Условные обозначения дорог схемы яндекс карты. Условные знаки топографических карт. В котловине различают

Главная / Книги

на топографической карте.

Попалась вам в руки карта мало кому известная из тайных архивов района или области. А там, давно исчезнувшие хутора, и сёла, и станицы и много ещё непонятных знаков, чёрточек и точек. Что обозначают значки на топографической карте? Как понять и определить, где действующее поселение, где исчезнувшее, где кладбище, а где живой родник с кристально чистой питьевой водой, который может вам пригодиться в знойную летнюю погоду во время копа. Кто-то скажет, надо было учить географию, и это правильно, но всего не запомнишь.

А нам, кладоискателям и археологам любителям важно уметь правильно читать топографическую карту, для правильной и быстрой ориентировки на местности. Ладно, когда поиск старины вы ведёте в знакомой местности. А если это чужой район или регион? Старожилы кладоискательства советуют вести коп совместно, в компании. Так возможно вы сможете защитить себя от нападков местных жителей и представителей власти. Вам будет весело в обществе единомышленников, и если что-нибудь случится непредвиденное, вам обязательно помогут. Но если не один из вас не знает расшифровку обозначения значков на топографической карте - грош вам цена. Бегать из стороны в сторону, бешено искать по округе наугад места для раскопок - глупо, вызывающе, чрезмерная суета привлекает негативное внимание.

И так, приступим к детальному изучению обозначений на вашей секретной карте сокровищ.

1. Множественные здания.
2. Разрушенные здания.
3. Одиночное здание.
4. Разрушенное здание.
5. Работающие шахты.
6. Закрытые шахты.
7. Промышленное предприятие (завод, фабрика).
8. Заводская труба.
9. Электростанция.
10. Склад горюче-смазочных материалов.
11. Башня либо каменная, либо металлическая.
12. Башня лёгкой конструкции (с уголков).
13. Телевизионные и радиовышки.
14. Распределяющий трансформатор.
15. Центр телевидения или радиовещания.
16. Взлётная полоса для самолётов (аэродром).
17. Жильё лесника.
18. Геодезическая точка.
19. Железная дорога.
20. Каменный или кирпичный забор (ограждение).
21. Родник.
22. Колодец воды (журавль).
23. Колодец ветряной.
24. Обычный колодец, сруб.
25. Мусульманское кладбище.
26. Основные расположения стоянок чумов и юрт.
27. Электрические провода на деревянных столбах.
28. Электропровода на бетонных столбах.
29. Двигатели, работающие от ветра (электростанции).
30. Ветряные мельницы.
31. Добыча торфа масштабная.
32. Мельница водяная.
33. Бензозаправка.
34. Метеорологический пункт.
35. Часовенка.
36. Церковь (храм, собор).
37. Большое кладбище.
38. Маленькое кладбище.
39. Монументы, обелиски, мемориалы и памятники.
40. Пчеловодческая пасека.



41. Лес. Цифры в числители - высота, в знаменатели - обхват ствола, цифра рядом - расстояние между деревьями. Впереди дроби, могут писать какой лес: берёзовый, кленовый, дубовый, или смешанный.
42. Хвойный лес.
43. Лес вырубленный.
44. Редкий лес.
45. Поросли кустарников.
46. Солончаки не проходимые.
47. Проходимые солончаки.
48. Непроходимые болота с растительностью. Если три чёрточки (как на рисунке) - мох. Если две чёрточки - трава. Кустиком изображается камыш или тростник.
49. Сад фруктовый.
50. Сухой лес или сгоревший.
51. Камыш или тростник.
52. Лес, поваленный бурей (ураганом, смерчем).
53. Высокий травостой.
54. Растительность луга, менее одного метра в высоту.
55. Молодые деревья.

56. Овраги и ямы.

57. Курганы.

58. Высота абсолютная.

59. Камни.

60. Пещера.

61. Указание брода на реке. Первая цифра в знаменателе – глубина, вторая – длина. В числителе первая – тип грунта (Т – твёрдый), вторая – скорость течения реки.

62. Терриконы.

63. Обжиг извести.

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков, которые необходимо знать каждому туристу.

Туристы-пешеходы очень часто пользуются дорогами для движения по своим маршрутам, но даже тогда, когда туристы идут без дорог и троп, они могут служить им как ориентиры.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги (раньше все эти дороги назывались гужевыми; гужевой транспорт — это перевозка грузов в телегах, санях, арбах, в которые с помощью гужи (ременной петли) запрягались лошади.

. Шоссейные и грунтовые дороги

Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие — каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Кое-где еще можно встретить и деревянное шоссе: на севере нашей страны на заболоченной местности под Архангельском можно еще встретить дощатые дороги, а в Германии в прошлом веке были сделаны кое-где дороги из деревянных чурбачков, укрепленных в фунте торчком. Встречаются и плиточные покрытия дорог наподобие паркета из природного тесаного камня.

В прошлом веке очень распространено было булыжное покрытие мостовых (мостовая — это проезжая часть улиц и переулков) и даже дорог между городами. Нередко дороги покрывались щебнем — мелко битым камнем. Но с появлением в XX веке автомобиля возникла необходимость делать скоростные дороги с твердым гладким покрытием. Так с 20-х годов прошлого столетия люди стали строить шоссейные дороги с асфальтовым, а затем бетонным покрытием.

Всякая шоссейная дорога с твердым искусственным покрытием делается всегда немного выпуклой, чтобы дождевая вода скатывалась с нее на стороны. По бокам оставляют часть насыпи, не покрытую асфальтом, но посыпанную песком, гравием или щебнем (гравий или галька — мелкий речной камень). Это так называемые обочины. А за обочинами прорываются с обеих сторон канавы (или — кюветы), куда стекает вода.

Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета; параллельные друг другу линии, промежуток между которыми шириной и 0,8 или 1 мм заполняется красной (оранжевой) краской.

Как уже говорилось, знак шоссе является немасштабным по ширине, то есть нельзя по ширине знака на карте (например, 1 мм) определить точно ширину шоссе на местности (длина знака, конечно, соответствует действительной длине шоссе с очень небольшим отклонением).

Но всем, кто пользуется шоссейными дорогами для проезда по ним (как гражданским, так и особенно военным людям), очень важно знать заранее ширину каждого шоссе — ведь от этого многое зависит. Поэтому у каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак — буквенно-цифровая характеристика этого шоссе. Эта характери-

стика состоит из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон — буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К». Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе ), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами от внутреннего края одного кювета до внутреннего края другого кювета (рис. 4).

Этот знак характеристики ставится поперек самого знака шоссе в удобном месте; при вычерчивании знака шоссе делается разрыв в черных параллельных линиях, но красный цвет в промежутке между ними не прерывается.

Мы, туристы-пешеходы, редко ходим по шоссе. Это, во-первых, небезопасно, а, главное, — неинтересно. Лучше уж идти по тропинкам и дорогам, которые часто проложены рядом с шоссе параллельно ему. Но так или иначе наши маршруты пересекаются с шоссейными дорогами, и поэтому нам надо знать знак шоссе.

Следующий тип автомобильных дорог — грунтовые дороги. Грунт — это почва, земля. Следовательно, грунтовые дороги, это дороги земляные, ничем искусственным не покрытые. Они могут быть частично или целиком усыпаны песком, гравием, щебнем, шлаком (щАж — перегоревший каменный уголь), битым кирпичом, но это не является твердым покрытием.

Все фунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные дороги и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно — УГД).

Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина промежутка между штрихами — около одного миллиметра (рис. 5).

Проселочная дорога — это тоже дорога фунтовая, но она имеет более важное значение, она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочная дорога соединяет село с селом, деревню с городом, поселком, железнодорожной станцией, с шоссе. Если простая фунтовая дорога, идущая через лес к вырубке или через поле к стогу сена, может вдруг кончиться где-то в лесу или в поле, то проселок не оборвется неожиданно, а обязательно выведет вас к какому-либо населенному пункту или к другой крупной дороге. Проселочная дорога обозначается на топофафических картах сплошной тонкой черной линией (рис. 6).

Из самого названия видно, что улучшенная грунтовая дорога — это тоже дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия. Улучшенной она называется потому, что ей придают слегка выпуклую форму (профилируют) для лучшего стока воды, посыпают фавием или щебнем, утрамбовывают катком и вырывают по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий, но промежуток между ними имеет ширину 0,6-0,8 мм и заполняется не оранжевым, а желтым цветом (рис. 7).

Чаще всего туристы пользуются в походах пешеходными тропами. Пешеходная тропа — это тоже дорога, по ней можно проехать на велосипеде, на мотоцикле, на лошади. Но она, как правило, слишком узка для машины и телеги.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении. Тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать. Подумайте, в силу каких причин это может происходить?

В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении.

Кроме того, бывают очень короткие тропки от дома к колодцу, к пруду, к проселку; встречаются временные тропинки-одногодки. Все такие тропы на картах не показывают. Это необходимо учитывать путешественникам. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов.

Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги — тонкая черная прерывистая (штриховая, а не пунктирная, как ее неправильно иногда называют) линия, но каждый штрих имеет уже меньшую длину равную 2 мм, а промежуток между штрихами — чуть меньше миллиметра (рис. 5).

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах. На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 8 а), теперь он изображается простым черным коротким штрихом, который располагается перпендикулярно знаку шоссе от его осевой линии в ту сторону за пределы знака шоссе, на обочине которой стоят столбы с километровыми обозначениями (рис. 8 б).

. Железные дороги

Топографический знак железной дороги в последние 25 лет тоже претерпел изменения.

Железные дороги бывают в одну или несколько колей. Одна колея — это две рельсы, уложенные на шпалы, по которым идет поезд. Если железная дорога имеет две колеи, это значит, что на участке уложено два пути — 4 рельса, по которым одновременно могут двигаться в разных направлениях два состава. Не следует путать двухколейную железную дорогу с так называемыми разъездами на одноколейных дорогах. Такие разъезды показывают только на очень крупномасштабных картах.

Могут быть, конечно, не только двухпутные, но и трех-, четырехпут-ные железные дороги. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейные и широкой колеи, по которой ходят обычные пассажирские и товарные поезда. А узкая колея предназначается для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы — лес, торф, фунты (песок, гравий, щебень) и др.

Раньше знак железной дороги изображался двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми «шашечками» по 4 мм длиной каждая (рис. 9 а). Теперь знак представляет собой сплошную толстую черную линию (рис. 9 б). Ее толщина достигает 0,6 мм.

Но читателям топофафической карты бывает необходимо знать, сколько путей имеет железная дорога на каждом данном участке, а кроме того, необходимо знать — электрифицирована или неэлектрифицирована та или другая железная дорога. Эту информацию тоже дает топографическая карта (рис. 9).

Два коротких шфиха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована. На старых знаках железных дорог вся эта информация содержалась в белых просветах знака.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится с той стороны, с какой от полотна железной дороги расположено здание вокзала (пристанционное строение).

. Мосты

На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки — бетонными. Топографические знаки мостов — это знаки фигурные и немасштабные.


Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 10). Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста.

Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, — дерево (если мост бетонный, ставится буква «К»). Коэффициент 3 — это высота моста над; поверхностью воды в реке. В числителе дроби первая цифра, 24, — длина моста в метрах, вторая цифра, 5, — его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

Очень часто дороги пересекаются с небольшими сухими овражками, лощинками, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. Чтобы проложить дорогу через овраг, надо поперек оврага сделать насыпь: — ведь не могут машины всю дорогу то круто съезжать вниз, то круто подниматься вверх по склонам. Но насыпь перегородит овраг, и когда весной станет таять снег, выше от насыпи по течению образуется целое озеро. Скопившаяся вода постепенно размоет насыпь, и дорога обвалится,

разрушится. Чтобы этого не произошло, на всех дорогах в местах, где они пересекают овраги, под насыпи укладывается широкая бетонная труба для стока воды. Иногда строят даже большую кирпичную арку под дорогой. У таких труб есть свой топографический знак (рис. И). Для туристов эти трубы под дорогами могут служить хорошими ориентирами. На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие — только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Но иногда бывают и хорошо оборудованные пешеходные мостки с перилами с одной или даже двух сторон. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 12).

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ТОПОГРАФИЧЕСКИХ КАРТАХ

А
А асфальт, асфальтобетон (материал покрытия дорог)
авт. автомобильный завод
алб. алебастровый завод
анг. ангар
анил. анилино-нрасочный завод
АО автономная область
апат. апатитовые разработки
ар. арык (канал или канава в Средней Азии)
арт. к. артезианский колодец
арх. архипелаг
асб. асбестовый завод, карьер, рудник
АССР Автономная Советская Социалистическая Республика
астр. астрономический пункт
асф. асфальтовый завод
аэрд. аэродром
аэрп. аэропорт

Б

Б булыжник (материал покрытия дорог)
б., бал. балка
Б., Бол. Большой,-ая. -ое, -ие (часть собственного названия)
бар. барак
бас. бассейн
бер. береза (порода леса)
Бет. бетонный (материал плотины)
биол. ст. биологическая станция
бл.-п. блокпост (железнодорожный)
бол. болото
Бр брусчатка (материал покрытия дорог)
бр. брод
бр. мог. братская могила
б. тр. будка трансформаторная
булг. булгуннях (отдельный бугор естественного образования)
бум. бумажной промышленности (фабрика, комбинат)
бур. буровая вышка, скважина
бух. бухта


В

В вязкий (грунт дна реки) (гидрография)
ваг. вагоноремонтный, вагоностроительный завод
вдкч. водокачка
вдп. водопад
вдпр. ст. водопроводная станция
вдхр. водохранилище
Вел. Великий, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
вет. ветеринарный пункт
вин. винодельческий, винокуренный завод
вкз. вокзал
влк. вулкан
вод. водонапорная башня
Выс. Выселки (часть собственного названия)

Г
Г гравий (материал покрытия дорог)
гав. гавань
газ. газовый завод, газовая вышка, скважина
газг. газгольдер (большой резервуар для газа)
гал. галантерейной промышленности (завод, фабрика)
галеч. галечник (продукт добычи)
гар. гараж
гидрол. ст. гидрологическая станция
Гл. Главный (часть собственного названия)
глин. глина (продукт добычи)
глиноз. глиноземный завод
гонч. гончарный завод
гор. горячий источник
гост. гостиница
г. прох. горный проход
гряз. грязевой вулкан
ГСМ горюче-смазочных материалов (склад)
г.-сол. горько-соленая вода (в озерах, источниках, колодцах)
гсп. госпиталь
ГЭС гидроэлектростанция

Д
Д деревянный (материал моста, плотины)
дв. двор
дет. д. детский дом
джут. джутовый завод
Д. О. дом отдыха
домостр. домостроительный завод, комбинат древ. деревообрабатывающей промышленности (завод, фабрика)
древ. уг. древесный уголь (продукт обжига)
дров. дровяной склад
дрож. дрожжевой завод

Е
ер. ерик (узкий глубокий проток, соединяющий русло реки с небольшим озером)

Ж
ЖБ железобетонный (материал моста, плотины)
жел. железистый источник, место добычи железной руды,
железообогатительная фабрика,
жел.-кисл. железнокислый источник

Зап. Западный, -ая, -ое,-ые (часть собственного названия)
зап. запань (заводь, речной залив)
запов. заповедник
засып. засыпанный колодец
зат. затон (залив на реке, используемый для зимовки и ремонта судов)
звер. Звероводческий совхоз, питомник
Зем. земляной (материал плотины)
земл. землянка
зерк. зеркальный завод
зерн. зерносовхоз
зим. зимовка, зимовье
зол. золотой (прииск, месторождение)
зол.-плат. золото-платиновые разработки

И
игр. игрушечная фабрика
изв. известковый карьер, известь (продукт обжига)
изумр. изумрудные копи
инст. институт
иск. волок. искусственного волокна (фабрика)
ист. источник

К
К каменистый (грунт дна реки), камень колотый (материал покрытия дороги), каменный (материал моста, плотины)
К., к. колодец
каз. казарма
кам. каменоломня, камень
кам.-дроб. камнедробильный завод
кам. стб. каменный столб
кам. уг. каменный уголь (продукт добычи)
кан. канал
канат. канатный завод.
каол. каолин (продукт добычи), каолиновый обогатительный завод
каракул. каракулеводческий совхоз
карант. карантин
кауч. каучуковый завод, плантация каучуконосов
керам. керамический завод
кин. кинематографической промышленности (фабрика, за¬ вод)
кирп. кирпичный завод
Кл клинкер (материал покрытия дороги)
клх. колхоз
кож. кожевенный завод
кокс. коксохимический завод
комбик. комбикормовый завод
компрес. ст. компрессорная станция
кон. коневодческий совхоз, конный завод
конд. кондитерская фабрика
конопл. коноплеводческий совхоз
конс. консервный завод
котл. котловина
коч. кочевье
кош. кошара
Кр., Красн. Красный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия
креп. крепость
круп. крупяной завод, крупорушка
кум. кумирня
кур. курорт

Л
лаг. лагуна
лакокр. лакокрасочный завод
Лев. Левый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
лесн. дом лесника
леснич. лесничество
лесп. лесопильный завод
лет. летник, летовка
леч. лечебница
ЛЗС лесозащитная станция
лим. лиман
листв. лиственница (порода леса)
льнообр. льнообрабатывающий завод

М
М металлический (материал моста)
м. мыс
мак. макаронная фабрика
М., Мал. Малый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
маргар. маргариновый завод
маслоб. маслобойный завод
маслод. маслодельный завод
маш. машиностроительный завод
меб. мебельная фабрика
медепл. медеплавильный завод, комбинат
медн. медные разработки
мет. металлургический завод, завод металлоизделий
мет.-обр. металлообрабатывающий завод
мет. ст. метеорологическая станция
мех. меховая фабрика
МЖС машинно-животноводческая станция
мин. минеральный источник
ММС машинно-мелиоративная станция
мог. могила, могилы
мол. молочный завод
мол.-мясн. молочно-мясной совхоз
мон. монастырь
мрам. мрамор (продукт добычи)
МТМ машинно-тракторная мастерская
МТФ молочнотоварная ферма
муз. инстр. музыкальных инструментов (фабрика)
мук. мукомольная мельница
мыл. мыловаренный завод

Н
набл. наблюдательная вышка
наполн. наполняемость колодца
нац. окр. национальный округ
недейств. недействующая
нефт. нефтедобыча, нефтеперегонный завод, нефтехранили¬ще, нефтяная вышка
Ниж. Нижний, -яя, -ее, -ие (часть собственного названия)
низм. низменность
ник. никель (продукт добычи)
Нов. Новый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)

О
о., о-ва остров, острова
оаз. оазис
обсерв. обсерватория
овр. овраг
овц. овцеводческий совхоз
огнеуп. огнеупорных изделий (завод)
оз. озеро
Окт. Октябрьский, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
ор. оранжерея
ост. п. остановочный пункт (железнодорожный)
отд. свх. отделение совхоза
ОТФ овцетоварная ферма
охотн. охотничья изба

П
П песчаный (грунт дна реки), пашня
п., пос. поселок
пам. памятник
пар. паром
парф. парфюмерно-косметическая фабрика
пас. пасека
пер. перевал (горный), перевоз
пес. песок (продукт добычи)
пещ. пещера
пив. пивоваренный завод
пит. питомник
пищ. конц. пищевых концентратов (завод)
пл. платформа (железнодорожная)
пластм. пластических масс (завод)
плат. платина (продукт добычи)
плем. племенной животноводческий совхоз
плодовин. плодовиноградный совхоз
плодоовощ. плодоовощеводческий совхоз
плод.-яг. плодово-ягодный совхоз
п-ов полуостров
погр. заст. пограничная застава
погр. кмд. пограничная комендатура
погруз. погрузочно-разгрузочная площадка
пож. пожарная вышка (депо, сарай)
полигр. полиграфической промышленности (комбинат, фабрика)
пол. ст. полевой стан
пор. порог, пороги
пос. пл. посадочная площадка
пост. дв. постоялый двор
пр. пруд, пролив, проезд (под путепроводом)
Прав. Правый, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
прист. пристань
пров. провинция
провол. проволочный завод
прот. протока
пряд. прядильная фабрика
ПС Поселковый Совет
ПТФ птицетоварная ферма
пут. п. путевой пост

Р
рад. радиозавод
радиост. радиостанция
раз. разъезд
разв. развалины
разр. разрушенный
рез. резиновых изделий (завод, фабрика)
рис. рисоводческий совхоз
р. п. рабочий поселок
PC Районный Совет (РЦ -районный центр)
руд. рудник
рук. рукав
рыб. рыбный промысел (завод, фабрика)
рыб. пос. рыбацкий поселок

С
сан. санатории
cap. сарай
сах. сахарный завод
сах. трост. сахарный тростник (плантация)
СВ Северо-Восточный
Св. Святой, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
св. свыше
свекл. свекловодческий совхоз
свин. свиноводческий совхоз
свинц. свинцовый рудник
свх. совхоз
Сев. Северный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
сел. ст. селекционная станция
семен. семеноводческий совхоз
серн. сернистый источник, серный рудник
СЗ Северо-Западный
сил. силосная башня
силик. силикатной промышленности (завод, фабрика)
ск. скала, скалы
скип. скипидарный завод
скл. склад
сланц. сланцевые разработки
смол. смолокуренный завод
Сов. Советский, -ая, -ое, -ие (часть собственного названия)
соев. соеводческий совхоз
сол. соленая вода, солеварни, соляные разработки, копи
соп. сопка
сорт. ст. сортировочная станция
спас. ст. спасательная станция
спич. спичечная фабрика
Ср., Сред. Средний, -яя, -ее, -ие (часть собственного названия)
СС Сельсовет (центр сельского поселения)
Ст., Стар. Старый, -an, -oe, -ые (часть собственного названия)
стад. стадион
стал. сталелитейный завод
стан. становище, стойбище
стб. столб
стекл. стекольный завод
ст. перекач. станция перекачки
стр. строящийся
стр. м. строительных материалов завод
СТФ свинотоварная ферма
суд. судоремонтный, судостроительный завод
сук. суконная фабрика
сух. сухой колодец
суш. сушильня
с.-х. сельскохозяйственный
с.-х. маш. сельскохозяйственного машиностроения (завод)

Т
Т твердый (грунт дна реки)
таб. табаководческий совхоз, табачная фабрика
там. таможня
текст. текстильной промышленности (комбинат, фабрика)
тер. террикон (отвал пустой породы у шахт)
техн. техникум
тов. ст. товарная станция
тол. толевый завод
торф. торфяные разработки
тракт. тракторный завод
трик. трикотажная фабрика
тун. туннель
ТЭЦ теплоэлектроцентраль

У
уг. уголь бурый, каменный (продукт добычи)
уг.- кисл. углекислый источник
укр. укрепление
ур. урочище
ущ. ущелье

Ф
ф. форт
факт. фактория (торговое поселение)
фан. фанерный завод
фарф. фарфорово-фаянсовый завод
фер. ферма
фз. фанза
фирн. фирновое поле (снежное поле из зернистого снега в высокогорных районах)
фосф. фосфоритный рудник
фт. фонтан

X
х., хут. хутор
хиж. хижина
хим. химический завод
хим.-фарм. химико-фармацевтический завод
хлебн. хлебный завод
хлоп. хлопководческий совхоз, хлопкоочистительный завод
холод. холодильник
хр. хребет
хром. хромовый рудник
хруст. хрустальный завод

Ц
Ц цементобетон (материал покрытия дороги)
Ц., Центр. Центральный,-ая,-ое,-ые (часть собственного названия)
цвет. цветной металлургии (завод)
цем. цементный завод
чаев. чаеводческий совхоз
чайн. чайная фабрика
ч. мет. черной металлургии (завод)
чуг. чугунолитейный завод

Ш
шах. шахта
шив. шивера (пороги на реках Сибири)
шиф. шиферный завод
шк. школа
Шл шлак (материал покрытия дорог)
шл. шлюз
шпаг. шпагатная фабрика
шт. штольня

Щ
Щ щебень (материал покрытия дорог)
щел. щелочной источник

Э
элев. элеватор
эл. подст. электрическая подстанция
эл.-ст. электростанция
эл. -техн. электротехнический завод
эф.-масл. эфиромасличных культур совхоз, завод по переработке эфирных масел

Ю
ЮВ Юго-Восточный
Юж. Южный, -ая, -ое, -ые (часть собственного названия)
ЮЗ Юго-Западный
юр. юрта

Я
яг. ягодный сад

Условные знаки бывают контурные, линейные и внемасштабные.

  • Контурными (площадными) знаками показаны, например, озера;
  • Линейными знаками - реки, дороги, каналы.
  • Внемасштабными знаками на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картах — населенные пункты, вулканы, водопады.

Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков

Рис. Основные условные знаки

Рис. Условные знаки местности

Изолинии

Есть отдельная категория условных знаков — изолинии, т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами , линии равной температуры воздуха - изотермами , линии равных высот земной поверхности — изогипсами ил и горизонталями.

Рис. 2. Примеры изолиний

Способы картографирования

Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы . Способом ареалов показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном - подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки

Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой (рис. 4).

Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы

К способу картодиаграммы прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.

Изображение рельефа на планах и картах

На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.

Горизонтали, как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).

Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту, которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).

Рис. 6. Изображение холма на плоскости

Рис. 7. Определение относительной высоты

Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир (от фр.niveau - уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.

Провести нивелирование холма - это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.

Рис. 8. Невелирование холма

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).

Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа

Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.

Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой. В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.

На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.

Условные обозначения карте или плане являются своего рода их азбукой, по которой их можно прочесть, узнать характер местности, наличие определенных объектов, оценить ландшафт. Как правило, условные знаки на карте передают общие черты с существующими в реальности географическими объектами. Умение расшифровывать картографические обозначения незаменимо при совершении туристических походов, особенно в далекую и незнакомую местность.

Все обозначенные на плане объекты можно измерить в масштабах карты, чтобы представлять их реальные размеры. Таким образом, условные знаки на топографической карте – это ее «легенда», их расшифровка с целью дальнейшего ориентирования на местности.Однородные предметы обозначаются одинаковым цветом или штрихом.

Все очертания объектов, расположенных на карте, по способу графического изображения, делятся на несколько видов:

  • Площадные
  • Линейные
  • Точечные

Первый вид составляют объекты, занимающие большую площадь на топографической карте, которые выражены областями, заключенными в границы в соответствии с масштабами карты. Это такие объекты, как озера, леса, болота, поля.

Линейные обозначения – это очертания в виде линий, их можно заметить в масштабах карты по длине объекта. Это реки, железные или автомобильные дороги, линии электропередач, просеки, ручьи и т.п.

Точечные очертания (внемасшатабные) обозначают предметы маленьких размеров, не способные выражаться в масштабах карты. Это могут быть как отдельные города так и деревья, колодцы, трубы и прочие мелкие единичные объекты.

Условные обозначения наносятся для того, чтобы иметь как можно более полное представление об указанной местности, но это не говорит о том, что идентифицированы абсолютно все малейшие детали реального отдельно взятого района или города. План указывает лишь те объекты, которые имеют большое значение для народного хозяйства, службы МЧС, а также военнослужащих.

Виды условных знаков на картах


Условные обозначения, используемые на картах военных

Чтобы опознавать знаки карты, нужно уметь их расшифровывать. Условные символы делятся на масштабные, внемасштабные и пояснительные.

  • Масштабные символы указывают на местные объекты, способные своими размерами выражаться в масштабах топографической карты. Их графическое обозначение проявляется в виде мелкого пунктира или тонкой линии. Область внутри границы заполняется условными значками, которые соответствуют наличию реальных объектов на этой местности. По масштабным знакам на карте или плане можно измерять площадь и размеры реального топографического объекта, а также его очертания.
  • Внемасштабные условные обозначения указывают на предметы, которые не могут быть отображены в масштабах плана, о размерах которых нельзя судить. Это какие-то отдельные строения, колодца, вышки, трубы, километровые столбы и прочее. Внемасштабные обозначения не указывают размеры объекта, расположенного на плане, поэтому сложно определить реальную ширину, длину трубы, элеватора или отдельно стоящего дерева. Целью внемасштабных обозначений является точное указание конкретного объекта, что всегда важно при ориентировании во время путешествия в незнакомой местности. Точное указание местоположения указанных объектов осуществляется главной точкой условного знака: это может быть центр или нижняя средняя точка фигуры, вершина прямого угла, нижний центр фигуры, ось условного обозначения.
  • Пояснительные знаки служат для раскрытия информации масштабных и внемасштабных обозначений. Они дают дополнительную характеристику объектам, расположенным на плане или карте, например, указание стрелками направления течения реки, обозначения породы леса специальными знаками, грузоподъемности моста, характер покрытия дорог, толщина и высота деревьев в лесу.

Кроме этого, топографические планы помещают на себе другие обозначения, служащие дополнительной характеристикой для некоторых указанных объектов:

  • Подписи

Некоторые подписи используются полностью, некоторые – в сокращенном виде. Полностью расшифровываются наименования населенных пунктов, названия рек, озер. Сокращенные подписи используются для указания более подробных характеристик некоторых объектов.

  • Цифровые условные обозначения

Применяются для обозначения ширины и длины рек, автомобильных и железных дорог, линий передач, высоты точек над уровнем моря, глубины бродов и т.д. Стандартное обозначение масштаба карты всегда одинаковое и зависит лишь от размера этого масштаба (например, 1:1000, 1:100, 1:25000 и т.д.).

Для того чтобы как можно проще ориентироваться по карте или плану, условные знаки обозначаются различными цветами. Чтобы отличать даже малейшие объекты, используется более двадцати различных оттенков, от интенсивно окрашенных областей до менее ярких. Чтобы карта легко читалась, внизу нее приводится таблица с расшифровкой цветовых обозначений. Так, обычно водные объекты обозначаются синим, голубым, бирюзовым цветом; лесные объекты зеленым; рельеф местности – коричневым; городские кварталы и малые населенные пункты – серо-оливковым; шоссе и автодороги – оранжевым; государственные границы – фиолетовым, нейтральная область – черным. Причем, кварталы с огнестойкими строениями и сооружениями обозначаются оранжевым цветом, а кварталы с неогнестойкими сооружениями и улучшенными грунтовыми дорогами – желтым цветом.


Единая система условных обозначений карт и планов местности имеет в своей основе следующие положения:

  • Каждый графический знак всегда соответствует какому-либо определенному типу или явлению.
  • У каждого знака существует свой четкий рисунок.
  • Если карта и план отличаются масштабом, объекты не будут различаться своим обозначением. Разница будет только в их размерах.
  • Рисунки реальных объектов местности обычно указывают на ассоциативную связь с ним, поэтому воспроизводят профиля или внешний вид этих объектов.

Для установления ассоциативной связи знака и объекта существует 10 типов формирования композиций:


© 2024 crimeagril.ru -- Игровой клуб