Отчет о проведении «Недели игры и игрушки. Наблюдение и анализ подвижной игры дошкольников Отчет по играм в старшей группе
В 2013 – 2014 учебный год старшую группу № 2 посещали 20 детей: 11 девочек и 9 мальчиков. Работали по «Основной общеобразовательной программе МБДОУ Детский сад №1», которая базируется на программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Нами были поставлены задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие:
Обогащать представление о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности: о себе, о семье, о своих сверстниках. Развивать и обогащать словарь детей.
Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и их результатам.
Формировать основу безопасности собственной жизнедеятельности, окружающего мира, природы.
2. Познавательное развитие:
Учить самостоятельно применять доступные способы познания, размышлять, развивать умственные способности.
Формировать первичное представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, звучании, ритме, темпе и др.).
Иметь представление о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.
3. Речевое развитие:
Расширять представление детей о многообразии окружающего мира.
Формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Развивать у детей фонематический слух. Определять место звука в слове.
Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок.
Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
4. Художественно-эстетическое развитие:
Развивать любовь к художественному творчеству, различать жанры литературных произведений, выразительно читать стихи.
Учить слушать и различать жанры музыкальных произведений, ритмически двигаться в соответствии с характером музыки, исполнять песни.
Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы. Развивать творческую активность, воображение.
5. Физическое развитие:
Воспитывать культурно-гигиенические навыки, формировать представление о здоровом образе жизни.
Укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, использовать комплексную диагностику и мониторинг состояния здоровья детей.
Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Организуя деятельность детей, мы старались развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных ситуаций. Обучение предполагает занятие по подгруппам и имеет интегрированный характер. Назначение этих занятий состоит в систематизации, углублении, обогащении личного опыта ребенка. Все эти задачи решаются совместно в тесном взаимодействии с семьей, все усилия направлены на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий.
Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада.
В течение года совершенствовали работу по сохранению и укреплению здоровья детей: проводили утреннюю гимнастику, занятия физкультурой, полоскание горла, чесночные бусы, физкультминутки во время занятий, гимнастику после сна, прогулки и игры на свежем воздухе.
При диагностировании уровня интегрированных качеств было выявлено:
в начале учебного года низкого уровня – 9,4%, ниже среднего – 18,8%, средний - 23,5%, выше среднего – 47%, высокий уровень – 0%;
в конце учебного года ниже среднего – 10%, средний - 25%, выше среднего – 45%, высокий уровень – 20%.
Воспитанники принимали участие в Олимпийской неделе детского сада, в муниципальном этапе кроевого конкурса «Служба спасения – 01», в Международной конкурсе –игре по физической культцре «Орлёнок», Бочка Екатерина, Даша Шумидуб и Даниил Глушко приняли участиет во всероссийском дистанционном конкурсе рисунков детей, посвященном «Дню Матери», Даша Шумидуб участвовала в Фестивале детского творчества.
В работе с детьми были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнения, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала, показывать стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, родителей, использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.
Знания и навыки, полученные на занятиях, мы систематически закрепляли и продолжали применять в разных видах деятельности детей. Использовали дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащали математические представления через наблюдения и явлений предметов.
Воспитательно-образовательная работа в группе строится на основе создания специальной предметно-развивающей среды.
Особенности развития ребёнка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.
Ребята в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно и то же время, не мешая друг-другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценируют сказки, устраивают игры-драматизации.
В группе созданы условия для психологического комфорта в игровом уголке. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также стараемся воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравится играть с разнообразными конструкторами, с мелкими игрушками в уголках дорожного движения, а так же с настольными играми.
В группе все оборудование, игры, игрушки находится в доступном, удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности. Мы стараемся создать детям комфортные условия для игр, для самостоятельной деятельности.
Развивающая среда в начале учебного года пополнялась за счет помощи родителей следующим оборудованием и атрибутами:
приобретены дидактические игры «Лото-порт», «Профессии»;
для физкультурного уголка оформлены альбомы «Олимпиада Сочи», «Здоровый образ жизни», приобретены мячи, султанчики, бадминтон, корзины для мячей;
для нравственно-патриотического уголка красочно оформлен альбом «Кубань – жемчужина России»;
в книжный уголок приобретены книги: «Сказки Пушкина», «Рыцари и замки», «Космос», «А что у вас?», чистоговорки;
сформированы коллекции монет, марок, значков;
собран природный материал для поделок и творчества: ракушки, шишки и др.;
для сюжетно-ролевых игр сшиты шапочки, бескозырки, воротнички, шторы, балдахин.
При подготовке к учебному году, родители оказали помощь в оснащении группы методическими пособиями, участвовали в озеленении участка, покраске оборудования, был приобретен песок для песочницы. Так, благодаря родителям, пополнили развивающую среду в группе.
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих ценностное развитие личности дошкольника, повышения компетентности родителей в области воспитания. Для более тесного знакомства с семьями детей провели анкетирование, тема: «Социально-нравственное воспитание-важный фактор социализации детей», организовали посещение семьи Ряшкина Саши.
На протяжении всего учебного года проводилась планомерная работа с родителями. Даны консультации в уголок для родителей следующего содержания:
«Как проводить праздники с детьми в семье»;
«Правила безопасности детей на дорогах»;
«Как правильно учить с детьми стихотворения»;
«Природа и нравственное воспитание старших дошкольников»;
«Как учить вежливости ребенка: дома и в гостях»;
«Как преодолеть рассеянность ребенка»;
«Роль труда в воспитании ребенка».
Также, согласно плану, проводились родительские собрания:
«Знакомство с задачами воспитания и обучения в старшей группе»;
«Здоровье детей – в наших руках»;
«Воспитание нравственно-патриотических чувств»;
«Об усилении мер по обеспечению безопасности воспитанников ДОУ в период проведения первомайских праздников»;
«Наши успехи и достижения».
Один из более важных моментов в работе с родителями – ежедневное информирование их о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Мы стараемся вести ежедневные индивидуальные беседы с родителями, постоянно стараемся вовлекать родителей в воспитательно- образовательный процесс, участие в мероприятиях, конкурсах.
Так, родители принимали участие в пасхальной акции «От сердца - к сердцу», «Наши мамы лучше всех».
Были организованы для детей и родителей мероприятия: «День матери», «Осенний праздник», «Новогодняя сказка», «День Защитника Отечества», «8 Марта – праздник мам и бабушек», «День Победы».
В течение года мы принимали участие в педсоветах, знакомились с новыми идеями в области педагогики.
Под руководством Бабенко С.В. была проведена подготовка детей к участию в конкурсе детского художественного и литературного творчества «Служба спасения 01». Во всероссийском дистанционном конкурсе рисунков детей, посвященном «Дню Матери», за подготовку учащихся наградили грамотой Гонтарь Н.П., Бабенко С.В.
В марте 2014 года Гонтарь Н.П. прошла курсы повышения квалификации.
Бабенко С.В. открыла свой сайт на ns.portal.ru в социальной сети работников образования, где разместила портфолио, конспект НОД по математике, по познавательному развитию. Аттестована в феврале 2014 года на первую квалификационную категорию Бабенко С.В., посещала форум работников дошкольного образования Щербиновского района, РМО воспитателей дошкольных групп.
Также участвовали в субботниках, в покраске. Работа велась на хорошем уровне.
Воспитание и обучение детей проводится по программе дошкольного образования «От рождения до школы» - под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
При работе Программа предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Ведущими целями программы являются:
Создание благоприятных условий;
Формирование основ базовой культуры личности;
Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.
В течение всего учебного года в нашей группе эти цели реализовывались в процессе разнообразных видов деятельности с детьми: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Все виды деятельности входят в основные ОО:
Физическое;
Познавательное;
Речевое;
Художественно-эстетическое;
Социально-коммуникативное
К вопросам о физическом развитии и воспитании детей дошкольного возраста мы подходили со всей серьезностью. Каждый день проводились зарядка, закаливание, дыхательные упражнения, подвижные игры, прогулки. Для родителей были предоставлены консультации. Физическая культура проводилась три раза в неделю (1 занятие на улице). Были созданы необходимые условия для использования физического оборудования детьми в самостоятельной деятельности, как в группе так и на прогулке. На свежем воздухе, те дети, которые нуждались в закреплении или упражнении основных видов движений (Ксюша Б., Кирилл Ч., Миша С., Соня Р.), привлекались к занятиям на физкультурной площадке с использованием инвентаря. В физкультурном уголке группы есть мячи, кегли, массажные кольца и мячи, обручи, прыгалки, мешочки и многое другое, что способствует укреплению и развитию здоровья и двигательной активности детей.
Речевое развитие проходило через следующие области: коммуникация; чтение художественной литературы; познание; кругозор.
В познании дети научились создавать множества (группы предметов), разбивать множества на части, понимать, что множество больше части. Сравнивают рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств. Знают порядковый и обратный счет в пределах 10. Сравнивают предметы по величине опосредованно с помощью третьего. Дети научились называть части, полученные от деления предмета. Дети имеют представление о частях суток.
К концу года по направлению речевое развитие ребята умеют рассказывать стихи громко и с выражением, инсценировать сказки, умеют рассказать о своем восприятии конкретного поступка героя произведения. Рассматривают иллюстрации в книжках.
Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника. В нашей группе оно развивалось через образовательную область «Художественное творчество» это рисование, лепка и аппликация. Рисование проводилось 2 раза в неделю. Лепка проводились один раз в 2 недели, аппликация один раз в две недели. Дети научились передавать в изображении основные свойства предмета (форма, размер, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей.
Социально-коммуникативное развитие детей. Чтоб получить положительный результат в данной образовательной области, на протяжении всего года, мы подводили детей к освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».
Через художественные произведения на прогулки закрепляли представления детей о правилах дорожного движения, развивали наблюдательность, внимание к движению на дороге.
Через трудовое воспитание: развитие трудовой деятельности;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
С детьми формировали представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
Приобщали к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передавали детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формировали умение осторожно и осмотрительно относиться к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
В работе с детьми по всем образовательным областям, были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнение, рассматривание, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми, поощрения и т.д. В группе (приобретенный и сделанный своими руками) и в методическом кабинете МБДОУ имеется разнообразный материал: методическое пособие, игрушки, сюжетные картины и предметные картинки, дидактические игры и многое другое, чем мы, педагоги пользуемся для обучения детей и достижений положительного результата в развитии детей.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития;
Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает: тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, руководителей, родителей. Использование приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.
Знания и навыки, полученные на занятиях необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разных видах деятельности детей. Использовать дид. игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащать математические представления через наблюдения и явлений предметов.
с детьми используются современные технологии, такие как социоигровой подход (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, п/игры имитационного характера, сюжетно-ролевые) здоровьесберегающие и экологические технологии, образовательная деятельность проводится с использованием аудиосистемы, дидактического материала, мольбертов, магнитных досок, различных игрушек, пособий и др.
К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом гендерного подхода и в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Наши дети, в течении всего учебного года принимали активное участие в различных мероприятиях проводимых на уровне ДОУ. В начале года мы принимали участие в семейном смотре-конкурсе «Природа и фантазия», где грамотами были награждены: Перекатнов Кирилл, Лазарева Катя.
В своей группе мы организовали семейный смотр-конкурс «Елочка красавица», за активное участие в конкурсе семьям Поповых, Щипановых, Лазаревых, Левочкиных, Андрияновых, Нахбаровых.
Дети нашей группы принимали активное участие на протяжении всего учебного года в муниципальных конкурсах:
- Конкурс детского рисунка по произведениям А. Барто. Где Левочкина Алина заняла 1 место, а К.Наташа и Ч. Соня - участницы.
- Конкурс рисунка «Все на выборы!» Щ. Елисей стал победителем.
- Конкурс рисунков «Профессия моих родителей» участвовали Щ.Елисей, Л. Катя, С. Миша, А. Юра, Л. Алина.
- Конкурс рисунков «Эта русская сторонка, это Родина моя!» Китинская Софья заняла 2 место в номинации «Русь православная», а Лукьян София 1 место в номинации «Раскрытие поэтического образа»
- Конкурс совместного творчества детей и родителей «Красота России» призерами стала семья Китинских в номинации «Оригинальность работы»
- Конкурс детского творчества «Рождественская звезда» в номинации «Россия провославная» Лукьян София заняла 1 место.
В течении всего года в нашем детском саду проводились разные праздники и развлечения: «Осень к нам пришла», «Новый год», «День здоровья» и другие, где дети принимали активное участие, играли, читали стихи, танцевали, пели песни.
За 2015-2016 уч. год воспитатель старшей группы №4 Скотникова М.А. посетила РМО «Проектная деятельность в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»
В старшей группе в течении всего года дети посещали разные кружки: Физкультурный, Театрализованная деятельность, Занимательная математика. В группе был изготовлен и оформлен уголок изо деятельности, уголок ряженья. Воспитатель Морозова Г.А оформила театральную ширму. Совместно с детьми были изготовлены д\и «Цвета радуги», «Чья роспись?». Были приобретен иллюстративный материал на темы: «Космос», «Как наши предки открывали мир», « Как наши предки шили одежду» и др.
В течение года первостепенное значение для нас имело:
Забота и здоровье каждого ребенка; благополучие и всестороннее развитие каждого ребенка; создание в группе доброжелательного отношения ко всем воспитанникам; максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, и их интеграция; творческая креативность воспитательно - образовательного процесса; единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
При решении этих задач мы учитывали принцип дошкольной дидактики:
принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста;
принцип последовательности; принцип систематичности; принцип повторности.
Творческий отчёт воспитателя ДОУ о проделанной работе за год
Здравствуйте, уважаемые коллеги, рада нашей встрече на моей страничке.Сегодня я предлагаю вашему вниманию творческий отчет воспитателя о проделанной за год работе.
Куприй Светлана Ивановна, воспитатель высшей категории МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70»
Описание: данный материал будет полезен педагогам
Цель творческого отчета:
- Представить результаты педагогической деятельности, компетентности в области управления образовательным процессом, провести самоанализ результатов педагогической деятельности.
Творческий отчет о проделанной работе за 2016–2017 учебный год в старшей группе «НЕПОСЕДЫ»
1. Информационно-статистический раздел
– Краткая характеристика старшей группы «Непоседы»:
Общая численность детей:
На начало учебного года – 25 детей, на конец года – 25 детей, из них:
- 13 девочек;
- 12 мальчиков.
Средний возраст детей – 5 лет 9 месяцев.
Средняя посещаемость в группе за 2016-2017 учебный год – 65%.
Заболеваемость детей связана, в основном, с сезонными погодными условиями, это ОРЗ и ОРВИ.
В течение года дети посещали дополнительные кружки:
«АБВГД-ейка» - 22 ребенка;
«СА-ФИ-ДАНСЕ» - 6 детей;
«Цветные ладошки» - 6 детей.
В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программные материалы и показали позитивную динамику по всем направлениям развития.
Информация о родителях
- полных семей 20;
- неполных семей 5.
2. Педагогическая деятельность
Деятельность группы осуществляется в соответствии с годовым планом работы МБДОУ №70 г. Шахты на отчетный период. Рабочая программа воспитателя группы построена на обеспечении всестороннего, возрастного и непрерывного развития каждого воспитанника, в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, что соответствует требованиям образовательной дошкольной программы России.
Задачи, поставленные перед вашей группой:
– Создание оптимальных условий для развития каждого ребенка в группе;
– Обеспечение эмоционального благополучия в группе для всех воспитанников;
– Применение современных здоровьесберегающих методик развития и обучения;
– Максимальное применение всех доступных методик с целью повышения результативности воспитательно-образовательного процесса;
– Обеспечение благоприятной обстановки для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
– Применение и представление в работе опыта авторитетных современных педагогов-методистов в сфере развития креативного мышления у детей;
– Постоянная работа по укреплению связей между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса во благо детей;
– Организация НОД на принципах уважения к личности ребенка, исключения любого давления на него, единого подхода к развитию детей со стороны всех участников воспитательного процесса.
НОД проводилась в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, согласно календарно-тематическому плану группы и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности.
Планируя воспитательно-образовательную работу в группе, я опираюсь на следующие принципы работы:
– Постоянное самосовершенствование в направлении обеспечения гармоничного развития воспитанников на общечеловеческих ценностях, на принципах взаимного уважения, любви и поддержки творческих стремлений;
– Использование игры как важнейшего метода обучения детей дошкольного возраста, постоянный поиск интересных и созвучных нашему времени способов организации игры;
– Соблюдение принципа толерантности к представителям разных культурно-религиозных общин, построение образовательно-воспитательной деятельности, применяя дифференцированный подход.
Для решения поставленных задач по развитию детей я применила нестандартный метод – метод проекта, который дал хорошие результаты. Дети в моей группе стали более раскрепощенными и общительными, гораздо более активными и уверенными в своих. Родители отмечают, что их дети стали более самостоятельными и ответственными.
3. Достижения всех участников воспитательно-образовательного процесса
На протяжении года строго выполнялись и соблюдались требования санитарно-гигиенических норм, внутренний распорядок, согласно планам проводились медицинские обследования детей и т.д. Заметна положительная динамика по всем показателям.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения образовательной программы для детей от 5 до 6 лет детьми старшей группы «Непоседы» 2016-2017 учебный год.
Количество обследованных детей:
25 человек
Частота проведения мониторинга
: 2 раза в год (сентябрь, май).
Дата:
05 – 16 сентября 2016 года;
15 – 26 мая 2017 года
Методика:
диагностический инструментарий согласно рекомендациям программы «От рождения до школы».
Цель мониторинга:
определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2016-2017 учебном году.
Объектом мониторинга
являются физические, интеллектуальные и личностные качества воспитанников.
Предметом мониторингового исследования
являются навыки и умения детей.
Субъект мониторинга – дети дошкольного возраста.
Лица, которые осуществляли мониторинг: педагоги, ведущие занятия с дошкольниками.
Мониторинг осуществлялся в двух направлениях:
– Развитие навыков и умений по образовательным областям
– Оценка развития интегративных качеств.
Сбор информации основывался на использовании следующих методик:
– организация специальной игровой деятельности;
– анализ продуктов детской деятельности.
Данные о результатах мониторинга отражались в специальных таблицах развития ребенка.
В процессе мониторинга выделяются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Достижения детей оцениваются путем бесед, наблюдений, при помощи создания педагогических ситуаций, организации игровой деятельности, анализа работ продуктивной деятельности и специальных диагностических материалов.
Мониторинг образовательного процесса, содержащий пять образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие»), позволил осуществить комплексный подход к оценке уровня развития ребенка.
С помощью мониторинга детского развития, включающего девять интегративных качеств, соответствующих ФГОС («Физическое развитие», «Любознательность и активность», «Эмоциональность и отзывчивость», «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми», «Способность управлять своим поведением и планировать действия», «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи», «Сформированность представлений о себе и социальном окружении», «Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности», «Овладение необходимыми умениями и навыками») удалось осуществить комплексный подход к оценке формирования личности ребенка.
Основанием для сбора информации служили:
– ежедневные беседы;
– систематические наблюдения;
– получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
– анализ продуктов детской деятельности;
– организация специальной игровой деятельности.
Сводная таблица мониторинга достижения планируемых результатов освоения образовательной программы для детей от 5 до 6 лет детьми старшей группы «Непоседы» 2016-2017 учебный год.
Сравнительный анализ показал положительную динамику освоения детьми старшей группы «НЕПОСЕДЫ» образовательной программы по всем образовательным областям по сравнению с началом учебного года.
Анализ качества знаний по отдельным образовательным областям позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок:
Физическое развитие: высокий уровень – 66% детей; средний уровень – 28,5%; низкий – 5,5%.
Социально-коммуникативное развитие: высокий уровень – 83,3% детей; средний уровень – 11% низкий – 5,7%.
Речевое развитие: высокий уровень: 7.7% детей; средний уровень – 16%; низкий – 5,5%.
Познавательное развитие: высокий уровень – 66% детей; средний уровень – 22%; низкий – 11%.
Художественно-эстетическое развитие: высокий уровень – 77% детей; средний уровень – 16%; низкий – 5.5%.
Вывод: сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности. В основном показатели выполнения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой находятся в пределах высокого и среднего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга.
Оценка интегративных качеств старшей группы «Непоседы» за 2016-2017 учебный год
Вывод: сравнительный анализ мониторинга показал положительную динамику развития интегративных качеств у детей по сравнению с началом учебного года. Но имеется незначительное повышение в процентном соотношении таких интегративных качеств как: овладение необходимыми умениями и навыками (на 6%); овладение универсальными предпосылками учебной деятельности (на 5%).
Таким образом, образовательная деятельность старшей группе «НЕПОСЕДЫ» реализуется на достаточном уровне.
В коррекционной работе нуждаются: Леонтьев Егор.
Семидедову Тимофею необходимо наверстывать материал при регулярном посещении детского сада (ведется работа в этом направлении).
Большому количеству детей необходима помощь логопеда (10 человек).
Очевиден положительный результат проделанной работы: низкий уровень усвоения программы детьми сведен к минимуму, различия в высоком, среднем и низком уровне незначительны, знания детей прочные. Дошкольники способны применять их в повседневной деятельности.
Большое внимание во время учебного года уделяла повышению уровня педагогической квалификации: посещала оnline-вебинары на порталах:
– Учебно-Методический портал http://www.uchmet.ru
– Портал МЕРСИБО https://mersibo.ru
Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер. Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему.
Так родилась тема самообразования на 2016-2017 учебный год – «Использование дидактических игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него речевой и мыслительной деятельности.
Систематическая работа дала положительные результаты. У детей увеличился словарный запас, они стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы.
Дети самостоятельно: объясняют правила игры; оценивают ответы, высказывания сверстников; употребляют в речи сложные предложения; при пересказе пользуются прямой и косвенной речью; самостоятельно составляют рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочиняют концовки к сказкам, пересказывают событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; пересказывают небольшие литературные произведения, отгадывают загадки; определять место звука в слове; подбирать к существительным несколько прилагательных; к данным словам - антонимы.
С октября 2016 по март 2017 года была участницей Муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Педагог года – 2017», вошла в пятерку финалистов конкурса и награждена Почетной грамотой Департамента образования г. Шахты за активное участие в муниципальном этапе конкурса «Педагог года – 2017» в номинации «Воспитатель года».
Мои воспитанники также активно участвуют в конкурсных мероприятиях:
Наличие высоких достижений воспитанников в интеллектуальных, тематических познавательных конкурсах и фестивалях муниципального, всероссийского уровня:
Диплом победителя I место Международной занимательной викторины по ОБЖ «Безопасный мир»: Янда Диана
Победители Международного конкурса-игры по русскому языку «Еж»: Караханян Тигран, Азякова Таня, Васюков Антон, Рыбальченко Полина, Чувакина Валерия.
Диплом победителя I место V Международного конкурса «Пасхальное Воскресенье»: Семидедов Тимофей.
Диплом победителя II место Городского творческого конкурса для дошкольников «Ой, при лужке, при лужке»: Тимошевич Алина
Диплом победителя I место Х Международного конкурса «Детский день»: Рыбальченко Полина
В течение года в группе были проведены следующие мероприятия с детьми:
– Проекты: «Осень, осень в гости просим…», «Волшебная страна «Семья», «Елка наряжается, праздник приближается», «Весна в окно стучится…», «В гостях у «Светофорчика», «Люби и знай родной свой край».
– Викторины: «Безопасность в зимнее время», «Полезные и вредные продукты», «Пришла весна».
– Утренники к праздникам: «Гостья Осень», «Новогодняя сказка», «8 марта», «Самый мирный день в году».
– Развлечения, досуги: конкурс чтецов «Мама – слово дорогое» ко Дню Матери; познавательно-театрализованное развлечение «Правил дорожных не мало»; народный праздник «Масленица».
– Выставки: «Правила дорожные знать каждому положено» – рисунки по ПДД, «Дары осени» – выставка поделок из природных материалов, «Мастерская Деда Мороза» – поделки из бросового материала, «8 Марта – праздник МАМ» - фотовыставка, «Просторы космоса» – рисунки и поделки ко дню космонавтики, «Праздник светлой Пасхи» – открытки.
4. «Работа с родителями»
Вся воспитательно-образовательная работа в группе велась в тесном контакте с родителями. Родители принимали активное участие в жизни группы, активно посещали мероприятия.
Мною был составлен перспективный план взаимодействия с родителями, в нем указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация, педагогические беседы с родителями, тематические консультации, наглядная пропаганда, совместное проведение развлечений, совместное творчество и др.
В соответствии с годовым планом работы проводились групповые родительские собрания:
– Педагогический всеобуч «Что надо знать о своем ребенке».
– Нетрадиционное собрание (викторина...) «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»
– Устный журнал «А как речь–то говорит, словно реченька журчит!»
– Родительское собрание «Чему научились наши дети».
В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях группы и ДОУ. На протяжении учебного года детям и родителям была представлена возможность поучаствовать в разнообразных мероприятиях:
– Совместный проект «Папа, мама, я – здоровая семья».
– Выставка поделок из природного материала детско-родительского творческого конкурса «Волшебная осень».
– «Час скакалки» (скипинг).
– Трудовой десант родителей «Тепло наших рук – детям»
– Семейный досуг «Папа, мама, я – дружная семья!»
– Мастер-класс «Игралочка». Изготовление елочных украшений своими руками.
– Групповая выставка «Семейное чтение» (книги для детей и родителей).
– Фотовыставка «Та, что сердце мне подарила».
– Акция по ПДД «Осторожно дорога!» пропаганда правил дорожного движения среди детей и – родителей.
– Игровой практикум для родителей «Использование дидактических игр в жизни детей»
– Акция «Пусть цветет наш детский сад!».
– Творческая мастерская «Очумелые ручки». Привлечь родителей к обновлению и изготовлению дидактических игр в группе.
В родительском уголке обновляется информация, помещаются различные консультации:
«Чтобы не было пожара».
«Обучаем детей ПДД»
«Какой хороший папа!»
«Как отдыхать с детьми в выходные»
«Азбука здоровья»
«Витамины с огорода»
«Причины детского дорожно-транспортного травматизма».
Большую помощь оказали родители в приобретении дидактических и развивающих игр, выполняли рекомендации по обучению и воспитанию детей, активно участвовали в благоустройстве территории ДОУ, уборке участка от снега.
Благодаря проделанной работе, значительно повысилась активность родителей, что отразилось на общей атмосфере в группе.
5. «Планы на будущий учебный год»
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, я планирую продолжать работу в обозначенных направлениях:
– Продолжать целенаправленную работу по всем направлениям воспитательно-образовательной сферы;
– Углубление и совершенствование работы с родителями;
– Искать новые способы совершенствования предметно-развивающей среды в группе;
– Повышать собственный уровень профессионализма путем самообразования, участия в образовательных программах, курсах.
– В работе над развитием связной речи большое внимание уделять умению использовать разнообразные средства связи, формированию представлений о структуре высказывания; в работе над звуковой культурой речи особое внимание обратить на обучение владению такими характеристиками, как темп, сила голоса, дикция, плавность.
– Расширять представления дошкольников о растениях и животных, о насекомых, домашних животных, особенностями их поведения и питания; расширять представления о родном крае, углублять представления о Родине, прививать любовь ко всему, уделять больше внимания патриотическому воспитанию дошкольников через беседы, проекты, занятия.
– Продолжать воспитывать у дошкольников желание участвовать в трудовой деятельности, побуждать к самостоятельному выполнению поручений, оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам труда.
6. Выводы
Анализ выполнения требования к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показали стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Положительное влияние на этот процесс оказало тесное сотрудничество воспитателя, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Интегративные качества, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, систематически закреплялись и применялись в разнообразных видах детской деятельности.
Особое внимание уделено использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволивших более активно развивать соответствующие интегративные качества.
В целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.
- Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.
- Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.
- Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.
- Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.
- Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-отобразительной игры: предметные действия «понарошку».
- Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.
- Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).
- Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).
- Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
- Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.
- Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.
- Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе.
- Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.
- Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
- Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
- Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.
- Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.
- Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге
- Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.
- В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.
- Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.
- Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.
- Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
- Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
- Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста
(старшие, подготовительные группы).
- Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.
- Обеспечить условия для игровой деятельности детей.
- Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.
- Воспитатель поощряет детскую инициативу.
- Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).
- Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.
- Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.
- Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.
- Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.
- Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.
- Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).
- Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.
- Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.
- Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.
- Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.
- Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.
Перспективное планирование |
Календарное планирование |
I. Самостоятельные игры |
|
1. Игра – экспериментирование (2-3 игры) 2. Сюжетно – ролевая игра 3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление). 4. Театрализованные игры |
Ежедневно вечером 1 игра Ежедневно вечером Ежедневно вечером Ежедневно вечером |
II. Обучающие игры: 1. Дидактические игры 2. Развивающие (на развитие логического мышления, сенсорных способностей). 3. Словесные, ТРИЗ игры. 4. Пальчиковые, хороводные 5. Подвижные с правилами. 6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры) |
Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером Ежедневно утром и вечером |
III. Игры национальные: 1. Дидактические 2. Подвижные игры с правилами |
В средних, старших, подготовительных группах |
Рекомендации по составлению конспекта сюжетно-ролевой игры.
1. Задачи: образовательные; по формированию сюжета игры (автобус, космос).2. Развитие воображения, наблюдательности, подражания, использования знаний, умений, навыков детей:
- воспитательные: усвоение норм и правил поведения в коллективе, выполнение правил по сюжету игры;
- трудовые: действия детей в процессе игры и при подготовке к игре;
- использование художественного слова и художественной деятельности;
- развитие речи и активизация словаря.
3. Методические приёмы по руководству игрой.
Участие воспитателя с младшими группами детей, указание, напоминание, беседы с детьми, индивидуальная работа с малоактивными детьми.
4. Подготовка материала к данной игре.
5. Подготовка воспитателя к данной игре:
- изучение методической литературы;
- составление плана игры, конспекта;
- приготовление атрибутов детьми с родителями.
Предварительная работа с детьми, подготовка к игре с целью представления игры.
6. Деятельность детей в игре.
Распределение по игровым группам.
Перечень правил о каждой игре.
7. Ход игры.
8. Итог игры. Оценка поведения по сюжету, заинтересованность детей продолжением игры.
Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.
- Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре.
- Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
- Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
- Проведение экскурсии по теме игры.
- Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
- Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
- Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
- Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
- Совместная с детьми игра.
- Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
- Постановка проблемных игровых задач.
- Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение.
- Рассказ воспитателя об играх другой группы.
- Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
- Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
- Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
- Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
- Составление с детьми альбома по тематике игры.
- Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
- Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).
- Использование мимических этюдов, элементов психогимнастики.
- Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.
Структура конспекта-сценария сюжетно-ролевой игры со старшими дошкольниками.
1. Тема игры.
2. Цель игры.
3. Задачи игры (примерные) :
- Сделать игру интересной и привлекательной для дошкольников за счёт учёта игровых интересов и предпочтений детей.
- Развивать умение сюжетосложения.
- Развивать умение распределять роли и действовать согласно им.
- Развивать умение входить в воображаемую ситуацию и действовать в соответствие с ней, создавать необходимые постройки.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
- Развивать познавательные психические процессы (воображение, память, мышление, речь и внимание) и детское творчество.
4. Игровое оборудование.
5. Ход игры:
- Организационный момент (рассматривание картинки, постройка нужной модели из стульев, строительных материалов и распределение ролей).
- Развитие сюжета игры (куда, зачем, что для этого делаем, ролевые действия детей и т.д.)
6. Подведение итогов игры (проводит воспитатель).
Вам понравилась игра? Как вы считаете, все мы справились со своими ролями? Все соблюдали правила? А как может продолжиться наша игра? Каких героев (роли) мы можем придумать вместе с вами для игры ещё? Что нового вы сегодня узнали?