Учимся играть в русский бильярд. Секреты бильярда урок игры в бильярд

Главная / Tes Lore

Насчитывает уже не одну сотню лет, а среди его поклонников были даже коронованные особы. Чтобы стать настоящим профессионалом в этом деле, нужно посвятить занятиям на бильярде большую часть своей жизни. Профессионалы оттачивают свое мастерство годами, их точные, технические движения завораживают, и кажется, что попасть нужным шаром в нужную точку очень просто. Но новички, которые с энтузиазмом берутся за кий, часто разочаровываются - почему-то все намного сложнее, чем кажется со стороны, удары не выходят, шары летят совсем не туда, куда хочется.

Основные ошибки начинающих

Как же научиться играть в бильярд новичку? Один из классических вариантов - просто начать ходить с друзьями в бильярдный клуб, принимать участие в играх, ловить случайные советы более опытных игроков и самосовершенствоваться. Так поступают 90% начинающих, и делают опасную ошибку. Далеко не все ваши партнеры по столу - профессионалы, их советы не всегда верны. Идя интуитивным путем, вы не поставите правильно удар, не научитесь видеть игру и управлять ею. Лучше сразу учиться правильно, и для этого нужно обращаться только к профессионалам.

Первые шаги: осваиваем теорию игры

Итак, с чего начинать? Ознакомьтесь с теоретической частью этого спорта. Изучите правила разных игр на бильярде, выберите для себя, что вам ближе - , русский бильярд, или пул. Почитайте хорошую литературу по бильярду. Это важный, хотя и не очень интересный этап. К тому же теоретическая подготовка поможет сориентироваться и выстроить правильную .

Правильная постановка удара

В игре на бильярде ключевую роль играет постановка удара. Это прежде всего , подход к игровому столу, расположение обеих рук, сам удар кием. Отрабатывать удар нужно постоянно, это основа качественной, красивой и правильной игры. Без правильной постановки невозможно, так что новичкам обязательно нужно уделить время этому вопросу.

Вы можете потренироваться с хорошим учителем, или посмотреть видеоуроки лучших профессионалов. Оптимальный вариант - обучение в специализированном клубе или школе бильярда.

Базовые упражнения в бильярде для новичков

Тренировка начинается не сразу с азартной игры, а поэтапно. Основные виды упражнений для новичков:

  • отработка удара "вхолостую". Проводите кием вдоль линии удара несколько раз, следите. не уходит ли он в сторону, вверх;
  • удар по своему шару в лузу, в выбранную точку;
  • удары по чужому шару на одной линии с битком;
  • резаные удары.

Отработка основных видов ударов проводится очень просто. Вы ставите два шара на стол на среднюю линию, на небольшом отдалении друг от друга. Ваша цель - забить чужой шар в среднюю лузу. Если удар поставлен правильно, шары будут вести себя правильно: при клапштосе биток остановится на месте; при оттяжке - откатится назад; при ударом с накатом - побежит за чужим.

Работа с тренером

Если вы хотите стать хорошим бильярдистом, вам обязательно нужны тренировки под руководством опытного профессионала. Это лучший путь к освоению такой интересной, сложной и по-настоящему увлекательной игры, как бильярд. По мере роста мастерства однажды вы сможете поразить своих друзей за бильярдным столом, выполнив сложнейший или даже легендарный удар Лемана.

Русским бильярдом (или пирамидой) является собирательное именование ряда разновидностей игры на бильярде. Русский бильярд - это разновидностьлузного бильярда, имеющая свои особые требования к оборудованию для игры. Существует несколько официальных видов пирамиды, наиболее просты из которых правила американки (свободной пирамиды). Все соревнования по русскому бильярду проходят на инвентаре, подходящим техническим требованиям ФРБ (Федерация Русского бильярда).

  • не дотронулся до заднего борта;
  • прикоснулся с длинным бортом;
  • пересек продольную линию;
  • выскочил либо упал в лузу.

Сыгранный

Шар является сыгранным, когда в результате верного удара он попадает в лузу. Бильярдист сохраняет право сделать следующий.

Зависший шар

Если во время удара он остановился в створе лузы в неустойчивом положении, а потом упал в нее до завершения удара, то он считается сыгранным. Если же он упал в лузу уже после завершения удара либо из-за сотрясения стола, то такой не будет засчитан, судья установит его на первоначальное место.

Выскочивший шар

Выскочившим признается тот, который покинул во время удара поверхность стола, не упав в лузу. Прицельный выскочивший шар ставится после удара на заднюю отметку, штраф не накладывается, сыгранные бильярдистом засчитываются. Если стол покидает биток, то игрок получает штраф, забитые им шары не идут в зачет, а биток ставится на стол, исходя из правил конкретной игры. Если шар, который покинул игровую поверхность бильярдного стола , заденет над ней одежду игрока или кий , то это будет нарушение правил, за него полагается штраф. Если он возвращается на стол, то остается в игре, а ежели покидает его, то считается выскочившим. Не считается нарушение правил, если шар задевает осветительные приборы, скобу лузы или верхние части бортов, а затем вернется на стол.

Выставление шаров

Не заказанные, забитые в нарушение правил и выскочившие прицельные выставляются судьей на заднюю отметку. Если эта отметка занята, то их ставят близко (но не прямо в плотную) к загораживающему шару по продольной линии по направлению к заднему борту. Если данная часть продольной линии уже занята, то он выставляется в сторону центральной отметки.

Вступление в игру соперника

Соперник входит в игру тогда, когда игрок не сыграл шар либо нарушил правила. Если на бьющего бильярдиста наложен штраф, то его соперник, может с учетом сложившейся на столе ситуации потребовать исполнить следующий удар, сказав: «Играй дальше». Незафиксированный выигрыш Если по невнимательности судьи и соперников игра продолжилась несмотря на тот факт, что бильярдист выиграл в партии (сыграл восемь или заработал 71 очко и больше), то при обнаружении данного обстоятельства ему сразу присуждают победу в партии, несмотря на все произошедшие далее события.

Штраф

Штраф в русском бильярде налагается в таких случаях:

  • когда удар произведен не наклейкой кия;
  • когда очередной удар исполнен до завершения предыдущего;
  • когда после удара биток вылетел за границы игровой поверхности;
  • за нанесение двойного удара (пропих);
  • за туш любого из шаров на поверхности бильярдного стола во время игры - кием, мелом, машинкой, руками, элементами одежды и т. п.;
  • когда начальный удар сделан по битку, находящемуся за пределами дома (Моска, РП);
  • за невыполнение игроком правил отыгрыша; - за промах;

Американка

При этой разновидности русского бильярда биток может в пределах дома располагаться в любом месте (но только не на линии дома, поскольку она к нему не относится).

После разбития пирамиды битком, игрок в Американку может выбрать любой шар в качестве битка. Считается попаданием в лузу и падение прицельного шара, и битка (но только после соударения о прицельный шар). Забивший шар бильярдист вправе нанести следующий удар. Правила отыгрыша заключаются в том, что когда не сыгран ни один шар, то после соприкосновения битка с прицельным минимум кто-то из них обязан коснуться до 2-х различных бортов (либо, попав в один борт, довести второй шар до иного борта), или соприкоснуться с одним бортом, а потом пересечь центр стола (либо перекатить через него иной шар), или пересечь его, а далее коснуться борта либо довести иной шар до борта). Победившим признается то бильярдист, который первым забьет 8 шаров.

Один из излюбленных аксессуаров для каждой женщины - это, конечно же, сумка. Дамская сумочка - это неотъемлемый атрибут практически каждой представительницы прекрасного пола, ведь этот аксессуар выполняет не только декоративную, но и очень важную практическую функцию, выступая вместительным хранилищем для тысячи и одной мелочи. Сумочек много не бывает, поэтому в запасе у каждой женщины их всегда будет хотя бы парочка - а нередко количество сумок всех видов и размеров достигает даже нескольких десятков. Сегодня мы предлагаем милым дамам посмотреть небольшой урок, в котором рассказывается, как пополнить свой гардероб еще одной замечательной сумочкой для весенне-летнего сезона.

Сумки своими руками мастер класс

Авторы урока под названием «Яркая весенняя сумка за 15 минут» рассказывают о том, как при минимальных затратах времени и денег сделать стильную сумочку собственными руками. С этой задачей справится даже начинающая рукодельница, поэтому данный видео урок будет интересен всем представительницам прекрасного пола вне зависимости от уровня их художественных способностей и дизайнерского мастерства. Для работы потребуется старая сумочка, которая вследствие длительной эксплуатации утратила свой первоначальный вид, а также ненужные кожаные сапоги (например, если они стали малы или попросту вышли из моды). Не стоит спешить выбрасывать эти устаревшие вещи - им можно подарить новую жизнь! Авторы данного урока показывают, как можно полностью преобразить старенькую сумку при помощи нехитрого декора, сделанного собственноручно из всего, что оказалось под рукой. Одна из «изюминок» показанной в этом мастер-классе модели сумочки - это, конечно же, стильная кожаная бахрома, которая уже не первый сезон считается одним из ведущих модных трендов. В результате работы мастериц получилась чрезвычайно модная и оригинальная дамская сумка в этно-стиле, которая имеет универсальное назначение: ее можно взять и на прогулку, и на работу, и во время похода по магазинам.

Сшить сумку своими руками из ткани

Надеемся, что этот мастер-класс поможет нашим зрительницам открыть в себе новые ресурсы для хенд-мейда, приятно провести время за рукоделием и в результате получить обновку в своем гардеробе - стильную сумочку на весну

Каждому жителю большого города не понаслышке известно, что такое нехватка природного окружения и свежего воздуха. То же самое касается и многих продуктов питания: если у сельских жителей большинство витаминов в свежих овощах и фруктах находятся под рукой, то горожанам в этом вопросе сложнее - приходится все покупать, рискуя нарваться на нитраты и прочие не слишком полезные добавки. Поэтому, конечно же, лучше все, что возможно выращивать самостоятельно - это и дешевле, и экологичнее, и полезнее для здоровья. Именно этому вопросу и посвящен представленный на нашем интернет-сайте небольшой видеоролик.

Огород на подоконнике своими руками

Видео урок под названием «Как сделать огород дома? Выращивание зелени и рассады». Это видео будет интересно очень широкому кругу зрителей, поскольку вопросы выращивания здоровой рассады в домашних условиях интересуют в равной степени обитателей и больших городов, и маленьких сел. Приглашенный эксперт в этом видеоролике рассказывает о том, как при минимальных финансовых вложениях создать дома специальную конструкцию, в которой можно успешно вырастить и качественную рассаду для посадки на даче, и любую зелень для повседневного употребления в пищу. В чем преимущества предложенного в данном видео-уроке способа выращивания рассады? Во-первых, этот метод чрезвычайно экономичен, причем как с финансовой стороны (не требует больших денежных затрат), так и с точки зрения рационального расходования времени и сил. Обустройство такой своеобразной комнатной «грядки» не отнимет много времени, уход за ней тоже совершенно не сложен, и не будет мешать заниматься другими повседневными делами. Кроме того, особенно важным для жителей городских квартир является такое преимущество вышеуказанного способа, как компактность конструкции, которая применяется для выращивания зелени и рассады. Упомянутая конструкция имеет небольшие габариты, легко складывается и переносится, поэтому будет совсем не трудно выбрать для нее подходящий уголок даже в небольшой квартире или маленьком домике.

Что можно вырастить на подоконнике зимой

Мы уверены, что все наши зрители, интересующиеся огородничеством и желающие обеспечить свою семью свежей экологически чистой зеленью, обязательно почерпнут много полезного для себя из этого видеоролика.

Всевозможные виды мошенничества и обмана доверчивых граждан процветали во все времена, причем обычно мошенники проявляют завидную изобретательность, постоянно придумывая все новые и новые способы незаконного завладения чужим имуществом. В полном соответствии с последними тенденциями развития общества в двадцать первом веке, сейчас особенно процветающим оказалось виртуальное и мобильное мошенничество. Именно о последнем и рассказывается в данном видео уроке, который мы рекомендуем посмотреть всем без исключения - независимо от пола и возраста.

Как не стать жертвой смс мошенников

Небольшой видеоролик, который носит название «Как не стать жертвой мошенников» стоит посмотреть всем посетителям нашего интернет-сайта, ведь никто из нас не застрахован от возможности самому рано или поздно стать жертвой мошенничества по смс-сообщениям. Кроме того, услышанную в данном видео информацию обязательно нужно донести до своих друзей и близких, особенно - до детей и пожилых членов семьи, поскольку именно они чаще всего клюют на удочку мобильных мошенников, подчас перечисляя им очень крупные денежные суммы. Приглашенные эксперты в этом видео уроке кратко, но очень содержательно и понятно рассказывают о наиболее распространенных способах смс-мошенничества, о том, как следует себя вести в подобных ситуациях, чтобы не лишиться своих сбережений. Кроме того, наших зрителей наверняка заинтересуют общие рекомендации относительно того, как минимизировать риск попадания в одну из мошеннических схем. Чрезвычайно важный нюанс, на котором акцентируют внимание эксперты - это сохранение хладнокровия и трезвого взгляда на вещи. Очень часто мошенники используют так называемый «шок-эффект» — стараются огорошить жертву неожиданной информацией и требуют немедленных действий (например, срочно перечислить деньги), чтобы человек не успел прийти в себя и разобраться в ситуации. Поэтому ни в коем случае не стоит делать поспешных поступков - лучше десять раз подумать, прежде чем совершить то, что от вас требует ваш мобильный собеседник.

Как не стать жертвой мошенников в интернете

Мы надеемся, что этот видео урок поможет снизить уровень преступности, и поможет нашим зрителям успешно противостоять смс-мошенникам в любых обстоятельствах.

Одно из самых важных событий в жизни каждой юной девушки - это, конечно же, выпускной бал в школе. Это мероприятие знаменует собой окончание целой школьной эпохи и является своеобразным «мостиком» во взрослую жизнь. Кроме того, это один из немногих праздников, когда можно дать волю своей фантазии в подборе наряда и превратиться хотя бы на один вечер в настоящую принцессу для своих родных и одноклассников. Ну и, конечно же, какой выпускной вечер обходится без выпускного платья? Именно ему и посвящен наш урок.

Как выбрать платье на выпускной 2017

Благодаря этому видео уроку «Как выбрать выпускное платье» будущие выпускницы, а также их мамы, бабушки и подружки смогут ознакомиться с рекомендациями ведущих стилистов относительно того, какие именно факторы необходимо учитывать при подборе выпускного платья и каких правил стоит придерживаться. Не секрет, что многие юные леди начинают задумываться о выборе наряда для выпускного вечера задолго до самого мероприятия - иногда даже за год. Единой точки зрения о том, каким должно быть платье для выпускного вечера, не существует, ведь все девушки - разные, у каждой свой стиль, характер и особенности внешности. Поэтому крайне важно не просто слепо следовать модным тенденциям, а постараться сделать так, чтобы выпускной наряд гармонировал с личностью выпускницы, отражал ее индивидуальность и подчеркивал ее внешние достоинства. Многие девушки предпочитают следовать традиционным правилам в выборе платья - выбирают пастельные цвета, легкие ткани, женственные силуэты. Безусловно, это - уже классика, поэтому подобные наряды всегда будут уместны на выпускном балу. Однако, если девушка хочет блеснуть оригинальностью, то вполне можно и покреативить - выбрать более необычные расцветки и фасоны. Как правило, нежелательным считается черный цвет - он может оказаться слишком тяжелым и мрачным для юной девушке во время выпускного бала.

Как выбрать платье по фигуре

Надеемся, что данный видео урок поможет каждой из наших зрительниц сделать правильный выбор в пользу самого красивого и стильного выпускного наряда, который позволит девушке почувствовать себя истинной леди.

Как убрать живот девушке

Не секрет, что одна из наиболее проблемных зон для большинства женщин - это животик и бока, потому что именно там в первую очередь начинают откладываться все те «вкусняшки», которыми мы себя активно балуем. Тем не менее, ситуация не критичная, и полностью отказываться от любимых кушаний не стоит - достаточно просто употреблять их в умеренных количествах и не пренебрегать физическими нагрузками. Авторы данного видео подробно останавливаются именно на последнем вопросе, рассказывая и показывая, какие именно физические упражнения будут максимально эффективными для избавления от жировых складок на животе и боках. Оказывается, вовсе не обязательно изматывать себя многочасовыми тренировками в спортзале - такие упражнения можно успешно выполнять даже в домашних условиях, причем этой занимает не так уж много времени. Все эти упражнения можно делать, к примеру, во время просмотра телесериала - и таким образом, можно совместить приятное с полезным. Авторы урока предлагают пятерку самых действенных, упражнений, которые помогают достаточно быстро и надежно сделать свою талию тоньше, а фигуру в целом - стройнее. Разумеется, для достижения хорошего результата необходимо придерживаться нескольких правил при выполнении такой зарядки: во-первых, нужно каждое упражнение делать правильно, точно соблюдая все рекомендации тренера; во-вторых, заниматься следует регулярно, лучше всего - ежедневно, или хотя бы через день. При условии постоянных тренировок уже через небольшой промежуток времени (1-2 недели) будут заметны первые улучшения, начнется уменьшение объемов талии.

Как убрать жир с живота в домашних условиях

Этот видео урок будет полезен и интересен практически каждой женщине, которая хочет иметь хорошую фигуру при минимальных затратах сил, времени и денег.

Не секрет, что здоровье человека – это самое важное, поэтому заботу о собственном здоровье и о своем организме нужно начинать с самого раннего возраста. Как говорится, многие заболевания намного легче вовремя предотвратить, чем потом лечить, когда болезнь уже начала интенсивно развиваться.

Качественные медицинские услуги востребованы везде и всегда: и тысячу лет тому назад, и в настоящее время. Общеизвестно, что профессия эскулапа не терпит непрофессионализма и дилетантства, поэтому обращаться за медицинской помощью следует только к высококвалифицированным специалистам. В противном случае некачественная медицинская помощь может не только не принести желанного улучшения, а наоборот, еще больше усугубить ситуацию и навредить здоровью.

Сегодня чрезвычайно востребованы услуги крупных медицинских центров широкого профиля, так называемых семейных медцентров (или клиник), в которых будут предоставлены качественные медицинские услуги всем членам семьи: и взрослым, и детям.

Среди многочисленных преимуществ подобных медицинских центров особо хочется выделить следующие:

  • Чрезвычайно высокое качество предлагаемых медицинских услуг. Весь персонал крупного центра – от главврача до санитарки – имеет высокую квалификацию, богатый практический опыт и безупречную репутацию поэтому специалисты такого рода лечебных учреждений успешно справляются даже с самыми сложными задачами;
  • Универсальность. Клиенты вышеуказанных частных клиник семейного типа могут спокойно обращаться сюда с заболеваниями самого разного профиля – от терапевтических до гинекологических. При этом обеспечивается комплексный подход к каждому пациенту, учитываются его предыдущие жалобы и обращения.
  • Комфортность. Один из главных недостатков государственных больниц – отсутствие необходимых удобств для комфортного лечения – в частных медицинских заведениях полностью ликвидирован. Как амбулаторные, так и стационарные пациенты могут находиться в приятных условиях и пользоваться всеми необходимыми бытовыми удобствами.
  • Наличие самого современного медицинского оборудования;
  • Разумная ценовая политика, фиксированная стоимость услуг и отсутствие каких бы то ни было поборов, дополнительных платежей и требований «благодарности» в конвертах, с чем постоянно сталкиваются пациенты так называемых «бесплатных» поликлиник.

Всеми вышеперечисленными достоинствами в полной мере обладает широко известный немецко-украинский медицинский центр Аврора, который предлагает всем желающим медицинские услуги экстра-класса, консультации и помощь высококвалифицированных специалистов мирового уровня.

Каждая представительница прекрасного пола стремится быть красивой и привлекательной, следуя при этом последним тенденциям в мире моды и красоты. Оказывается, модной может быть не только одежда или сумочка - но и брови! На протяжении последних лет во всем мире в тренде остаются ухоженные естественные брови достаточно большой густоты и ширины. Такие брови делают взгляд более выразительным, а все лицо - более ярким и запоминающимся. Однако, что же делать, если природа обделила вас густыми бровями? Не расстраивайтесь, выход есть - и о нем можно узнать их данного видео урока «Как отрастить густые брови».

Как быстро отрастить брови

Этот небольшой видеоролик посвящен такому интересному для любой женщины вопросу как уход за бровями, в частности - как стать обладательницей соболиных бровей без наращивания, естественным путем. Это вполне возможно, если использовать для ухода за своими бровями определенные средства народной медицины, а именно - бодягу. О ее полезных свойствах в косметологии и так наслышаны многие. Теперь же ее можно успешно применять и в качестве эффективного средства для улучшения роста и внешнего вида бровей. О том, как именно использовать бодягу для вышеуказанной цели, как часто необходимо проводить такие процедуры и какие меры предосторожности при этом соблюдать, расскажут квалифицированные эксперты в рамках данного видео. Очень важный нюанс - это доступность данного метода ухода за бровями. Бодяга - совершенно недорогой общедоступный препарат, который можно приобрести в любой аптеке. Поэтому каждая представительница прекрасного пола получает замечательную возможность стать еще красивее при минимальных финансовых затратах. Тщательно следуя бьюти-советам и рекомендациям, озвученным в рамках этого видеоролика, каждая женщина может уже через небольшой период времени увидеть положительные изменения в состоянии своих бровей - они станут более густыми, здоровыми, появится возможность придать им новую форму в соответствии с последними мировыми трендами в вопросе стилистики бровей.

Как быстро отрастить брови в домашних условиях

Надеемся, что данный видео урок окажется полезным для наших зрительниц и поможет пополнить арсенал средств красоты еще одним очень действенным

Скрипка – это замечательный музыкальный инструмент, который завоевал миллионы сердец благодаря своему лирическому звучанию. Однако скрипачам (как начинающим, так и профессиональным) хорошо известно, что скрипка не только имеет нежное и хрупкое звучание. Она еще и сама по себе является достаточно прихотливым инструментом, который требует особого подхода и ухода.

В первую очередь, стоит обезопасить скрипку от попадания прямых солнечных лучей во избежание рассыхания. Ни в коем случае не следует оставлять данный музыкальный инструмент под палящим солнцем. То же самое касается и сильных морозов: скрипка вообще не любит значительных перепадов температуры, поэтому нужно постараться поддерживать благоприятный температурный режим в месте хранения инструмента. Помните, что нельзя оставлять скрипку поблизости от открытых источников тепла: каминов, калориферов, печей и так далее.

Второй, не менее важный совет: скрипач должен постоянно следить за уровнем влажности в той среде, где хранится скрипка. Этот музыкальный инструмент не любит ни чрезмерной влажности, поскольку от нее древесина сыреет, возможно даже появление плесени, ни слишком сухого воздуха, потому что в последнем случае на дереве могут появиться трещины и другие повреждения – и инструмент станет полностью непригоден для использования. Специалисты рекомендуют поддерживать оптимальный уровень влажности в помещении на уровне 45-60 процентов.

Крайне важной обязанностью скрипача является также регулярная чистка инструмента, который желательно чистить и протирать после каждого использования. Не стоит пренебрегать этой обязанностью во избежание появления на корпусе скрипки загрязнений, потертостей и прочих неприятных следов эксплуатации. Чтобы этого избежать, предлагаем воспользоваться интернет магазинами, например,

Однако, даже полностью соблюдая все основные рекомендации по уходу за скрипкой, ее владелец не застрахован от повреждения инструмента. Как вследствие естественного износа (если скрипкой пользовались достаточно длительный период времени), так и в результате каких-то непредвиденных случайностей (ударов, падений, других механических повреждений).

Если такие неприятности произошли, нужно не медлить, а обратиться к квалифицированному скрипичному мастеру, который может предложить обширный перечень услуг по ремонту инструмента – от замены струн до восстановления лакового покрытия.

Предлагаемые вниманию читателя начальные сведения по технике бильярдной игры рассчитаны прежде всего на начинающих и любителей, желающих самостоятельно освоить основные технические и некоторые тактические приемы. Они базируются на современных и общепризнанных методических рекомендациях ведущих мастеров. Несмотря на широкое разнообразие бильярдных игр, изложенные ниже основы техники в равной степени присущи всем без исключения видам. Изложение ведется на примере американского лузного бильярда (пула). Это объясняется не только желанием познакомить любителей с техникой и тактикой именно этой, до недавнего времени известной лишь по отрывкам из американских кинофильмов, но приобретающей все большее распространение в России и в мире разновидностью лузного бильярда. Дело в том, что именно по пулу имеется обширная учебная и методическая литература, практически неизвестная отечественному читателю. Эти методические разработки полезно использовать при освоении любой бильярдной игры, будь то пул, снукер или русский бильярд. Кроме того, подытожены и многолетние наблюдения автора за игрой ведущих мастеров русского бильярда на чемпионатах мира и России в качестве судьи всероссийской категории.

При изложении настоящего раздела использована современная бильярдная терминология. В необходимых случаях следует обращаться к разделу «Азбука современного бильярда».

ПРИМЕЧАНИЕ. Для бильярдистов, играющих левой рукой, все нижеследующие рекомендации следует понимать в зеркальном отображении.

1. ПОДГОТОВКА К УДАРУ

В любом деле важна система, которая предусматривает вполне определенный порядок действий. Например, боевой командир действует по следующей проверенной схеме: оценивает обстановку, принимает решение и отдает приказ. Скрестив кии с соперником за бильярдным столом, вы тоже должны действовать в определенной последовательности: во-первых, нужно оценить позицию на столе, во-вторых, принять игровое решение и, в-третьих, подготовиться в удару. Подготовка к прицельному удару, в свою очередь, предусматривает: выбор точки прицеливания и исходного положения кия, подход к столу и занятие устойчивой игровой стойки, легкую хватку кия и постановку надежного упора, правильный прицел и разминочные маховые движения. Следует особо подчеркнуть, что к любому, даже самому простому удару следует готовиться одинаково тщательно, действуя каждый раз по одной и той же схеме. Напоминаем также, что практически перед каждым ударом желательно мелить наклейку кия во избежание кикса.

1.1. Выбор точки прицеливания

Подготовка к любому удару начинается с выбора точки прицеливания. Ниже мы уточним это понятие, а пока

будем понимать под этим точку на игровой поверхности, куда следует направить биток. Действительно, без выбора точки прицеливания нельзя занимать игровую стойку, ведь центр битка и точка прицеливания определяют направление удара, а следовательно, и исходное положение кия.

1.2. Игровая стойка

Игровая стойка должна обспечивать равновесие, устойчивость и свободу ударно-махового движения. Поднесите наклейку кия почти вплотную к битку и расположите в одной вертикальной плоскости три точки - подбородок, биток и точку прицеливания. Развернитесь вправо так, чтобы правый носок располагался непосредственно под кием, а левый - чуть левее линии кия. При этом между кием и туловищем образуется зазор величиной 10 - 15 см, обеспечивающий свободу движений. Равномерно распределите вес тела между правой и левой ногой. Расположите опорную кисть левой руки на расстоянии 18 - 25 см от битка и наклонитесь вперед. Держите кий так, чтобы кисть правой руки располагалась непосредственно под поднятым локтем. Лучше всего, когда при нанесении удара кисть оказывается на 3 - 5 см впереди локтя, но ни в коем случае не сзади (см. илл. 1).

1.3. Хватка

Выше было сказано, в каком месте держать кий. Теперь несколько слов о том, как держать кий. Держать кий следует без напряжения с помощью большого и трех первых пальцев правой руки (см. илл. 2), при этом кий не должен касаться ладони. Важно сохранять легкую хватку на протяжении всей игры. Слишком сильное сжатие кия при нанесении удара по битку является распространенной ошибкой, которая не только сказывается на точности, но и не позволяет

выполнить целый ряд основополагающих технических приемов, предусматривающих передачу битку сильной подкрутки.

1.4. Кистевой упор

Для нанесения точного удара чрезвычайно важен надежный КИСТЕВОЙ УПОР для кия. Постановка руки должна быть естественной и в то же время задавать кию устойчивое направление. Различают два основных упора - открытый и закрытый. При постановке ОТКРЫТОГО УПОРА кисть руки следует положить плашмя на стол, придать ей слегка выпуклую форму и прижать большой палец к указательному, образуя V-образный изгиб (см. илл. 3). Этот изгиб и служит упором для кия (см. илл. 4). Для увеличения высоты упора пальцы нужно потянуть на себя, а для уменьшения - вытянуть вперед. Таким образом можно уверенно наносить удары в верхнюю, среднюю или нижнюю часть битка. На начальном этапе

освоения техники игры, когда основное внимание следует уделить точности и умению регулировать силу удара, начинающему следует подобрать высоту упора таким образом, чтобы удар пришелся в центр битка, то есть чтобы удар получился ЦЕНТРАЛЬНЫМ. РАЗМЕР ОТКРЫТОГО УПОРА определяется как расстояние между битком и большим пальцем. Как правило, используют упоры размером от 18 до 25 см. Опытные мастера используют открытый упор при выполнении ударов, не требующих сильной подкрутки битка. Очень важно использовать открытый упор при нанесении удара по отдаленным шарам, когда приходится вытягиваться и располагать опорную кисть на расстоянии более 30 см от битка (см. илл. 5).

По мере совершенствования техники возникнет необходимость разучить удары по другим участкам битка, расположенным выше, ниже, левее, правее и т. д. Следует отметить, что при сильном ДЕЦЕНТРИРОВАННОМ УДАРЕ становится труднее сохранить не только более

продолжительный контакт наклейки с битком, но и УСТОЙЧИВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ. В этих случаях рекомендуется использовать так называемый закрытый упор. Для постановки ЗАКРЫТОГО УПОРА положите опорную кисть плашмя на стол, прочно оперев нижнюю часть ладони (см. илл. 6). Согните указательный палец так, чтобы его конец касался большого пальца (см. илл. 7). Используя в качестве направляющего желоба внутренние стороны суставов большого и указательного пальцев, вставьте кий в образованную ими замкнутую петлю. А теперь прочно обхватите кий указательным пальцем, при этом петля должна быть свободной ровно настолько, чтобы можно было легко совершать маховые движения кием вперед и назад. После этого растопырьте и твердо обоприте о стол средний палец, безымянный палец и мизинец. Они образуют треногую опору, которая должна быть прочной и в то же время естественной. При правильно поставленном упоре кий легко пере-

мещается, сохраняя точно заданное направление. Для увеличения высоты упора приподнимите стреноженные пальцы (см. илл. 8), а для уменьшения - опустите их так, чтобы большой палец расположился плашмя на игровой поверхности стола (см. илл. 9). Такой упор обеспечивает более устойчивое сопровождение. При этом чем более мягким и плавным является ударно-маховое движение, тем в более высокие или более низкие участки битка можно наносить удар, не опасаясь проскальзывания наклейки кия по поверхности битка (кикса).

Рассмотрим теперь УПОРЫ НА ПОРУЧНЕ. Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным (см. илл. 10). Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем (см. илл. 11). При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление


кия. Если биток отстоит от борта менее чем на 10 см, разместите кий между большим и указательным пальцем. Остальные три пальца положите на поручень, как показано наилл. 12. Если необходимо произвести удар по битку ЧЕРЕЗ ШАР, поступите следующим образом. Оперев все четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца (см. илл. 13 и 14). Это неудобный упор, однако он крайне необходим в практической игре.

(Если биток расположен вне досягаемости, воспользуйтесь МАШИНКОЙ. Обоприте переднюю часть машинки о стол на расстоянии 15 - 20 см от битка, а конец отведите в сторону и придерживайте левой рукой. Установите кий в одном из вырезов. Обхватите турник снизу большим, а сверху остальными четырьмя пальцами правой руки и отведите локоть вправо, как показано на илл. 15.)

1.5. Прицел

Правильный прицел - основа точного удара. Ниже мы уточним способ определения точки прицеливания. Если же точка прицеливания определена, то все внимание следует сосредоточить на том, чтобы точно направить кий в эту точку. Вернемся к игровой стойке (см. илл. 1). В процессе прицеливания взгляд скользит от центра битка к точке прицеливания и обратно, при этом игрок корректирует направление кия, стараясь сориентировать его точно вдоль линии прицеливания. В случае необходимости следует чуть сместить упор и (или) корпус. После того как кий сориентирован и все готово для удара, взгляд должен быть сосредоточен на точке прицеливания.

1.6. Разминочные маховые движения

При выполнении удара рука, а вернее, часть руки от локтя до запястья совершает УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ. Поэтому, прежде чем выполнить какой-либо удар, следует убедиться не только в правильности игровой стойки и прицела, но и в том, что кий может свободно скользить назад и вперед на полный размер упора (18 - 25 см). Для этого обычно производят несколько разминоч-ных маховых движений. Это своего рода репетиция удара. Она не только приучает руку двигать кий строго в направлении точки прицеливания. Во время репетиции игрок мысленно прокручивает удар, активизирует мышечную память и подбирает необходимое ускорение ударно-махового движения. Чем сложнее или сильнее удар, тем длительней должна быть репетиция. Обычно опытные игроки перед ударом делают от трех до десяти разми-ночных маховых движений в зависимости от степени сложности удара.

При выполнении разминочных движений взгляд непрерывно следит за правильностью прицела. Необходимо также следить за тем, чтобы маховое, маятникообразное движение строго в плоскости прицеливания совершала лишь часть руки от локтя до запястья. Локоть опускается строго вертикально лишь на этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ (см. ниже). В этом залог точности удара.

1.7 Замах

При замахе рука медленно отводится на исходную позицию. Чем сильнее удар, тем дальше следует отвести руку назад. Важно выполнять замах одинаково медленно, независимо от силы удара, и, отведя руку, выдерживать небольшую паузу.

2. УДАРНО-МАХОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

С этого момента начинается плавное ускорение кия вперед с ударом и передачей движения битку. Рука при этом совершает движение, которое мы будем называть УДАРНО-МАХОВЫМ. Внешне оно выглядит как единое движение, однако по существу складывается из трех составляющих: УСКОРЕНИЕ (РАЗГОН) КИЯ, АМОРТИЗАЦИЯ ОТДАЧИ и СОПРОВОЖДЕНИЕ БИТКА.

Таким образом, удар по битку является центральным, но не единственным этапом ударно-махового движения. На этапе УСКОРЕНИЯ рука сообщает кию поступательное движение вперед, разгоняет его до необходимой скорости, придает ему необходимую кинетическую энергию. На этапе АМОРТИЗАЦИИ разогнанный кий входит в соприкосновение с неподвижным битком, происходит удар как таковой, то есть столкновение и взаимодействие двух тел. При этом важно самортизировать, смягчить удар и отдачу, не допустить преждевременного отрыва битка от наклейки под действием пиковых ударных сил. На этом этапе биток преодолевает инерцию покоя и трогается с места. На этапе СОПРОВОЖДЕНИЯ, который является завершающей и наиболее важной частью ударно-махового движения, происходит разгон битка до заданной скорости, придание ему заданного движения. К этому, собственно говоря, и сводится вся предшествующая подготовка к удару и само ударно-маховое движение в целом. Следует сразу же подчеркнуть, что сопровождение - это не пропих и тем более не движение вслед, вдогонку битка. В отличие от пропиха сопровождение является неотъемлемой частью любого правильного ударно-махового движения. Здесь все дело в соразмерности. Согласно международным правилам пула именно несоразмерность ударно-маховому движению отличает пропих (толчок) от правильного удара. Пропих, бросок, толчок - это сопровождение без удара. Удар без сопровождения, когда биток сразу же срывается с наклейки, - это жесткий, несамортизированный и, как правило, неточный удар, а то и вовсе кикс. (Единственным исключением является правильно выполненный ПЕРЕСКОК в пуле, который подробно описан в разделе «Азбука современного бильярда».) Обычно нормальное сопровождение составляет 10-15 см. Естественно, что его нужно соразмерять с конкретной позицией шаров на игровой поверхности стола. При этом ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ПРОДОЛЖАТЬ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВПЛОТЬ ДО СОУДАРЕНИЯ БИТКА С ПРИЦЕЛЬНЫМ ШАРОМ. Это можно квали-фицировть и как пропих, и как двойной удар. В любом случае это противоречит всем правилам и наказывается фолом (штрафом).

Таким образом, ускорение, амортизация и сопровождение неразрывно связаны и представляют собой неотъемлемые части одного и того же ударно-махового движения. И на каждом этапе важно одно - плавность, плавность и плавность. На первом этапе важно плавно разогнать кий строго в плоскости прицеливания. На втором этапе важен плавный переход от разгона кия к разгону битка (плавность такого перехода мы будем называть также мягкостью удара). И наконец, на третьем этапе необходим плавный разгон битка. Именно это обеспечивает плавность и целостность всего ударно-махового движения и плавную передачу заданного движения битку.

Итак, мы получили представление о процедуре подготовки к удару и об ударно-маховом движении. Теперь можно приступить к его практической отработке, или, как говорят, к постановке удара. В качестве начального упражнения можно порекомендовать удары по битку с передней отметки в дальнюю угловую лузу. Начинать нужно, естественно, с ЦЕНТРАЛЬНОГО УДАРА или даже удара чуть выше центра битка, используя открытый кистевой упор. Подготовьтесь к удару в полном соответствии с описанной выше последовательностью действий. Обратите особое внимание на устойчивость игровой стойки и упора, легкую хватку и расслабление кистевого сустава, неподвижность локтя. Убедитесь в том, что кий направлен точно в цель, а рука может свободно двигаться назад и вперед на полный размер упора (18 - 25 см). Затем произведите несколько плавных разминочных маховых движений. Остановите кий у битка и проверьте точность прицела, скользя взглядом по прямой линии от кия к точке прицеливания. Если прицел выглядит безупречным, сосредоточьте взгляд на точке прицеливания. Сделайте медленный замах и с необходимым ускорением произведите плавное ударно-маховое движение с сопровождением битка вперед. При этом кий, пройдя строго над передней отметкой, должен остановиться на 10-15 см впереди нее, сохраняя направление вдоль линии прицеливания. Если после выполнения удара кий уходит влево или вправо, повторите упражнение вновь до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.

Очень важно производить замах одинаково медленно, независимо от силы удара по битку. Ни в коем случае не следует отводить кий назад быстрее только потому, что необходимо нанести более сильный удар. Здесь ситуация такая же, как при бросании мяча: чтобы точно попасть в цель, мы медленно отводим руку назад, а затем производим сильный бросок вперед.

На следующем этапе можно практиковать лобовой удар по прицельному шару, установив прицельный шар на прямой, соединяющей биток и центр угловой лузы. В этом случае точкой прицеливания служит центр прицельного шара. Практикуйте удары различной силы, изменяя расстояние между шарами.

3. ПОНЯТИЕ О РЕЗКЕ

Соударение битка с прицельным шаром занимает особое положение в технике бильярдной игры. С одной стороны, мы придаем движение прицельному шару. С другой - изменяем скорость и направление движения битка. Этот вопрос достаточно сложен, и мы рассмотрим пока лишь одну его сторону - придание движения прицельному шару. Будем считать, что шары абсолютно упругие и трение между ними отсутствует. Это почти соответствует действительности. По крайней мере, если шары арамитовые. При соударении прицельный шар приходит в движение под действием ударного импульса, который направлен от точки соударения к центру шара. Это и лежит в основе РЕЗКИ. Правильная резка - основа хорошей КЛАДКИ. Однако закономерности резки необходимо знать и учитывать при выполнении любого удара, независимо от того, сыгрываем мы шар в лузу или нет. Умение направить прицельный шар в заданную точку игровой поверхности стола является важным элементом позиционной игры. Кроме того, от резки во многом

Рис. 39. Соударение на резке.

зависит возможность использования тех или иных технических и тактических приемов.

Посмотрим на рис. 39. Допустим, что нам нужно придать прицельному шару движение в направлении к центру лузы (стрелка а). Тогда ударную силу нужно приложить с диаметрально противоположной стороны. Другими словами, соударение должно произойти в точке А. Эту точку мы так и будем называть - ТОЧКОЙ СОУДАРЕНИЯ. Определить точку соударения несложно. Для этого нужно подойти к прицельному шару со стороны противоположной лузе и внимательно посмотреть в направлении стрелки а. Тогда точка соударения будет смотреть прямо на вас. Для того чтобы соударение произошло в этой точке, центр битка в момент соударения должен находиться в точке В. Это и есть ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ, то есть то место, куда нужно направить биток. ТОЧКА ПРИЦЕЛИВАНИЯ ОТСТОИТ ОТ ТОЧКИ СОУДАРЕНИЯ НА ПОЛШАРА. Это принципиально важно для выполнения прицельного удара. (В отечественной бильярдной литературе вслед за Леманом точка соударения называется «истинной точкой прицеливания». На наш взгляд, от этого термина следует отказаться, так как кий при правильном прицеле направлен не в точку соударения, а в точку прицеливания. Предлагаемая терминология соответствует и общепринятой мировой практике.) Прямая линия, соединяющая центр битка с точкой прицеливания, называется ЛИНИЕЙ ПРИЦЕЛИВАНИЯ. Именно вдоль линии прицеливания должен двигаться кий при правильном ударе. И именно вдоль линии прицеливания следует направить биток. Только тогда удар будет точным. Поэтому нет необходимости доказывать, какое важное значение имеет правильный прицел. Следует добавить, что как только линия прицеливания установлена и взгляд скользит вдоль нее, то любую точку на этой линии можно использовать в качестве ориентира для прицела, иногда даже точку на поручне или игровой поверхности стола. (В некоторых случаях бывает полезно прикинуть, какая точка на поверхности битка войдет в соприкосновение с прицельным шаром. Как это сделать, видно из рисунка. Искомая точка обозначена буквой С. Направление прямой СА совпадает с направлением линии прицеливания.)

Угол между направлением прицеливания и приданным направлением движения прицельного шара мы будем называть УГЛОМ РЕЗКИ. По мере смещения линии прицеливания в сторону от центра прицельного шара он изменяется от 0 до 90 градусов. При ЛОБОВОМ УДАРЕ, когда точка прицеливания совпадает с центром прицельного шара, угол резки равен нулю. Прицельный шар получает движение в направлении первоначального движения битка. При лобовом соударении практически вся энергия поступательного движения битка передается прицельному шару. И напротив, при выполнении удара на ПРЕДЕЛЬНОЙ РЕЗКЕ, когда биток едва касается прицельного шара, угол резки близок к 90 градусам. При этом прицельный шар получает крайне малый импульс поступательного движения, в то время как биток практически сохраняет свою кинетическую энергию.

Остальные случаи занимают промежуточное положение. Представляет особый интерес РЕЗКА В ПОЛШАРА, когда точка прицеливания смещена на полшара в сторону от центра, при этом естественным ориентиром для прицеливания служит край прицельного шара. Угол резки в этом случае в точности равен 30 градусам. Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать о резке. Остальное приходит с опытом. Практикуйте удары под самыми различными углами резки с постепенным увеличением расстояния между шарами. Со временем вы научитесь безошибочно определять точку соударения и точку прицеливания буквально с первого взгляда, как это и делают мастера.

4. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИТКОМ

Центрального удара по битку в принципе вполне достаточно, чтобы освоить кладку прицельного шара. И если читатель открыл книгу только для того, чтобы узнать, как направить прицельный шар в лузу, то, ознакомившись с понятием о резке, он может незамедлительно приступать к игре. Действительно, для многих любителей бильярд - это кладка шаров и не более того. Они даже не подозревают, что битком в принципе можно и нужно управлять, что место его остановки можно контролировать. Сосредоточив все свои усилия на кладке прицельного шара, они всякий раз в случае промаха умоляют биток спрятаться за шары, остановиться у короткого борта, прокатиться немножечко подальше и т.п., как будто вовсе не они привели его в движение. Как ни важна сила и точность удара, для серьезной игры этого, увы, мало. Кладка становится грозным оружием лишь в сочетании с техникой контроля и управления битком. Это нужно не только и не столько для сыгрывания битка в лузу в русском бильярде, сколько для ведения позиционной игры - основы основ лузного бильярда, будь то русский бильярд, пул или снукер. Игра человека, познавшего тонкости контроля и управления битком, с неискушенным любителем - это все равно что поединок мастера каратэ с дворовым хулиганом, разучившим лишь один удар - с размаху в челюсть. Однако дело не только в результате. Если вы освоите технику контроля и управления, перед вами раскроются необычайные красоты и поистине неограниченные возможности позиционной игры, ее глубокие интеллектуальные аспекты. Игра становится более интересной, осмысленной. Вы сможете проявить всю свою фантазию и способности. Разве ради этого не стоит потрудиться?

Между контролем и управлением разница небольшая. Тем не менее поясним, что под УПРАВЛЕНИЕМ мы будем понимать совокупность технических приемов, позволяющих изменить траекторию, направление и характер движения битка до или после соударения с прицельным шаром или бортом. А под КОНТРОЛЕМ - умение остановить биток в заданной точке игровой поверхности стола. И то и другое одинаково важно.

4.1. Накат, остановка и оттяжка

НАКАТ, ОСТАНОВКА и ОТТЯЖКА - это три кита, на которых держится вся техника управления битком. И начинающий должен в первую очередь овладеть именно этими техническими приемами. Понятно, что накат получится в том случае, если биток послеЛОБОВОГО соударения сохранит верхнее вращение; остановка - если биток к моменту соударения не приобретет верхнее или утратит приданное ему нижнее вращение за счет трения о сукно; и, наконец, оттяжка - если биток после соударения сохранит достаточное нижнее вращение. При выполнении наката удар, как правило, наносится в верхнюю половину битка, причем чем выше наносится удар, тем более сильное верхнее вращение получает биток. При выполнении оттяжки, наоборот, чем ниже наносится удар, тем более сильное нижнее вращение придается битку.

Сразу же оговорим, что нижняя подкрутка и ОТТЯЖКА - это далеко не одно и то же, хотя в бильярдной литературе эти понятия безнадежно перепутаны. Нижняя подкрутка битка - обязательное, но не единственное условие выполнения оттяжки. С другой стороны, нижняя подкрутка используется не только для оттяжки. Она используется, например, при выполнении остановки. Автору неоднократно приходилось наблюдать, как начинающие или по наитию, или, прочитав что-то про «клапштос», пытаются остановить биток коротким и жестким центральным ударом, сразу же после соприкосновения наклейки с битком останавливая кий или даже отводя его назад. Из этого конечно же ничего не получится. Для того чтобы остановить биток, ему необходимо придать достаточное нижнее вращение. Тогда за счет трения о сукно он утратит его при подходе к прицельному шару. Разница в технике выполнения остановки и оттяжки в том, «сколько» подкрутки удается «донести» до прицельного шара.

Для придания битку нижнего вращения необходимо довольно быстрое и мягкое «подсекающее» движение с кистевым сопровождением. Но это полдела. Если все усилия сосредоточить только на придании подкрутки, то ОТТЯЖКА не получится. Нижнее вращение не удастся донести до прицельного шара. Его очень быстро «съест» трение о сукно. Главное условие выполнения оттяжки в том, что, ПОМИМО СИЛЬНОГО НИЖНЕГО ВРАЩЕНИЯ, БИТКУ НУЖНО ПРИДАТЬ СИЛЬНОЕ СКОЛЬЗЯЩЕЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Понятие СКОЛЬЖЕНИЕ и СКОЛЬЗЯЩИЙ УДАР подробно описаны в разделе «Азбука современного бильярда». Остается добавить, что только на сильном скользящем ударе можно быстро «донести» нижнее вращение до прицельного шара.

Как же практически обеспечить сочетание сильной нижней подкрутки с сильным скользящим поступательным движением? Во-первых, нужно найти оптимальную точку приложения удара. Тут ситуация такова: чем ближе к центру, тем больше скольжения, но меньше подкрутки, и наоборот. Единых рекомендаций тут нет и быть не может. Все зависит от расстояния до прицельного шара и от того, насколько сильно мы хотим оттянуть биток. Примерная точка приложения

Рис. 40. Примерная точка нанесения удара при выполнении оттяжки.

показана на рис. 40. Она отстоит от центра приблизительно на полрадиуса шара. Во-вторых, нужно нанести сильный, но мягкий удар с устойчивым сопровождением битка. При выполнении остановки и оттяжки следует иметь в виду, что чем дальше отстоит биток от прицельного шара, тем ниже и (или) сильнее следует нанести удар. Для достижения максимального эффекта ударно-маховое движение должно обеспечивать сопровождение битка вперед на 10 - 15 см. (Напоминаем, что мы ведем речь об ударах горизонтально ориентированным кием. Удары приподнятым кием - это удары категории МАССЕ, и о них разговор особый.)

Предлагаем несколько простых тренировочных упражнений для отработки наката, остановки и оттяжки. Вначале упражнение для отработки НАКАТА. Расположите шары согласно рис. 41. Нанесите несильный удар по битку выше центра на полрадиуса так, чтобы после удара он остановился в положении 1. Повторите удар с чуть большей силой так, чтобы биток остановился в положении 2. А теперь ударьте еще сильнее

Рис. 41. Отработка наката

и добейтесь того, чтобы биток остановился в положении 3.

Следующее упражнение - для отработки ОСТАНОВКИ. Расположите шары согласно рис. 42, начав с положения 1. Нанесите удар по битку ниже центра примерно на один диаметр наклейки. Необходимо вы-

Рис. 42. Отработка остановки.

поднять ударно-маховое движение одинаково плавно и стремиться к тому, чтобы биток остановился сразу же после соприкосновения с прицельным шаром. Проделайте это несколько раз, чтобы почувствовать, насколько сильно следует наносить удар. Затем наносите удары по битку немного ниже и с несколько меньшей силой, стараясь получить при этом тот же результат. После этого переходите к положению 2. На этот раз наносите удар по битку ниже центра на полрадиуса и немного сильнее, чем в положении 1. Повторив упражнение несколько раз в новой позиции, вы вскоре почувствуете, насколько сильно следует наносить удар. Продолжите тренировку, используя для битка исходные положения 3 и 4 и каждый раз увеличивая силу удара. Если у вас возникают затруднения в какой-то определенной позиции, повторяйте упражнение до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата. Запомните: чем ниже наносится удар по битку, тем меньшая сила требуется для того, чтобы остановить биток после соприкосновения с прицельным шаром.

Поупражняемся теперь в выполнении ОТТЯЖКИ. Расположите шары согласно рис. 43. Сначала нанесите удар по битку с умеренной силой на полрадиуса ниже центра так, чтобы биток откатился назад в положение 1. Увеличивая силу удара, добейтесь того, чтобы биток откатывался назад все дальше, останавливаясь в положениях 2 и 3. При выполнении этих упражнений обратите особое внимание на то, чтобы кий сопровождал биток вперед на 10 - 15 см. Как при остановке, так и при оттяжке удар по битку наносится примерно на полрадиуса ниже центра. Если ударно-маховое движение руки хорошо отработано, наносите удары по битку, слегка наклоняя кий вперед так, чтобы, продвинувшись на 10 - 15 см, он остановился, почти касаясь сукна.

Рис. 43. Отработка оттяжки.

4.2. Боковик

Поговорим теперь о БОКОВИКЕ. Он также относится к числу основных технических приемов контроля и управления битком и используется при выполнении самых различных выходов, отыгрышей, ударов от борта, а также при сыгрывании битка в лузу в «Московской пирамиде» и «Американке». Боковик - это децентрированный удар с боковой подкруткой битка. Он используется прежде всего с целью расширения или сужения углов отражения битка от борта. Для расширения углов используется боковик с БЕГУЩИМ ВИНТОМ, для сужения - боковик с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Следует всегда помнить о том, что боковик в пуле, как правило, используют не для того, чтобы забить прицельный шар, а для выхода под следующий шар. Хотя роль боковика при игре с выходами чрезвычайно велика, опыт показывает: чем реже используешь боковик, тем меньше промахов по лузе. Дело в том, что боковик влечет за собой побочные эффекты, способные изменить направление движения битка. Они проявляются особенно сильно при выполнении удара наклоненным кием. Это так называемый эффект массе (см. раздел «Азбука современного бильярда»). Однако и при ударе горизонтально ориентированным кием происходит небольшое отклонение траектории движения битка от линии прицеливания за счет ударного импульса в сторону центра битка. Другими словами, правый боковик уводит биток немного влево, а левый немного вправо. Поэтому при исполнении правого боковика точку прицеливания следует сместить немного вправо, а при исполнении левого боковика - немного влево.

Следует подчеркнуть, что на начальном этапе освоения техники не следует увлекаться ударами в удаленные от центра участки битка. Дело в том, что при боковом децен-трированном ударе сохранить устойчивый контакт наклейки кия с битком гораздо труднее. Причем тем труднее, чем сильнее и дальше от центра наносится удар. Мы уже говорили о том, что наклейку необходимо мелить специальным бильярдным мелом. Добавим только, что при подкрутке битка мелить нужно особо тщательно. Иначе вместо подкрутки может получиться кикс. Кроме того, важное значение имеет правильная полусферическая форма наклейки, обеспечивающая «шарнирность» контакта.

Теперь о мягкости удара и плавности сопровождения. Выше было уже сказано, что хорошая амортизация и плавное сопровождение позволяет сохранить контакт наклейки с битком. Остается добавить, что при подкрутке битка эти факторы важны вдвойне. Причем расслабление кистевого сустава и кистевое сопровождение играют особую роль. Почему именно кистевое? Каждый из нас хоть раз в жизни раскручивал велосипедное колесо. Все знают, что импульс нужно прилагать не к центру, а в сторону от него (то есть децентрированно). Попробуйте, однако, сильно раскрутить колесо ударом кулака - ничего не получится. Если же подключить кисть и повторить примерно то же самое движение, то эффект будет совершенно другой. При подкрутке битка происходит примерно то же самое.

Как и любой другой технический прием, боковик следует вначале отработать на тренировке. На рис. 44 представлены примеры изменения углов отражения в зависимости от направления боковой подкрутки при выполнении

Рис. 44. Накат с бегущим и обратным винтом.

НАКАТА. Попробуйте убедиться в этом сами. Вариантов взаимного расположения шаров бесчисленное множество. Практикуйте удары различной силы с БЕГУЩИМ и ОБРАТНЫМ ВИНТОМ, стараясь при этом КОНТРОЛИРОВАТЬ БИТОК. Со временем можно переходить к выполнению боковика в сочетании с ОТТЯЖКОЙ.

5. ЭЛЕМЕНТЫ ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ

Освоив основные технические приемы - накат, остановку, оттяжку и боковик, можно перейти к освоению основных приемов ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ. Не претендуя на полноту освещения всех аспектов позиционной борьбы, многие из которых пояснены выше в «Азбуке современного бильярда», мы остановимся прежде всего на умении делать ВЫХОД. Это элемент активной позиционной игры. Он играет важную роль в любой лузной игре, но имеет особое значение для пула и снукера, поскольку эти игры основаны на умении забить не один шар, а СЕРИЮ шаров. Если, допустим, при игре в «Русскую пирамиду» или «Московскую пирамиду» серия из трех и более шаров является достаточно большой редкостью, то в пуле и снукере при прочих равных условиях успех сопутствует игроку, умеющему построить серию и довести партию до победы.

В основе выхода лежит КОНТРОЛЬ БИТКА. Смысл ВЫХОДА в том, чтобы, сыграв один несложный прицельный шар, поставить биток в такое место на игровой поверхности, откуда можно легко сыграть другой прицельный шар. Проще всего научиться делать выход, отрабатывая на тренировке какой-либо конкретный удар. При этом на сукне следует пометить мелом позицию прицельного шара и битка, для того чтобы можно было начинать каждый раз из одного и того же исходного положения. Расположите шары согласно рис. 45. Забейте прицельный шар в лузу, нанеся удар по битку чуть выше центра, и проследите за тем, в каком месте он ударится о первый борт и в каком направлении отразится от него.Если наносить удары по битку в одно и то же место, но с различной силой, то можно заметить, что траектория его движения остается почти неизменной, изменяется лишь пройденный им путь (РАЗМЕР УДАРА). Регулируя силу удара, сделайте выходы под каждый из показанных на схеме прицельных шаров.

Если же теперь из того же исходного положения наносить удары по битку чуть ниже центра, то траектория его движения существенно изменится. Регулируя силу удара, добейтесь того, чтобы биток, двигаясь по той же траектории, перемещался по столу все дальше и дальше. Продолжайте упражняться, нанося удары по битку еще ниже. Это позволит вам получить основные сведения о том, что произойдет при ударе по битку в различные точки и с различной силой.

Следующее упражнение демонстрирует, как изменится траектория при нанесении удара по битку в точки, расположенные на различной высоте. Расставьте шары согласно рис. 46. Если выполнить НАКАТ, то биток опишет показанную на рисунке кривую. Если нанести жест-

Рис 45 Отработка выхода

Рис. 46. Изменение траектории движения битка.

кий ПЛОСКИЙ УДАР чуть ниже центра, то биток пойдет по прямой к короткому борту. Если ударить по битку на полрадиуса ниже центра, то он оттянется ближе к угловой лузе.

Успешная игра на выходах основана на хорошем ПОЗИЦИОННОМ МЫШЛЕНИИ, которое предполагает быстрое нахождение простейших путей для построения серии. Для развития навыков позиционного мышления рекомендуется выполнить упражнение, которое можно назвать «Тройка с руки». Бросьте на стол три шара. Допустим, что они расположились так, как на рис. 47. Шары занумерованы в том порядке, в каком их проще всего сыграть в лузы. Если ударить по битку выше центра, то он, положив шар № 1, за счет наката ударится о борт и отразится в направлении шара № 2. В зависимости от силы удара биток остановится в одном из показанных на схеме положений. Здесь промахнуться очень трудно. Если вновь нанести удар по битку выше центра, то биток, положив шар № 2, остановится внутри заштрихованного сектора. После этого легко положить шар № 3.

Рис. 47. Тройка с руки.

Многократное повторение одних и тех же ударов - лучший способ обучения игре. Не увлекайтесь сложными ударами через весь стол. Отрабатывать стоит лишь удары простые и средней сложности, при выполнении которых часто ошибаются. Под ошибкой в данном случае следует понимать не просто промах по лузе, а неудачный выход под следующий шар. Поэтому на тренировках следует повторять удар даже в том случае, если прицельный шар сыгран, но выход не получился. Отрабатывайте выход до тех пор, пока не научитесь с уверенностью достигать желаемого результата. Многие полагают, что успех в игре приносит умение выполнять сложные удары. Практика, однако, показывает, что выигрывают не те, кто выполняет сложные удары, а скорее наоборот, проигрывают те, кто не может сделать правильный выход при выполнении простых ударов.

В качестве хорошего тренировочного упражнения как для начинающих, так и для более сильных игроков можно рекомендовать игры в «Восьмерку» и «Девятку» с измененными правилами. Если с разбития падает шар, то можно начинать свою серию ИГРОЙ С РУКИ. После промаха по лузе соперник начинает свою серию также с руки. Преимущество такой игры в том, что игра с руки начинается с осмотра стола. Даже начинающий увидит возможность забить два, а то и три шара. Более опытный игрок очень быстро находит наиболее рациональный способ последовательно забить все шары. Такая тренировочная игра приучает быстро принимать стандартные игровые решения и выбирать наиболее простой путь для организации серии. Час игры в «Восьмерку» или «Девятку» с руки дает для обучения столько же, сколько пятнадцать часов обычной игровой практики.

Следует подчеркнуть, что технику и тактику нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Чем шире арсенал технических приемов - тем больше возможностей для позиционной игры. Выше были рассмотрены довольно простые выходы. По мере совершенствования техники игры можно переходить к более сложным и изощренным выходам. Однако всему свое время. Не следует торопить события. Только освоив основополагающие приемы, можно переходить к разучиванию более сложных, при этом важно правильно оценить уровень своей игры. Начинающему можно дать простой совет: НЕ ТАК ВАЖНО ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ХОРОШО, КАК ЗНАТЬ, НАСКОЛЬКО ТЫ ИГРАЕШЬ ПЛОХО. Мне приходилось довольно близко общаться со многими известными мастерами. И все они, как правило, не удовлетворены своей игрой. Это вполне понятно. По мере совершенствования мастерства и обретения опыта в корне изменяются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. На плохую игру жалуются даже те виртуозы, которые регулярно заканчивают партию с кия. Понаблюдайте за игрой признанных мастеров на официальных соревнованиях, и тогда вы поймете, что такое современный лузный бильярд высокого уровня.

Игра в бильярд - интересное, увлекательное занятие. Наверняка друзья не раз звали вас «покатать шары», но вы отказывались по причине отсутствия опыта или интереса. Но если вы никогда не играли в бильярд, вам нужно научиться этому и наша статья поможет вам сделать первые шаги.

Абсолютно любой человек может освоить правила игры , которые помогут продвинуться в тренировках. Многие не играют только потому, что у них нет желания. Вашему вниманию представляется серия советов, которых нужно придерживаться, осваиваясь на бильярдном столе, если вы не хотите записываться в спортивную школу.

1. С чего начать игру новичку?

Если вы запишитесь в школу обучения бильярду, вас поставят в пару с таким же новичком, как и вы, поэтому вывод - начинать обучение необходимо с неопытным напарником. В это время (несколько дней) вы научитесь более-менее правильно держать кий в руке, правильно подходить к столу и т.д.

После того, как вы привыкните к бильярдному столу , можно найти игрока поопытнее. Он объяснит технические моменты, но даже после этого обращайте внимание на то, как он держит кий, как бьет по шарам. Следите за игровой ситуацией, запоминайте расположение шаров на столе, в следующий раз, когда они встанут примерно так же, как вы это уже видели, сделайте удар, выполненный в такой ситуации ранее опытным наставником. Постоянно смотрите за игрой профессионала, копируйте его методику игры и различные приемы. Так вы начнете понимать «картину» игры и для вас со временем все станет проще.

2. Всегда спрашивайте наставника , какой шар в этой ситуации лучше бить и вообще, как правильно поступить? Не стесняйтесь и не думайте, что это зазорно. Вы - новичок, и просто обязаны задавать как можно больше вопросов. Причем делать это необходимо в любой сфере и профессии.

3. Не нужно радоваться, когда опытный наставник позволил себя выиграть. От этого опыта не прибавится, к тому же вы просто не сможете толком сосредоточиться на игре. Можете даже сказать партнеру, чтобы он не делал этого.

4. Как только очередь дошла до вас, не нужно забивать шары так, словно вы суперигрок. Чего доброго попадете вылетевшим за борт шаром в лампу, установленную над столом, либо испортите инвентарь.

5. Если шары встали «неудобно», совсем необязательно пытаться выйти из затруднительного положения. Для этого можно сделать удар так, чтобы ситуация не поменялась и противнику было также сложно сделать выбор. А вот он уже, пытаясь «забить», может создать на столе такое положение шаров, из которого вам не составит труда их закатить в лунку. Не забывайте про риск. Все время бояться того, что шары встанут «не так», не нужно, поэтому иногда рискуйте. Бывает и так, что после принятия такого решения, в лузу «залетает» сразу два шара.

6. Не торопитесь сразу бить кием по шару. Сначала внимательно посмотрите, как шары расположились на столе. Иногда так хочется нанести удар, а на самом деле он далеко не оптимальный. Поэтому каждый удар планируйте.

7. Играть более двух часов без перерыва не нужно, внимание начнет снижаться, результат ухудшится.

Другой способ научиться играть в бильярд - записаться в обучающую школу. Для профессиональной подготовки, детей туда отдают с четырех-пяти лет, а вы можете придти в любое время. Там научат правильно держать кий, стоять возле стола, «просчитывать» выигрышные ситуации, «читать» игру.

Чтобы быстрее научиться играть, делайте это постоянно. Многие проводят за столом целый день, оттачивая мастерство. Нужно загореться идеей, вам должно быть очень интересно, тогда вы научитесь играть за один-два дня, не на профессиональном, а на любительском уровне.

© 2024 crimeagril.ru -- Игровой клуб