра, пока один из игроков, переигравших своих соперников, не останется один. Он и будет победителем игры «Фаворит».
IV . ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЧЕТНОЙ КОМИССИИ ИЛИ ЖЮРИ, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО ДАННУЮ
ФУНКЦИЮ
V . ХОД ИГРЫ
Итак, на игру приглашаются (называются команды школ, капитан, участники игры). Они занимают места за столом (5) (еще раз комментируются правила игры, особенное внимание уделяется сигналу, по которому команда может отвечать).
VI . ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К I И II ТУРАМ (количество вопросов определяет учитель)
(Критик XIX в. Аполлон Григорьев)
2. Назовите произведение А. С. Пушкина, посвященное легендарному его предку.
(Повесть «Арап Петра Великого»)
3. Сколько лет было главному герою повести «Выстрел» Сильвио?
(35 лет)
4. Какие книги читал Сильвио?
(Большей частью военные да романы)
5. Где жил герой повести «Метель» Гаврила Гаврилович Р.?
(В поместье Ненарадово)
6. Назовите автора биографа А. С. Пушкина, который утверждал, что «в детстве у Пушкина не было дома, то есть устойчивого представления о защищенности, об уюте и понимании, о месте, где можно спастись от всех бед
и несчастий».
(Ю. И. Лотман)
7. С какой целью был создан лицей, куда в 1811 году поступил учиться А. С. Пушкин?
(Для подготовки юношества, в част ности предназначенного к важным частям государственной службы)
8. Что было единственной роскошью бедного дома Сильвио, героя повести «Выстрел»?
(Богатое собрание пистолетов)
(В. А. Жуковский)
10. В какую игру играли гости Гаврилы Гавриловича Р. из повести «Метель»?
(В бостон по 5 копеек)
11. Сколько лет надо было учиться в лицее, чтобы получить образование?
(6 лет)
12. Назовите лицейских друзей А. С. Пушкина, (не менее трех, чтобы засчитали балл).
(Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер)
13. В каком чине был предмет влюбленности Марьи Гавриловны из повести «Метель»?
(Армейский прапорщик)
14. Как назывался дом, в котором жил Сильвио?
(Мазанка)
15. Откуда был взят второй эпиграф к повести «Выстрел»?
(Из повести А. Бестужева-Мар лынского «Вечер на бивуаке»)
16. Кто из лицейских профессоров преподавал «нравственные науки» (логику и т. п.)?
(Куницын)
17. Как называлось стихотворение А. С. Пушкина, в котором есть такие строчки:
Куда б нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: наш целый
мир чужбина;
Отечество нам Царское село?
18. Из чего состояла жизнь армейского офицера (по повести «Выстрел»)?
(Утром - ученье, манеж, обед у полкового командира или в трактире; вечером - пунш и карты)
19. Где виделись влюбленные Марья Гавриловна и армейский прапорщик?
(Всякий день они виделись наедине в сосновой роще или у старой часовни)
20. В какое время года переписка между влюбленными сделалась живее?
(Зимой)
21. При каких обстоятельствах и когда произошла знаменательная встреча А. С. Пушкина и Г. Р. Державина?
(В январе 1815 г. на переводных экзаменах при переходе на следую щий 3-летний курс обучения)
22.Как называлось стихотворение, которое Пушкин читал на публичном экзамене в лицее в 1815 г.
в присутствии Г. Р.
Державина?
(«Воспоминания в Царском Селе»)
23. На что были похожи дыры от пуль в стенах дома Сильвио?
(На пчелиные соты)
24. В какую игру играли офицеры в доме Сильвио?
(Метание в банк)
25. Какая счастливая мысль пришла Владимиру, которая так понравилась романтическому воображению Марьи Гавриловны?
(Венчаться тайно, скрываться несколько времени, а потом броситься к ногам родителей за
прощением)
26. Назовите место службы А. С. Пушкина по окончании лицея.
(Коллегия иностран ных дел в Петербурге)
27. Кто, выслушав поэму «Руслан и Людмила» в чтении автора, подарил ему портрет с надписью «Победителю - ученику от побежденного учителя... 1820 марта 26»?
(В.А. Жуковский)
28. Какую привычку имел Сильвио во время игры в карты?
(Он имел обыкновение за игрою хранить совершенное молчание, никогда не спорил и не
объяснялся)
29. Каким предметом запустил взбешенный офицер в Сильвио?
(Медным шандалом)
30. За сколько верст находилось от Ненарадово село Жадрино, где должны были тайно венчаться
Марья Гавриловна и Владимир?
(В 5 верстах)
31. Кому принадлежит высказывание: «Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами»?
(Александру 1)
(В г. Екатеринослав, затем в Кишинев)
33. За каким занятием нашли Сильвио на другой день после его неприятного конфликта с офицером,
который недавно был переведен в полк?
(На дворе он «сажал пулю на пулю» в туза, приклеенного к воротам)
34. Какой печатью были запечатаны письма Марьи Гавриловны к по друге и к своим родителям?
(Тульской печаткой)
35. Продолжите фразу: На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; ...
(Все казалось ей угрозой и пе чальным предзнаменованием)
36. С кем познакомился А. С. Пушкин по дороге в южную ссылку?
(С семьей генерала Н. Н Раевского,
героя войны 1812 г., с его сыно
вьями Александром и Никола
ем,
с их сестрой А Марией)
37. Как называлась группа людей, с которыми поддерживал тесную связь А. С. Пушкин, был на их собраниях, вел с ними политические споры?
(Тайное общество России, будущее Южное общество, ру ководимое Пестелем)
38. Кого взял себе в свидетели Владимир для обряда венчания?
(40- летнего корнета Дарвина, землемера, и сына капитана - исправника, мальчик лет 16-ти, не давно поступившего в уланы)
39. Кого отправил Владимир в Ненарадово со своей тройкой и подробным обстоятельным наказом?
(Надежного Терешку)
40. Какое событие вывело Сильвио из душевного равновесия после объяснения и примирения с
офицером, который оскорбил его?
(Он получил пакет, в котором было письмо, содержание которого он прочитал с великим нетерпением)
41. Кто из известных римских поэтов был сослан в свое время на берег Черного моря, к устью Дуная
и чья судьба была так похожа на судьбу ссыльного поэта А. С. Пушкина?
(Римский поэт Публий Овидий На зон 43 до н.э. - ок. 18 н.э. Был вы писан по приказу императора Августа на окраину империи в город-крепость Томыс, вблиз устья Дуная (современный г. Констанца). В 1795 г. крепость, основан ную на юге Украины в честь «пев ца любви» назвали Овидиополин (ныне райцентр Одесской области).
42. Назовите южные поэмы А. С. Пушкина (не менее 3-х).
(«Кавказский пленник» (1820-1821); «Братья-разбойники» (1821-1822); «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823); «Цыганы» (1824)
43. Какие чувства испытывал Сильвио к офицеру, от имени которого ведется рассказ?
(Он любил его, по крайней мере с ним он оставлял резкое свое злоречие и говорил с ним простодуш но, с необыкновенной приятностью)
44. Как назывался день, во время которого в канцелярии полка раздавались письма, газеты, пакеты?
(Почтовый день, вторник и пятница)
45. Что помешало Владимиру вовремя добраться в Жадрино?
(Поднялся ветер, и сделалась та кая метель, что он ничего не видел)
46. Какой конфликт послужил поводом для новой ссылки Пушкина в Михайловское?
(Конфликт с генерал-губернатором города Одессы М. С. Воронцовым)
47. Где находилось Михайловское, родовое поместье Ганнибалов - Пушкиных?
(В Псковской губернии)
48. Когда, после блужданий в округе, Владимир прибыл в Жадрино?
(Па рассвете: было уже светло, пели петухи)
49. В какой одежде старики, то есть родители Марьи Гавриловны, Гаврила Гаврилович и Прасковья
Петровна имели обыкновение выходить к завтраку?
(В колпаке и байковой курт ке и в шлафроке на вате)
50. Назовите русскую меру длины, равную 4,4 см (именно на таком расстоянии ото лба была про-
стрелена шапка Сильвио).
(Вершок)
51. Как называется увольнение от военной службы, к которому прибег Сильвио после дуэли с графом?
(Отставка)
52. Чувства, владевшие графом во время повторной дуэли?
(Смятение, робость)
53. Назовите орудие, с помощью которого провожатый Владимира Николаевича отыскал дорогу,
занесенную сугробами?
(Дубина)
54. Назовите событие, «памятником» которому стала, по словам Сильвио, простреленная красная
шапка с галуном?
(Дуэль)
55. Кем был для молодых офицеров Сильвио в свои 35 лет?
(Стариком)
56. Как назывался держатель банка в карточной игре; эту роль обычно брал на себя Сильвио?
(Понтер)
57. Назовите состояние, в котором находилась жена графа после выстрела Сильвио.
(Она была в обмороке)
58. Назовите площадку для верховой езды и конных упражнений, где проводили утренние часы
армейские офицеры.
(Манеж)
59. Назовите имя возлюбленного Марьи Гавриловны, с которым ей так и не удалось обвенчаться.
(Владимир Николаевич)
60. Назовите оскорбление, полученное Сильвио на балу.
(Пощечина)
61. Как назывался домашний халат, который носила Прасковья Петровна?
(Шлафрок на вате)
62. Назовите средство, к которому обратилась Марья Гавриловна, чтобы соединиться с любимым.
(Нарочно перестала поддерживать разговор или молчала)
63. Назовите одно из мест, где клялись в вечной любви Марья Гавриловна и бедный армейский прапорщик.
(Или сосновая роща, или старая часовня)
64.Назовите оружие, к которому бросились Сильвио и граф в момент ссоры на балу.
(Сабеш)
65. Чем занимался вечерами поэт в Михайловском?
(Слушал сказки Арины Родионовны)
66. Как называлось селение, куда ездил А.С. Пушкин к своим соседям Осиповым?
(Тригорское)
67. Сколько лет тому назад с момента рассказа Сильвио получил пощечину на балу?
(6 лет)
68. Какие нравоучительные пословицы и поговорки оказались полезными для окончательного
решения родителей Марьи Гавриловне дать согласие на брак с Владимиром?
(Суженого конем не объедешь; бед ность не порок; жить не с бо гатством, а с человеком)
69. Какой болезни была подвержена Марья Гавриловна после неудачного венчания?
(Открылась сильная горячка, и бедная больная 2 недели находилась у края гроба)
70. Назовите произведение А. С. Пушкина, которое он писал параллельно с романом «Капитанская
(«Дубровский», октябрь 1832)
71. На какую тему А. С. Пушкин написал историческую работу?
(Истории крестьянской вой ны под предводительством Емельяна Пугачева)
72. Что находилось в фуражке офицера, с которым стрелялся Сильвио?
(Черешня)
73. Чем занимался офицер, от имени которого велся рассказ о Сильвио, будучи в отставке?
(Беседовал со старостой, в разъ ездах по хозяйству, чтени ем, слушал сказки, песни баб)
74. В каком сражении отличился Владимир Николаевич и был тяжело ранен.
(В Бородинском)
ИГРА «ФАВОРИТ»
Первый участник игры вызывает соперника и им предлагаются по 2 вопроса: один - по жизни и творчеству А.С. Пушкина, другой - по произведениям «Метель» и «Выстрел».
1. Что ответил Пушкин на вопрос Николая I «Что бы тот сделал, если бы оказался 14 декабря в Петербурге?»
(Был бы в рядах мятежников)
2. После каких печальных событий Прасковья Петровна и Марья Гавриловна покинули Ненарадово?
(После смерти Гаврилы Гавриловича)
3. Что было изображено на рисунке, на котором Пушкин написал: «И я бы мог...»?
(Виселица с пятью фигурками повешенных)
4. Память о ком была священной для Марьи Гавриловны?
(О Владимире, он умер в Москве накануне наступления французов)
5. В каком произведении А.С. Пушкин использовал опыт Шекспира?
(«Борис Годунов»)
6. Какие предметы хранила Марья Гавриловна как напоминание о Владимире?
(Книги, рисунки, ноты, стихи)
7. Кто осуществлял проверку политической неблагонадежности поэта?
(Шеф жандармов Бенкендорф)
8. Какие песни исполнялись в честь победителей войны 1812 г.?
(Тирольские вальсы, ария из «Жоконда», «Да здравствует Генрих IV»)
9. В каком произведении изображены два героя: Петр I и бедный чиновник Евгений?
(В «Медном всаднике»)
10. «И в воздух чепчики бросали». Эту цитату использовал А. С. Пушкин, чтобы показать восторженное отношение женщин к победителям. Из какого она произведения?
(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
11.В каком году состоялась помолвка поэта с Натальей Николаевной Гончаровой?
(В мае 1830 года)
12.Какой особенностью во внешности обладал гусарский полковник Бурмин?
(Интересной бледностью)
13.Что вынудило поэта задержаться в Боддино?
(Эпидемия холеры)
14.Какое чувство возникло между Машей и Бурминым? («Метель»)
(Любовь)
15.В каких произведениях А. С. Пушкина звучит мотив растлевающей власти денег?
(«Пиковая дама», «Скупой рыцарь»)
16.Что увидел Бурмин во время бури вдалеке?
(Огонек)
17.В каком произведении звучит знаменитое выражение: «гений и злодейство - две вещи несов-местные»?
(«Моцарт и Сальери»)
18.Что пытался найти Владимир как ориентир во время снежной бури?
(Рощу)
19.В каких произведениях раскрыты важнейшие проблемы жизни и смерти?
(«Дон Жуан», «Пир во время чумы»)
20.Сколько верст от Ненарадово до Жадрина?
(Пять)
21.Какие повести, кроме «Метели» и «Выстрела», составляют сборник повестей под названием «Повести Белкина»?
(«Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Гробовщик»)
22.Какое транспортное средство использовал Бурмин для поездок?
(Кибитку)
По окончании игры объявляется победитель, команды приглашаются на сцену для вручения подарков и грамот.
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущая . Пушкин - это лучшее, что есть в каждом из людей, это доброта и талант, смелость и простои верность в дружбе, любви.
Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним: а как сделал бы я?.. А что я думаю об этом?..
Это очень полезные размышления и очень важные. Они способствуют пробуждению в наших душах и умах) самых лучших, самых высоконравственных мыслей и устремлений.
Всем спасибо за участие в игре.
До свидания, до следующей игры.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К
ИГРЕ «ФАВОРИТ»
1. Назовите дату рождения АС. Пушкина.
2. Чем семья Марьи Гавриловны славилась в округе(«Метель»)?
(Гостеприимством и радушием)
3. Где был Пушкин в дни декабристского восстания?
(В Михайловском)
4. Как звали отца А. С. Пушкина?
(Сергей Львович Пушкин)
5. Сколько лет было Марье Гавриловне («Метель»)?
(17 лет)
6. Любимое время года А. С. Пушкина?
(Осень)
7. На чем была воспитана Марья Гавриловна («Метель»)?
(На французских романах)
8. Кто был с А. С. Пушкиным в Михайловском?
(Няня Арина Родионовна)
9. Под каким предлогом должна была удалиться в свою комнату Марья Гавриловна в день побега?
(Под предлогом головной боли)
10.Назовите первое печатное произведение А. С. Пушкина.
(«Руслан и Людмила»)
11.Что оставила Марья Гавриловна] в своей книге перед побегом?
(Письма)
12.Кто из друзей навестил А. С. Пушкина в Михайловском?
(И. Пущин)
13.Что было изображено на тульской печати («Метель»)?
(Два пылающих сердца с надписью)
14. Назовите место службы А. С. Пушкина под началом генерала Инзова.
(Кишинев)
15. Сколько минут должен был затратить жених на дорогу до церкви в Жадрино? («Метель»)
(20 минут)
16. Когда состоялась последняя дуэль А. С. Пушкина?
(7 февраля 1837 г.)
17. Выдал ли кто тайну Марьи Гавриловны?
(Нет)
18. Как звали мать А. С. Пушкина?
(Надежда Осиповна)
19. Что ответил Владимир на сообщение о согласии на брак с Марьей Гавриловной?
(Что ноги его не будет в их доме)
Приложение
Положение об игре «Лабиринт»
1. Общие положения
1.1. Основной целью игры является:
создание дополнительной образовательной среды и максимальных условий для духовного, морального и эстетического развития учащихся;
дальнейшее совершенствование системы работы с одаренными детьми;
развитие интеллектуального и творческого потенциала, литературных достижении личности одаренного ребенка;
умение сотрудничества и сотворчества в группах, постановки коллективных целей и путей достижения их;
способствование повышению интереса учащихся к литературе и приобщению их к общечеловеческим и духовным ценностям;
формирование умений и навыков работы с текстами художественных произведений, дополнительной и справочной литературой.
2 . Организация игры «Лабиринт»
Организацию и проведение игры осуществляет оргкомитет, а оценивание игры и определение победителей - жюри.
Главными задачами оргкомитета являются:
решение технических проблем проведения игры, организация проведения всех этапов игры;
консультации участников игры;
подготовка заданий.
2.3. Главными задачами жюри являются:
подведение итогов всех этапов игры;
оценивание игры ее участников;
определение победителей игры.
3. Участники игры.
3.2. В игре принимают участие все желающие из числа 9,10 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.
3.3. Команда участников игры состоит из 5 человек.
4. Порядок проведения игры.
4.1. Игра проводится в три этапа:
этап - ноябрь;
этап - январь;
этап - апрель.
Для участия в игре участникам необходимо подать заявки.
В заявке на участие в игре указываются фамилия, имя, название учебного заведения, класс участников игры.
4.4. Задания и вопросы для проведения игры даются одновременно всем участникам на первой консультации (время будет указано дополнительно).
5. Подведение итогов и награждение участников
Жюри подводит Итоги каждого этапа игры по разработанным критериям, с которыми знакомят участников игры заранее.
На протяжении всего этапа игры «Лабиринт» ее участники имеют право вносить предложения и поправки в правила игры и ее оценивание.
Подведение итогов и награждение победителей проводится сразу же после игры.
5.4. Участники игры, занявшие 1, 2, 3 места, награждаются грамотами и призами по согласованию с оргкомитетом и жюри.
Литературная игра для младших школьников
Литературно - интеллектуальная игра для младших школьников «В гостях у Севы Читайкина»
Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»Цель: Развитие любви и интереса к чтению книг.
Задачи: 1. Проверить, как прочитали за лето рекомендательный список книг.
2. Развивать таких качества, как умение рассуждать, делать выводы, оценивать поступки героев; развивать память, внимание.
3. Воспитывать внимание к слову, уважение к авторам книг, умение принимать решение, слушать друг друга, играть командой.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер.
Возраст: Игра предназначена для учащихся 2 - 3 классов, будет интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.
Аннотация:
На лето каждый выпускник первого класса получает рекомендательный список книг для летнего чтения. Это делаю с целью ориентации в многообразии книг, формировании читательского интереса, возможности выбора любимой книги. С другой стороны – появляется обязанность в чтении книг, что важно для тех детей, для кого книга пока не стала другом. Как проверить насколько внимательно дети читали летом? Как сделать это ненавязчиво и интересно? Для этого и предназначена игра. Все задания составлены на основе книг из рекомендательного списка, который привожу в приложении.
Сева Читайкин – герой, который появляется иногда на уроках литературного чтения. Он остроумный, чтение книг – его любимое занятие. Часто он предлагает ученикам сложные, требующие размышлений, вопросы.
Интерактивная игра состоит из пяти категорий:
«Стихи»
«Сказки»
«О животных»
«О детях»
«Детские писатели»
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.
Инструкция по применению:
Класс делится на несколько команд. Деление на команды можно провести по жеребьевке, по рядам, по желанию.
На слайде 2 изображено игровое поле. Играющие команды по очереди выбирает категорию и количество баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами. При правильном ответе команде присуждается соответствующее вопросу количество баллов. Результаты фиксируются на доске.
Каждому вопросу соответствует красочный слайд. Правильные ответы появляются по щелчку. Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом нижнем углу.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.
Игровое поле включает две кнопки с баллами, которые открывают не вопрос, а физкультминутки. В категории "Животные" выбор 10 баллов открывает "Зарядку маленьких зверят" и в категории "Сказки" выбор 20 баллов открывает "Сказочную зарядку". Физкультминутки выполняют все команды, баллы начисляются той команде, которая сделала выбор.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Необходимо продумать награждение победителям, конфеты - всем участникам.
В конспекте привожу не все слайды, чтобы конспект не был слишком громоздким.
Категория 1. Стихи
10 баллов
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
Ответ: Мальчик боялся уколов.
20 баллов
Дама сдавала в багаж …
Кто автор этих строк? Что дама сдавала в багаж?
Ответ: Стихотворение С. Я. Маршака
Дама сдавала в багаж …
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.
В 1935 году в журнале «Пионер» впервые была опубликована поэма С.Михалкова "Дядя Стёпа". Этот литературный герой был любим всеми детьми. Какой подвиг совершил дядя Степа?
Ответ: Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
40 баллов
Угадай стихотворение и автора
“Мальчик мечтал, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал послушным и вежливым, перестал обижать девочек, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше быть примерным мальчиком”.
Ответ: Стихотворение «Снегирь»
50 баллов
Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
Ответ: Лекарство от лени.
Категория 2. Сказки
10 баллов
Героиня какой сказки говорила про себя: «из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена». Кто автор сказки?
Ответ: В. Даль «Девочка Снегурочка»
20 баллов
Сказочная зарядка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
30 баллов
Выражение «Остаться у разбитого корыта»
стало крылатым выражением. Когда так говорят? Какое отношение имеет это выражение к А. С. Пушкину?
Ответ: Так говорят про человека, который все потерял, остался ни с чем, как старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
40 баллов
Кому из героев Шарля Перро принадлежат эти вещи: сапоги, хрустальная туфелька, прялка и веретено, корзинка с пирожками, белые камешки?
Ответ: Сапоги – коту из сказки «Кот в сапогах», туфелька – Золушке из одноименной сказки, корзинка – Красной Шапочке, прялка – старушке из сказки «Спящая красавица», камешки – Мальчику-с-пальчику.
50 баллов
Многие литературные герои становятся любимыми для многих поколений читателей. Так произошло и с этим литературным героем. Ему поставлены памятники в Тобольске, Астрахани, Ишиме. Внимательно рассмотри памятники и отгадай героев.
Ответ: Это Конек – Горбунок и Иван.
Категория 3. О животных
10 баллов
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
20 баллов
Назовите автора сказки о маленьком храбром мышонке – путешественнике.
Ответ: Виталий Бианки «Мышонок Пик»
30 баллов
Угадай басню. Звучит отрывок из басни в исполнении актера Олега Табакова.
Ответ: Звучит отрывок басни «Кукушка и петух»
40 баллов
К героине какого рассказа В. М. Гаршина подходит пословица «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз» Объясните.
Ответ: Пословица подходит к лягушке из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.
50 баллов
О ком из животных не говорится в рассказе Г. Скребицкого « Кот Иванович»?
Ответ: В рассказе не говорится о петухе.
Категория 4. О детях
10 баллов
Какое волшебное слово помогло Павлику выполнить желания в рассказе В. Осеевой?
Ответ: Пожалуйста.
20 баллов
В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки?
Ответ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
30 баллов
Какое желание Жени из сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» считаешь самым важным»?
Ответ: Самым важным было последнее желание о выздоровлении Вити.
40 баллов
Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка в рассказе К. Паустовского «Стальное колечко»?
Ответ: Если наденешь колечко на средний палец – получишь здоровье, на безымянный - большущая радость, на указательный - увидишь весь мир.
50 баллов
Из книг какого автора эти герои?
Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам Н. Носова «Огородники», «Ступеньки», «На горке», «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».
Категория 5. Детские писатели
10 баллов
Назовите фамилию Дениски – героя рассказов Виктора Драгунского.
Ответ: Кораблев.
20 баллов
Назови героев рассказов Любови Воронковой «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Солнечный денек»
Ответ: Танюша, Аленка, Демушка.
30 баллов
Кто придумал этих замечательных героев?
Ответ: На слайде представлены герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка, теленок Гаврюша.
40 баллов
Узнай рассказ В. Драгунского по иллюстрации.
Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным», «Куриный бульон», «Где это видано, где это слыхано…»
50 баллов
Этот литературный герой Эдуарда Успенского стал талисманом олимпийской сборной России с 2004 года.
Ответ: Чебурашка.