Сценарий умники и умницы для школы. Сценарий интеллектуальной игры «Умники и умницы. Заморочки из синих конвертов

Главная / Достопримечательности

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Цель:

Повысить интеллектуальный уровень развития детей и расширить их кругозор.

Задачи:

1. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

2. Развить интерес к занятиям по разным предметам.

3. Воспитывать настойчивость, волю и упорство в достижении цели.

4. Выявить самого эрудированного ученика.

Ход мероприятия

I. Организационный момент .

Ведущий 1: Начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».

Ведущий 2:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!

Ведущий 2: В нашей игре принимают участие 3 команды………..

Ведущий 1:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

Ведущий 2:

Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из четырёх этапов. Первый этап «Математический» перенесет вас в область математики. Второй этап «Грамотей» позовет юных филологов. Третий этап «Литературный» поможет нам узнать, насколько много вы читаете. Четвёртый этап «Любители природы» отправит нас в путешествие в мир природы.

На каждом этапе вас ждут 3 вопроса. Вы должны выбрать себе один из них. Количество баллов за вопрос вы выбираете сами. Жёлтая карточка-10 баллов, в неё входит один вопрос, зелёная – 20, состоит из двух вопросов и красная – 30 баллов имеет три вопроса.


Ведущий 1:

Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!

Ведущий 2: Итак, начинаем первый этап «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ». Прошу команды выбрать задание.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Две сосиски варятся 6 минут. Сколько минут будут вариться 8 сосисок? (6 минут)

2 карточка (зелёная – 20 баллов)

1)Во дворе гуляли гуси и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Всего 8 лап. Сколько было гусей и сколько собак? (1 собака, 2 гуся.)

2)В комнате стояло около стола 8 стульев. Два переставили к стенке. Сколько стульев стало в комнате?

(8 стульев)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)Ане подарили 8 книг. Все, кроме 5, она прочитала. Сколько книг ей осталось прочитать?

(5 книг)

2)Во дворе гуляли куры и одна собака. Всего гуляло 10 лап. Сколько было кур? (3 курицы)

3) Когда гусь стоит на двух ногах он весит 4 кг. Сколько килограммов будет весить, если встанет на одну ногу?

(4кг)

Ведущий 1: Внимание, начинаем второй этап «ГРАМОТЕЙ». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)

2 карточка (зелёная – 20 баллов)

1) Из букв нужно составить правильно слово АОСНВМТКО (космонавт)

Ляжет палочкой на строчку-

Проходите по мосточку. (тире)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)

2) Отгадайте знак препинания:

На крохотное ушко

Похожа завитушка,

Велит нам постоять чуть-чуть

Выйдет на дорожку-

Всем подставит ножку. (запятая)

3) Расставьте слова в алфавитном порядке: город, весна, арбуз, снег, костёр, эскимо. (арбуз, весна, город, костёр, снег, эскимо)

Ведущий 2: Нас ждёт следующий этап «ЛИТЕРАТУРНЫЙ». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Что Буратино вытащил в Стране Дураков из кармана куртки, перед тем как положить туда золотой ключик? (пиявки)

2 карточка (зелёная – 20)

1) Имя папы Буратино (Карло)

2)Герой сказки, что жил у славного Дадона, «стерёг границы его царства» (Петушок)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1) Сказочное дерево, у которого «И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (дуб)

2) Прозвище дяди Степы (Каланча)

3) Волшебник, который всегда лезет в бутылку (Джинн)

Ведущий 1: Итак, ребята, последний этап нашей игры «Любители природы». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крест – накрест, и птенцов –то она выводит не летом, а зимой.

(клёст)

2 карточка (зелёная – 20)

1)Сколько ног у паука? (8)

2) Какой океан на Земле самый большой? (Тихий)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)У кого ухо на ноге? (у кузнечика)

2)У какой дикой кошки кисточки на ушах? (рысь)

3) Назовите любимое лакомство аистов. (лягушки)

Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.

МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа»

Интеллектуальная игра для младших школьников

«Умники и умницы»

Подготовила: Шаталина С.А.-учитель нач.кл

2013-2014 уч.г.

Предварительный просмотр:

Умники и умницы

Познавательно- развлекательное мероприятие для младших школьников

Разработано

Социальным педагогом

Амелиной Г. П.

ГБУ СО СРЦ «Надежда»

г. Энгельс

Цель: формировать умение использовать знания в нестандартной ситуации, повышать учебную мотивацию;

Задачи :

  1. развивать познавательные интересы;
  2. формировать товарищеское доброжелательное отношение к членам команды и соперникам, учить толерантности;
  3. развивать чувства сопереживания результатам труда, развивать чувство юмора, быстроту реакции.

Ведущая: Дорогие ребята!

Окончена первая четверть. Надеюсь, вы многому научились за это время, если, конечно, не ленились и не спали на уроках.

Вы ходите в школу, чтобы добывать знания. Это ваш главный труд, такой же, как у ваших мам и пап. Только ваши родители зарабатывают деньги, а вы

пока накапливаете багаж знаний. И от того, каков будет этот багаж, во многом зависит ваша будущая жизнь.

Я желаю вам успехов и поздравляю с наступающими каникулами!

А сейчас я предлагаю вам посоревноваться и выполнить задания.

Надеюсь, работа над ними доставит вам удовольствие.

Давайте ребята для выполнения заданий разделимся на 2 команды: «Умницы» и «Умники». Команды займите свои места.

Оценивать конкурс будет жюри.

Все задания, как вы понимаете, рассчитаны на сообразительность и смекалку, поэтому давайте немного разомнемся, сделаем зарядку для ума.

Разминка. «Да или нет?»

В радуге 7 цветов. (Да.)

У человека 10 пальцев. (Нет, 20.)

Рыбы откладывают яйца. (Нет, икру.)

Маленькую лошадь называют теленком. (Нет,жеребенком.)

Мухомор - ядовитый гриб. (Да.)

Осенью птицы улетают на юг. (Да.)

Белый медведь живет в лесу. (Нет, на Северном полюсе.)

Изюм делают из винограда. (Да.)

Черном море вода черная, а в Красном -красная. (Нет.)

Томат - это то же самое, что и помидор. (Да.)

В году 10 месяцев. (Нет, 12.)

Троллейбусу не нужен бензин. (Да.)

Конкурс I. Математика .

Ведущий:
Пусть всякий знает
Кто же лучше вычисляет!
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!

Задачи-шутки.

1.Шла старуха в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1старуха).

2.По дороге ехали 9 машин. Одна машина остановилась. Сколько машин на дороге? (9)

3 . Наступила осень. Маша принесла из леса 5 подснежников. Три цветка она подарила маме, один бабушке, остальные оставила себе. Сколько подснежников оставила Маша себе? (Осенью подснежников не бывает.)

4. Шарик из Простоквашино пошел на охоту. Он сделал четыре выстрела из фоторужья. Сколько зверей застрелил Шарик? (Фоторужьем не убивают.)

5 . Стоя на двух лапах, пудель весит 6 кг. Сколько он будет весить, если встанет на четыре лапы? (6 кг.)-

6.На столе лежала яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит
на столе?

Привела гусыня- мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек?(3)

На тарелочке 7 слив,

Вид их очень уж красив.

Съел 4 сливы Павел

Сколько мальчик слив оставил?(3 )

Две большие галки

Шли домой с рыбалки.

В сумке каждая из них

Пять сельдей несла больших.

Сколько сельдей галки

Принесли с рыбалки?. (10)

Двое шустрых поросят

Так замёрзли аж дрожат.

Посчитайте и скажите:

Сколько валенок купить им? (8 )

Собери фигуру

Каждой команде нужно собрать человека из геометрических фигур Кто быстрее выполнит, тот и победит.

Конкурс капитанов
Отгадать слова записанные ребусами (4 балла за отгадку ребуса).

К О 100 Ч К А

С В И 100 К

Конкурс II. Русский язык.

1. " Полубуковка "

Буквы поломались, остались только кусочки. Какие это были буквы?

Допишите их. (Ответ: А, Н, И, Д, Л)

2. «Забавные недоразумения».

Ведущая: Послушайте стихи и найдите в них ошибки.

На верхушке каланчи день и ночь кричат врачи.

А о чем они кричат, вы спросите у врачат.

Говорят, один рыбак, в речке выловил башмак,

Но зато ему потом на крючок попался дом.

3. «Словарные слова»

Ведущая: буквы рассыпались, вам необходимо их собрать и назвать словарные слова.

ратетдь налпе

Рукич дашкаран

4. «БЛИЦ-ТУРНИР»

1 . Как пишутся имена и фамилии людей, клички животных?

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении?

3.Сколько букв в русском алфавите?

4.Сколько гласных букв в русском языке?

5.Как узнать, сколько в слове слогов?

6.Как нужно переносить слово?

7. Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ?

8. Как пишутся сочетания ЧА, ЩА?

9. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…(имена существительные).

10. Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)


5. «Словесная перестрелка» .

Кто больше назовет слов на букву «Д».

6. «Угадай, не ошибись!»

Быстро ответь на вопрос: «Кто это? Что это?»

Зеленый, продолговатый, сочный - ... (огурец).

Маленькая, серенькая, пугливая - ... (мышка).

Ветвистая, зеленая, колючая... (ель).

Интересная, новая, библиотечная - ... (книга).

Белоствольная, высокая, стройная... (береза).

Желтые, красные, осенние - ... (листья)

Холодный, белый, пушистый - ... (снег).

Красное, спелое, сладкое - ... (яблоко).

Конкурс болельщиков «Загадки»
Разгадайте загадки о школе.

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник)

На ноге одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Сговорились две ноги
Делать дуги и круги. (Циркуль)

Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)

Поселились мудрецы
В застекленные дворцы,
В тишине наедине
Открывают тайны мне. (Книги)

Конкурс III. Природоведение

1.Игра «Бегает, прыгает, летает»

Ребята, вам сейчас предстоит продемонстрировать свои знания по природоведению. Предлагаю поиграть в игру «Бегает, прыгает, летает».

Ведущая называет животное и бросает мяч ребёнку. Ребёнок отвечает как это животное передвигается.

Воробей летает

Лягушка прыгает

Змея ползает

Корова ходит

Заяц прыгает

Синица летает

Уж ползает

Собака бегает

2. «Фразеологизмы»

Ведущая : Ребята! А сейчас давайте с вами вспомним фразеологизмы или «крылатые» выражения о животных и ответим о каких животных так говорится:
голоден, как …
волк
упрям, как … осёл
колючий, как… ёж
изворотлив, как…
уж
надут, как… индюк
здоров, как… бык
(волк, осел, еж, уж, индюк, бык)

3.«Лапы и хвосты»

Отгадать животное по его лапам и хвосту.

4. «Назови детёныша»

Ведущая: - Вам необходимо определить название детеныша животного

Собака – щенок, коза – козленок,

кошка – котенок, гусь – гусенок,

корова – теленок, утка – утенок,

лошадь – жеребенок, индюк – индюшонок,

свинья, - поросенок, курица – цыпленок,

овца – ягненок, кролик – крольчонок.

5. «Узнай и назови»

Ведущая: А задание такое: определить животных по их голосам.

  1. Конкурс «Угадай, кто, где живёт»

Ведущая: назовите, кто, где живет.

Птица – в гнезде,

Белка – в дупле,

Медведь – в берлоге,

Улитка – в домике - ракушке, который носит на себе,

Муравей – в муравейнике,

Рыба – в водоеме.

Конкурс болельщиков Это делают любители природы?

- Разоряют птичьи гнезда. (Нет.)

- Уничтожают несъедобные грибы. (Нет.)

- Вывешивают скворечники и кормушки. (Да.)

- Рвут цветы охапками. (Нет.)

Сажают деревья. (Да.)

- Оберегают родники. (Да.)

Ставят капканы. (Нет.)

- Собирают березовый сок. (Нет.)

- Ломают ветки деревьев. (Нет.)

- Разоряют муравейники. (Нет.)

- Высаживают цветы на клумбах и балконах. (Да.)

Мусорят в лесу. (Нет.)

- Жгут прошлогоднюю траву. (Нет.)

- Участвуют в очистке водоемов от мусора. (Да)

Конкурс IV. Литературное чтение.

1. Викторина . Вам предстоит прослушать отрывок и сказать из какого он произведения.

  1. «Залилась Аленушка слезами, села под стожок - плачет, а козленочек возле нее скачет». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

2. «Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Жили они в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года...» (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

3.«Несет меня лиса За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы!..» (Петушок - золотой гребешок».)

4. «Осел идет - кричит по-ослиному, собака идет - лает по-собачьи, кот идет - мяукает по-кошачьи, петух идет - кукарекает». (Бр. Гримм. «Бременские музыканты».)

5. « - Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша»

(«Царевна-лягушка».)

  1. «Ловись, рыбка, и мала и велика, Ловись, рыбка, и мала и велика». («Лиса и волк».

2. «Сказочные животные»

Ведущая: назовите как зовут этих сказочных животных
1. Пудель Мальвины. (Артемон)
2. Кого поймал Емеля? (Щуку)
3. Пёс Дяди Фёдора.(…?)
4. Собачка, которая помогала деду и бабе собирать урожай.(Жучка)
5. Кот из деревни Простоквашино. (Матроскин?)
6. Муха, которая напоила всех чаем. (Цокотуха)
7. Черепаха из сказки "Золотой ключик". (Тартила)
8.Кто разбил золотое яичко? (Курочка Ряба)

3. Загадки.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился... (колобок).

Бабушка девочку очень любила.

Красную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка.)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит.)

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон.)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?... (Буратино.)

Она красива и мила,

Имя ей дала зола. (Золушка.)

Вместе с Карлсоном

Прыгал с крыш

Шалунишка наш... (Малыш.)

Ведущая: пока жюри подводит итоги

Конкурс болельщиков «Немного перепутал».

Узнать героя сказки.

Красная Косыночка. (Красная Шапочка.)

Несоображайка. (Незнайка.)

Крести-Пух. (Винни-Пух.)

Сантиметровочка. (Дюймовочка.)

Рыльчик. (Пятачок.)

Тельняшкин. (Матроскин.)

Скелет Вечный. (Кощей Бессмертный.)

Кругляшок. (Колобок.)

Белольдинка. (Белоснежка.)

Чебурек. (Чебурашка.)

Подведение итогов. Награждение по номинациям:

«Самые умные»
«Самые дружные»

Ведущая: Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч!

«Умники и умницы»

Праздник для учащихся 4 класса

Подготовила: учитель начальных классов Ежова Е.В. (Ясиноватская общеобразовательная школа І – ІІІ ступени №1 Администрации города Ясиноватая Донецкой обл.)

І КОНКУРС „РАЗМИНКА”

Команды отвечают поочерёдно.

    Крышка стола имеет 4 угла. Один из них отпилили. Сколько углов осталось? (5)

    В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье? (7)

    Электропоезд едет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В этом же направлении дует ветер со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (электропоезд бездымен)

ІІ КОНКУРС «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

    «Перекрёсток»

Команды отвечают поочерёдно. За каждый правильный ответ – 1 балл.

      Как звали портного из сказки бр.Гримм «Храбрый портной»? (Ганс)

      В какой стране происходит действие сказки Киплинга «Маугли»? (Индия)

      Вожак волчьей стаи, приютивший Маугли? (Акела)

      Как звали главного врага Маугли? (Шерхан)

      На каком музыкальном инструменте играл папа Карло? (шарманка)

      Как звали уточку в мультфильме «Утиные истории»? (Поночка)

Команды отвечают поочерёдно. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    « Литературное лото»

Командам раздаются листы с названиями произведений и карточки с авторами. Необходимо положить карточку на то место, где написано произведение данного автора. За каждый правильный ответ – 1 балл. Команда, закончившая первой,получает дополнительно 1 балл.

«Снежная королева»

«Малахитовая шкатулка»

«Маугли»

«Красная Шапочка»

«Золотой ключик»

«Федорино горе»

«Приключения

Незнайки»

«Квартет»

«Дядя Стёпа»

Г.-Х. Андерсен

Шарль Перро

А.Толстой

К.Чуковский

С.Михалков

III КОНКУРС – ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

    Что идёт, не двигаясь с места? (время, часы)

    Когда нужен – выбрасывают, когда не нужен – поднимают? (якорь)

    Может ли идти дождь два дня подряд? Почему? (Нет, т.к. между двумя днями – ночь)

    Стоит столбом, горит огнём – ни жару, ни пару, ни угольев? (свеча)

    Стоит толстуха – деревянное брюхо, железным поясом опоясана? (бочка)

    Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся? (запах)

    Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

    У какого слона нет хобота? (у шахматного)

    В избе мёрзнут, а на улице – нет? (окна)

    Что ест жаба зимой? (ничего – она спит)

    Висит сито – не руками свито? (паутина)

    Что вниз верхушкой растёт? (сосулька)

    Птицы, у которых крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвины)

    Ковёр для борьбы дзюдо? (тотами)

    Ремни для управления лошадью в упряжке? (вожжи)

І V КОНКУРС „ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦУ”

Команды отвечают поочерёдно. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Под лежачий камень и вода не забегает (не течёт).

    На вору и шапка краснеет (горит).

    Не зная броду, не суйся в речку (воду).

    Терпение и труд всё перемелят (перетрут).

    Без труда не вытащишь и рыбку из воды (пруда).

V КОНКУРС «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕНОЧЕК»

За каждый правильный ответ – 1 балл. Команда, закончившая первой,получает

дополнительно 1 балл.

    Написать четырьмя двойками 1, 3, 5.

(2:2+2:2=1 2*2-2:2=3 2*2+2:2=5)

    Нарисовать за 30 секунд фигурку человека, состоящего из цифр.

3. Решить примеры.

Из суммы чисел 38 и 42 вычесть произведение чисел 7 и 8. (38+42-7*8=24) К произведению чисел 4 и 8 прибавить разность чисел 55 и 44. (4*8+(55- 4)=43)

Разность чисел 86 и 62 уменьшить в 2 раза. ((86-62):2=12)

VI КОНКУРС – КАПИТАНОВ

В течение 30 секунд запомнить как можно больше предложенных предметов

(ручка, тетрадь, линейка, скотч, ножницы, пенал, фломастер, ложка, ключ, телефон)

и записать в течение 1 минуты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

VI І КОНКУРС «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Сколько лет Незнайке? (7)

    Самая маленькая птичка на земле, которая ест в два раза больше, чем весит сама? (колибри)

    Какой зверь спит вниз головой? (летучая мышь)

    Самое большое животное? (синий кит)

    Самая большая птица? (страус)

    Самая большая рыба? (акула)

    Птицы, не умеющие летать? (страусы, пингвины, птенцы)

    Сколько дней в году? (365 и 366)

    Сколько недель в году? (52)

    Какие созвездия носят название зверя? (Большая и Малая Медведицы)

    Им посыпаны баранки и бублики? (мак)

    Настенный светильник? (бра)

    На стене висят, стену украшают, но не картины? (обои)

    Он бывает и воздушный, и земной? (шар, змей)

    Как диких зверей и птиц называет охотник? (дичь)

    В ней стоит стекло в окне и картина на столе? (рама)

    Садовые ножницы? (секатор)

    Спутник Земли? (Луна)

    Руль на корабле? (штурвал)

    Дачный инструмент для уборки листьев? (грабли)

    Фигура в форме человеческого тела для примерки одежды? (манекен)

    Как называются каникулы ваших пап и мам? (отпуск)

    Маленький огонёк, выпрыгивающий из костра? (искра)

    Вещество, покрывающее зубы? (эмаль)

    Её драют матросы? (палуба)

Действующие лица:

  • участники игры – агонисты и теоретики;
  • судейская коллегия (высокий ареопаг);
  • ведущая игры;
  • зрители.

Ход игры

Звучит музыка: вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель»; музыка к телеигре «Умники и умницы».

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые друзья! Позвольте начать интеллектуальную игру «Умники и умницы», которая будет являться своеобразной проверкой ваших знаний и заключительным аккордом в изучении пушкинской темы в данном учебном году.

Итак, начнем с представления участников игры. Это умники и умницы в количестве девяти человек, сегодня они выступят в роли агонистов (от греч. «состязание, соревнование»). Сидящие в зале умники (кроме педагогов и родителей), которых мы назовем теоретиками, также принимают участие в игре. Задача теоретиков – давать правильные ответы на вопросы, на которые не смогли ответить агонисты, получая за каждый правильный ответ орден «Кота ученого». Теоретики – обладатели трёх таких орденов – автоматически становятся победителями игры.

Позвольте представить вам людей, которые судят состязание – ареопаг – высший судебный орган в Афинах:

  • ____________________;
  • ____________________;
  • ____________________.

Наша игра будет состоять из трёх агонов и финала. Умник, выигравший финал, становится абсолютным победителем состязания!

Итак, мы начинаем!

К участию в первом агоне приглашаются:

Разыгрывание дорожек.

Умнику, стоящему на красной дорожке, из двух ответов ошибиться нельзя ни разу, на жёлтой – возможна одна ошибка из трёх данных ответов, на зелёной – две ошибки из четырёх ответов.

1. О ком эти строчки?

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Эти строки о няне поэта Арине Родионовне.

2. А как начинается это стихотворение? И как оно называется?
Стихотворение «Няне» начинается так:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя...

3. Сколько этажей в здании лицея?
Здание лицея – четырехэтажное (на экране фотография Царскосельского Лицея – рисунок 1).

Рисунок 1

Внимание! 1 агон!

1. Внимательно послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Два чувства дивно близки нам...».

В исполнении ученика.... звучит стихотворение «Два чувства дивно близки нам...».

О каких двух чувствах идет речь в нем?
О любви к родной земле, о любви к своим предкам.

2. Назовите даты жизни А.С. Пушкина.
1799-1837.

3. Где родился А.С. Пушкин?
А.С. Пушкин родился в Москве.

4. Продолжите фразу А.С. Пушкина «Гордиться славою своих предков...»
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

5. Какая птица изображена на гербе рода Пушкиных?
На гербе рода Пушкиных изображен орел (на экране – герб рода Пушкиных – рисунок 2).

Рисунок 2

6. Назовите имя предка А.С. Пушкина, «мышцей бранной» служившего Александру Невскому.
«Мои предок Рача мышцей бранной святому Невскому служил...»

7. Назовите все известные вам (законченные! ) сказки А.С. Пушкина.
«Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане...», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке».

8. Прослушаем фрагмент произведения А.С. Пушкина.

Фрагмент «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» читает...

Из какого он произведения? К кому еще обращается Елисей, разыскивая царевну?
В «Сказке о мертвой царевне...» королевич Елисей обращается к солнцу, к месяцу, к ветру.

9. Как начинается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

К участию во втором агоне приглашаются:

Разыгрывание дорожек.

1. Как звали пса, жившего у семи богатырей?
Соколко.

2. Кому злая мачеха дает такое распоряжение:

Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам?

Чернавке.

3. С каким вопросом обращалась к зеркальцу злая мачеха?

«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

Внимание! 2 агон!

Звучит музыка к телеигре «Умники и умницы».

1. Как звали родителей поэта?
Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины.

2. У кого и где в детстве каждое лето гостил А.С. Пушкин?
А.С. Пушкин в детские годы гостил у бабушки Марии Алексеевы Пушкиной-Ганнибал в подмосковном имении Захарово.

3. Назовите фамилию Арины Родионовны.
Яковлева-Матвеева.

4. Продолжите фразу «Я чрезвычайно дорожу именем мох предков...»
«Я чрезвычайно дорожу именем мох предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них».

5. Прослушаем монолог.

Звучит отрывок из романа А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» (Приложение 1).

- Кому он принадлежит?
Это монолог Абрама Петровича Ганнибала.

6. Чем занимался А.П. Ганнибал? Кем он был по роду деятельности?
Ганнибал – фортификатор, гидротехник.

7. Как связано имя А.П. Ганнибала и этот картофель? (Ученикам демонстрируется картофель, который называют синеглазкой.)
Этот сорт картофеля в действительности именуется «Ганнибал» в честь прадеда А.С. Пушкина, который один из первых в России стал выращивать картофель, например, в Суйде.

8. Сколько лет А.С. Пушкин учился в Лицее?
Шесть лет.

9. Где находится Царское Село? Как Царское Село называлось в советское время?
Царское Село – пригород Петербурга. А в советское время город назывался Пушкин.

К участию в третьем агоне приглашаются:

Разыгрывание дорожек.

1. Как звали брата и сестру поэта?
Ольга и Лев.

2. От какова слова (прозвища) произошла фамилия Пушкиных?
Пушка. Дальний предок Александра Сергеевича Григорий носил прозвище Пушка.

3. Про кого эти строки А.С. Пушкина из стихотворения «К Языкову» и о какой деревне идет речь:

В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где, позабыв Елизаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны Леты
О дальней Африке своей?

Про Абрама Петровича Ганнибала, про его жизнь на Псковщине, в Петровском.

Внимание! 3 агон!

Звучит музыка к телеигре «Умники и умницы».

1. «В начале жизни... помню я». Так начинается одно из стихотворений А.С. Пушкина. Что помнил в начале жизни А.С. Пушкин?
«В начале жизни школу помню я...»

2. Назовите известные вам лицейские прозвища А.С. Пушкина.
Француз, Помесь обезьяны с тигром.

3. Под какими номерами в лицее были комнаты Пушкина и Пущина?
№13 и №14.

4. Вспомните, что из предметов мебели было в комнате у лицеистов.
В комнате лицеиста (дортуаре или «келье», как называл ее А.С. Пушкин) были железная кровать, конторка, комод, стол для умывания.

5. Какие предметы были у Пушкина в лицее любимыми?
Российская словесность, французский язык, фехтование.

6. Кто из сказочных героев Пушкина легко справлялся с разными делами: запряжет лошадь, затопит печь, закупит продукты, испечет яйцо?
Балда – герой «Сказки о попе и о работнике его Балде».

7. Кем приходится чертенок старому бесу в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
Внуком.

8. Кто звал Балду «тятей»?
Попенок.

9. О какой плате договаривается поп с Балдою, когда нанимает его себе работником?

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.»

К участию в финале приглашаются победители трёх агонов:

Вопросы для разыгрывания дорожек:

1. Внимательно рассмотрите картину (рисунок 3).

Рисунок 3

- Что на ней изображено и кто жил в этом доме?
Это дом арапа в его имении Петровское на Псковщине.

2. Внимание на экран (рисунок 4).

Рисунок 4

- Что это за колонна? Где она установлена? Как связана с А.С. Пушкиным?
Это Чесменская колонна - памятник в честь морских побед русского оружия во время Русско-турецкой войны 1768- 1774 годов. В битве при Чесме особо отличился двоюродный дед поэта Иван Абрамович Ганнибал. Колонна была установлена в Царском Селе, где 6 лет жил А.С. Пушкин.

3. Внимание на экран (рисунок 5).

Рисунок 5

Рядом с кем так уютно расположился маленький Саша Пушкин?
Маленький Саша Пушкин запечатлен здесь рядом с бабушкой М.А. Пушкиной-Ганнибал (памятник установлен в подмосковном Захарове).

Внимание! Финал!

Звучим музыка к телеигре «Умники и умницы».

1. Про кого пушкинист Н. Эйдельман сказал: «Гениальный предок гениального поэта»?
Про Абрама Петровича Ганнибала.

2. Назовите имена детей А.С. Пушкина и Натальи Николаевны Пушкиной.
Мария, Александр, Григорий, Наталья.

3. Какая сказка А.С. Пушкина не закончена?
«Сказка о медведихе.»

4. Внимательно послушаем стихотворение А.С. Пушкина.

Звучит фрагмент стихотворения А.С. Пушкина «Сон» (Приложение 2).

- Кого он в нем называет «мамушкой»?
В образе «мамушки» слились черты двух дорогих поэту женщин - бабушки Марии Алексеевны Пушкиной-Ганнибал и няни Арины Родионовны Яковлевой-Матвеевой.

5. Прослушаем монолог крестьянки Марьи.

Звучит монолог крестьянки Марьи в исполнении.... (Приложение 3).

Где жила Марья и кому из очень дорогих Пушкину людей приходилась близкой родственницей?
Марья – дочь Арины Родионовны, няни поэта. А жила она в Захарове, подмосковном имении бабушки поэта М.А. Пушкиной-Ганнибал.

6. Объясните значение слова. В стихотворении 1815 года «Послание к Юдину» А. С. Пушкин пишет про свое любимое Захарово: «Оно с заборами в реке волнистой...» Что здесь значит слово «забор»?
Заборы – это запруды, в которых собиралась, в которые «забиралась» вода.

7. Объясните значение слова. В стихотворении 1815 года «Послание к Юдину» А. С. Пушкин пишет: «... с балкона могу сойти в веселый сад». Как с балкона можно сойти?
Во времена Пушкина с балконов именно сходили, так как балконом называлось высокое крыльцо первого этажа.

9. Кто занимался устройством А.С. Пушкина в лицей?
Дядя Василий Львович Пушкин.

Ведущий: Право наградить победителей игры «Умники и умницы» предоставляется _____________ (зачитывает список финалистов, особо отмечая победителя финального этапа соревнования, решает вопрос о награждении теоретиков, заработавших три ордена).

Вручение подарков участникам состязания (в т. ч. теоретикам).

Заключительное слово ареопога.

Звучит вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Умницы

умники

Интеллектуальная игра для старшеклассников

Учитель: Игольченко С.Н.

Новомосковск

2010 г.

Вечер проводится для обучающихся 9-11 классов.

На сцене на полу закреплены три полосы – красная, жёлтая и зелёная.

Красная дорожка – самая короткая, на ней всего два этапа, но на ней нельзя ни разу ошибаться.

Жёлтая дорожка – «золотая середина» - здесь три этапа и можно один раз ошибиться.

Зелёная дорожка – самая длинная – четыре этапа и можно два раза ошибиться.

Игра включает в себя отборочный тур, три тура на дорожках соответственно для обучающихся 9, 10 и 11 классов и финал.

Отборочный тур проводится отдельно для 9, 10 и 11 классов. Ребятам из каждой параллели задаются по три вопроса из области физики, математики и информатики. Ответившие верно, выходят на дорожки.

Если участники игры, стоя на дорожках, не могут дать верный ответ, вопрос передаётся в зал. Правильно ответивший на данный вопрос получает жетон по соответствующему предмету.

Первый дошедший до конца дорожки в каждом из туров выходит в финал.

Таким образом, в финале встречаются трое участников игры – один из 9-го класса, один – из 10-го и один – из 11-го. Вопросы для финала подобраны так, чтобы на них мог ответить любой из них, в основном, это вопросы на логическое мышление. Выбор дорожек в финале решает жеребьёвка. Первый, дошедший до конца своей дорожки, является победителем игры.

Все трое финалистов поощряются призами и оценками «5» по всем трём предметам. Обучающиеся, получившие жетоны за правильные ответы, также получают «5», но по соответствующему предмету.

Вопросы для игры.

Отборочный тур.

9 класс

1(матем) – Верно ли считать четырёхугольник квадратом, если его стороны имеют равные длины?

Ответ: нет, это может быть ромб.

2(физика) – Как изменится центростремительное ускорение тела, движущегося по окружности, если радиус этой окружности увеличить в 4 раза, а скорость тела увеличить в 2 раза?

Ответ: не изменится.

3(информ) – Чему равен 1 кбайт?

Ответ: 1024 байт

10 класс

1(матем) – Сколько лет было Николаю Лобачевскому, когда ему было присвоено звание профессора?

Ответ: 23 года.

2(физика) – Сможет ли космонавт поднять на Луне автомобиль массой 300 кг?

Ответ: да, на Луне притяжение в 6 раз меньше, чем на Земле.

3(информ) – Несанкционированная программа, способная самостоятельно распространяться с компьютера на компьютер

Ответ: компьютерный вирус.

11 класс

1(матем) – Назовите два числа, сумма, произведение и частное которых равны.

Ответ: -1 и ½.

2(физика) – Учёный, создавший теорию атмосферного электричества

Ответ: М.В. Ломоносов

3(информ) – Интегральная схема в одном корпусе

Ответ: чип 1 тур (9 класс)

Красная дорожка – 1 вопрос

1(физика) – Любое тело, брошенное вертикально вверх, обязательно упадёт обратно на Землю. Верно ли это утверждение?

Ответ: нет, если телу сообщить I космическую скорость, оно станет ИСЗ.

Жёлтая дорожка – 2 вопроса

1(информ) – Что такое двоичная цифра?

Ответ: бит

2(физика) – Где тела тяжелее: в местах, близких к экватору, или близких к полюсам?

Ответ: в местах, близких к полюсам, т.к. Земля немного сплюснута у полюсов, поэтому там ускорение свободного падения больше, чем на экваторе.

Зелёная дорожка – 3 вопроса

1(матем) – Верно ли, что если произведение двух натуральных чисел делится на 6, то хотя бы один из множителей делится на 6?

Ответ: нет

2(информ) – Сколько байт хранит одна ячейка памяти?

Ответ: 12 байт и 16 бит

3(физика) – Где окажется человек, если всё время будет идти на северо-запад?

Ответ: на Северном полюсе. 2 тур (10 класс)

Красная дорожка – 1 вопрос

1(матем) – Упростить…

Ответ: …

Жёлтая дорожка – 2 вопроса

1(физика) – Пуля пробивает две доски – толстую и тонкую. В каком случае она пролетает дальше?

Ответ: одинаково

2(информ) – Когда появились первые ЭВМ?

Ответ: 40

Зелёная дорожка – 3 вопроса

1(матем) – Сумма чисел А и В равна 40. При каких А и В произведение будет наибольшее?

Ответ: А=В=20

2(физика) – Два шарика одного и того же вещества равного объёма, но один из них сплошной, а другой – полый, падают с одинаковой высоты в воздухе. Одинаковые ли скорости будут иметь эти шары при падении на землю?

Ответ: сплошной шар имеет большую скорость, т.к. на шары действует одинаковая сила сопротивления воздуха, но разные силы тяжести.

3(информ) – Как называется имитация реального мира с помощью современных технических и программных средств?

Ответ: виртуальная реальность. 3 тур (11 класс)

Красная дорожка – 1 вопрос

1(информ) – Как расшифровать Интернет?

Ответ: всемирная информационная паутина

Жёлтая дорожка – 2 вопроса

1(матем) – Математик, оказавшись в небольшом городке и желая как-то убить время, решил подстричься. В городке имелось лишь два мастера (у каждого своя парикмахерская). В салоне одной парикмахерской было грязно, сам мастер был плохо одет и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера всё наоборот: чисто, мастер аккуратно одет и безукоризненно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился к первому парикмахеру. Объясните причину столь странного поведения математика.

Ответ: если в городе два парикмахера, то каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того парикмахера, кто лучше подстриг своего конкурента.

2(физика) – На тонких шёлковых нитях подвешены две одинаковые лёгкие бумажные гильзы, одна из них заряжена, другая – нет. Как определить, какая из них заряжена, если не даны никакие приборы и материалы?

Ответ: коснуться рукой одной из гильз, если после этого их взаимодействие прекратится, значит мы коснулись заряженной гильзы.

Зелёная дорожка – 3 вопроса

1(физика) – В каких слоях атмосферы воздух ближе к идеальному: у поверхности Земли или на больших высотах?

Ответ: на больших высотах, где воздух более разрежён, и взаимодействие молекул можно не учитывать.

2(информ) – Что такое сервер?

Ответ: компьютер, управляющий сетью или её частью.

3(матем) – На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось. На 20-й день заросло всё озеро. На какой день заросла половина озера?

Ответ: на 19-й. ФИНАЛ

Красная дорожка – 1 вопрос

1(информ) – Как называется фирма, предоставляющая услуги по подсоединению к Интернету?

Ответ: провайдер

Жёлтая дорожка – 2 вопроса

1(физика) – Есть такая народная примета: «Перед дождём ласточки летают низко». Почему?

Ответ: перед дождём влажность воздуха больше, мошки, которыми питаются ласточки, намокают и летают низко.

2(матем) – в бассейне с горизонтальным дном площадью 1 га содержится 1000000 л воды. Можно ли в этом бассейне проводить соревнования по плаванию?

Ответ: нет. 1000000 л воды = 1000000 дм 3 1 га = 10000 м 2 = 1000000 дм 2 , тогда высота уровня воды в бассейне 1 дм.

Зелёная дорожка – 3 вопроса

1(матем) – В ящике лежат разноцветные шарики: 5 белых, 12 красных и 20 чёрных. Какое наименьшее число шариков надо вынуть, чтобы среди них оказалось обязательно хотя бы по одному шарику всех указанных цветов?

Ответ: 20+12+1=33

2(физика) – Если на Земле наблюдается полное лунное затмение, то что увидит космонавт, находящийся в это время на Луне?

Ответ: солнечное затмение

3(информ) – Какой термин объединяет математику, информатику и кинематограф?

Ответ: матрица


© 2024 crimeagril.ru -- Игровой клуб